Статья:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Файзуллина Д.А. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 13(280). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/280/146639 (дата обращения: 22.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ

Файзуллина Диана Аскатовна
студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Акчулпанова Альфия Ануровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В статье анализируется влияние народных сказок на процесс развития и обучения детей. Народная сказка является одним из эффективных способов становления ребенка как личности, ознакомления с правилами жизни, ценностями и моралями.

Abstract. The article analyzes the influence of folk tales on the process of development and learning of children. A folk tale is one of the effective ways to develop a child as an individual, to become familiar with the rules of life, values ​​and morals.

 

Ключевые слова: народная педагогика, народная сказка, дошкольный возраст.

Keywords: folk pedagogy, folk tale, preschool age.

 

Народная педагогика – это наши истоки и история, праздники и традиции, песни и сказки, былины и легенды. Каждый народ составляет свои сказки, которые передают из поколения в поколение духовно-нравственные ценности общества. Народный фольклор – это основное средство воспитания детей в духе народных традиций [2].

Дошкольный возраст является важным периодом развития и обучения детей, становления ребенка как личности, формирования нравственного поведения и качеств, необходимые для успешной социализации дошкольников.

Народная сказка является одним из эффективных способов становления ребенка как личности, ознакомления с правилами жизни, ценностями и моралями. В сказке ярко выражены положительные и отрицательные качества героев, что способствует формированию понимания о добре и зле у детей дошкольного возраста.

Один из самых распространенных жанров художественной литературы для детей – это сказка. Дети не только с удовольствием слушают сказки, но и с ее помощью знакомятся с окружающей действительностью, с положительными и отрицательными героями, с правилами и нормами поведения и т.д.

Особое место занимает народная сказка. Знакомство с народной сказкой имеет патриотический характер. Она учит традициям и обычаям народа, к которому принадлежит ребенок, учит добрым и злым поступками, знакомит с различными персонажами и настоящими героями, совершающими подвиги.

Перед педагогом стоит сложная задача – донести до детей сказку как элемент произведения искусства, раскрыть ее основную мысль, способствовать формированию эмоционального отклика по отношению к героям сказок. Для этого педагог должен владеть навыком выразительного чтения, техникой рассказывания, четкой дикцией и интонационной выразительностью.

Н.Г. Евсикова выделяет несколько типов занятий по художественному чтению и рассказыванию сказок:

1. чтение или рассказывание одного произведения;

2. чтение нескольких произведений, которые объединены одной тематикой или образом;

3. объединение произведений, которые принадлежат к различным видам искусства (например, чтение сказки и рассматривание репродукции художника к данному произведению);

4. чтение и рассказывание с использованием наглядного сопровождения (например, чтение и показ игрушек, использование определенного вида театра при рассказывании сказки);

5. чтение как часть занятия по речевому развитию (произведение может быть логически связано с занятием или может быть его самостоятельной частью) [1].

В некоторых народных сказках мы встречаемся с конкретными понятиями, выводами, рассуждениями. Чаще всего сказка содержит поучительный характер. Она не дает прямых наставлений дошкольникам, мораль описана доступным для детей языком. Анализируя поступки героев, дети самостоятельно могут определить, какой урок преподносит им сказка.

Народные сказки осуждают некоторые черты человеческого характера, например, лень, жадность, трусость и т.д., а одобряют трудолюбие, верность и смелость.

В народных сказках ярко описан момент борьбы добра и зла, что формирует у дошкольников положительные качества и чувства. Например, сказка уверена в том, что если проявить силу, мужество и отвагу, то ты обязательно станешь победителем.

В народных сказках также поднимается вопрос нравственного воспитания. Так, например, ярко описывается мысль о том, что человеком может называться только тот, кто много трудится в жизни. Трудолюбие – это одна из главных положительных черт человеческого характера.

Также с помощью сказки у детей формируются нравственные идеалы. Для девочек – это красная девица, а для мальчиков – добрый молодец. Идеалы начинают формироваться в старшей группе. Это долгий процесс, который ребенок стремиться пройти достойно, сверяя свои поступки с действиями добрых персонажей [3].

Народная сказка способствует формированию знаний о важных понятиях, о ценностях и правилах жизни, о взаимоотношениях с окружающими. Сказка призывает преследовать и разоблачать зло, преодолевать все трудности, преобразовывать мир в лучшую сторону.

Таким образом, народная сказка является одним из эффективных способов становления ребенка как личности, ознакомления с правилами жизни, ценностями и моралями.

 

Список литературы:
1. Евсикова, Н.Г. Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников [Текст] / Н. Г. Евсикова, Л. Н. Муссугалиева // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 78-85.
2. Каменец, А. В. «Сказка – ложь, да в ней намек…» [Текст]: социал.-пед. анализ рус. сказоч. фольклора / А. В. Каменец. – М.: Квант Медиа, 2016. – 286 с.
3. Шорохова, О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников [Текст] / О. А. Шорохова - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 208 с.