Статья:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ ИГР

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Сухарникова А.С. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ ИГР // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 18(241). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/241/126574 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ ИГР

Сухарникова Александра Сергеевна
магистрант, Социальный педагог МБОУ «Гимназия №8», Государственный Социально-Гуманитарный университет, РФ, г.о. Коломна
Калашников Сергей Глебович
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент, Государственный Социально-Гуманитарный университет, РФ, г.о. Коломна
Иванова Галина Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Государственный Социально-Гуманитарный университет, РФ, г.о. Коломна

 

Всемирная организация здравоохранения ежегодно обновляет статистику по заболеваниям в мире: «Согласно оценкам, 1,3 миллиарда человек, или каждый шестой человек в мире, страдает существенными ограничениями возможностей здоровья». [2] С каждым годом процент людей с врождённой или приобретённой инвалидностью увеличивается. Причины могут быть самыми разными, начиная от случайности до экологических проблем.[4] Но в ста процентах случаях люди лишаются возможности полноценно жить, работать, наслаждаться жизнью и самое страшное, когда этого лишаются дети.

Каждый ребёнок имеет право на образование и сейчас есть возможность обучать ребенка с ОВЗ или инвалидностью в общеобразовательных школах, если так решать родители или законные представители. Такое обучение называется «инклюзивным», то есть «включающее в себя». На сегодняшний день очень много специализированных школ и классов коррекционной направленности закрыли по всей стране, и детям с ОВЗ остаётся мало пространства для выбора, где получать образование. Если ребёнок может по своим физическим и психическим показателям обучаться в общеобразовательной школе, то скорей всего родители выберут именно этот вариант. Инклюзия и доступная среда создаётся практически во всех школах России. Наряду с «Всемирной программой действий в отношении инвалидов» (1982 г.), «Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов» (1993 г.), с июня 2019 года начала функционировать Стратегия Организации Объединенных Наций по инклюзии людей с инвалидностью. Пункт 4 Доклада Генсека ООН гласит: «Инклюзия инвалидов является важнейшим условием обеспечения прав человека, устойчивого развития и мира и безопасности. … Приверженность осуществлению прав инвалидов — это не только вопрос справедливости, это инвестиция в общее будущее» [3].

 В стране острая необходимость модернизации школ и образования в целом. В основу инклюзивного образования положена идея, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.

В данной модели образования есть много своих плюсов и минусов, но одной из основных является – коммуникация. Несмотря на то, что инклюзия направлена на отсутствие дискриминации, но полностью её искоренить на данный момент невозможно. Эта проблема касается всех участников обучения: детей, родителей, педагогов и работников учреждения. Даже условно здоровые дети не защищены от насмешек со стороны сверстников. Разные люди по-разному относятся к людям, которые на них не похожи или которые не вписываются в рамки их мира. Кто-то считает возможность инклюзии правильным, ибо это даёт шанс детям на успешную реализацию себя во взрослой жизни. Кто-то, наоборот, хочет оградить своих детей от других, считая, что подобное «сожительство» в одном классе плохо влияет. В школах очень хорошо видно, как «обострились социальные проблемы в молодежной среде: снизились образовательный и культурный уровни, произошло расслоение на отдельные страты, размывание жизненных ориентиров — все это обнаружило неготовность нового поколения, особенно подростков, жить в сложном полиэтническом и поликультурном пространстве, неумение разрешать конфликты, сообща принимать решения, договариваться в позитивном ключе». [1] И в разных школах, в разных классах итог всегда разный. Но чтобы позитивных исходов было больше, требуется приложить силы. Обучение персонала, педагогических сотрудников, повышение информационной грамотности родителей, с ранних лет знакомство детей с особенностями здоровья, постройка и ремонт образовательных учреждений с заложенной безбарьерной средой, всё это и даёт гармоничное развитие в обществе, даёт возможность понять друг друга и научиться взаимодействовать.

Часто дети с инвалидностью или с ОВЗ не могут жить полноценной жизнью. У всех свои проблемы со здоровьем, которые мешают полноценно социализироваться. Кто-то не может пойти играть в футбол, кому-то сложно читать, а кто-то плохо слышит. Но это не значит, что условно здоровые дети и дети с ОВЗ не смогут найти общее развлечение. В условиях инклюзивного образования, когда обучающиеся должны находиться в классе, нахождение общих интересов может быть проблемой. Чтобы помочь детям познакомиться поближе, раскрыть их характеры, социализироваться, педагоги могут использовать настольные игры.

Сегодня мир настольных игр может предложить их великое множество от самых простых до настоящих экспозиций с фигурками ручной работы. Но в школьной среде нужно помнить, что для каждого особенного ребенка игра должна быть подобрана ему как по возрасту, так и по возможностям, достаточно простая, чтобы тут же увлечь и быть интересна для всех детей. Правила должны быть максимально понятными и занимать несколько минут, иначе обучающиеся потеряют к ней интерес уже на этом этапе.

Настольные игры не только учат детей терпению в ожидании своего хода и соблюдению правил игры. Они помогают развивать навыки, связанные не с предметными областями, а с личностными качествами и социальным взаимодействием. Игры уравнивают возможности для участия, и это помогает детям с ОВЗ адаптироваться в коллективе и помочь завязать разговор и дружбу с другими ребятами. Это шанс проявить себя со стороны сокомандника, а не одноклассника.

Для достижения цели в виде «сотрудничества» обычные игры не очень подходят игры, где побеждает всего один, поэтому лучшим выбором будут игры, где игроки сражаются сообща против самой игры. Или, где одному очень сложно выиграть, где тебе обязательно нужна помощь друзей. Так же это не должна быть игра на множество человек, ибо разговор можно поддерживать лишь в маленькой компании. Поэтому удобны игры на четырёх человек в среднем.

Одна из таких игр, развивающих коммуникацию, «Чудо пони». Она рассчитана на детей дошкольного возраста или начальных классов. Цель игры состоит в правильном заполнении игрового поля с помощью карточек, пока не закончились общие ходы. Помимо карточек с лошадками, игрокам будут мешать разные картинки с сеном, подковами и забором, но хитрость игры состоит в том, что выложить на поле лошадок можно только одновременно в количестве трёх штук и при этом у всех должен быть общий признак: цвет шерстки, гривы или попоны. И главная ценность игры заключается в том, что игрокам надо договариваться, обсуждать тактику и обмениваться карточками с пони, чтобы как можно скорее собрать нужное количество сетов. Это развивает у детей внимательность, логику, умение делиться и договариваться.

Ещё одна игра для обучающихся начальной школы – «Черепашьи бега». Одна из её механик позволяет поставить цель для выигрыша что всем черепашкам надо добраться до финиша. Что из себя представляет игра? На старт выкладываются фишки-черепашки, происходит жеребьёвка в закрытом виде, чтобы другие игроки не знали где чья черепашка. После игроки берут себе по 5 карт с действиями и начинается сама игра. Каждая карта действия влияет на фишки разных цветов, а не только на фишку хозяина хода. И вот эта самая интересная механика игры, которая делает из неё кооперативную – если черепашка наступает на занятый камушек, то она садится на спину другой черепашке, и когда нижняя будет ходить, то вторая будет продвигаться вперед вместе с ней. И исходя из вариантов карточек на руках у детей, то ходы будут уже продумываться не с эгоистической точки «как мне выгодней», а «как выгодней другому, чтобы мы все вместе могли дойти до финиша».

Многие подобные кооперативные игры захватывают своим сюжетом, будь то приключение, мистические или сказочные миры, фэнтези или жанр выживания. Чаще всего это достаточное длительное путешествие, которое требует слаженной работы, постоянной поддержке и помощи, а иначе игра будет проиграна. Одна из подобных популярных игр «Запретная пустыня». По сценарию, археологи прибыли на раскопки древнего города, но неожиданно началась песчаная буря. Единственный шанс выбраться – раскопать древний летательный аппарат и улететь, пока не кончились припасы или пока буря не достигла пика. «Запретная пустыня» побуждает детей решать общую проблему совместными усилиями. Вода в пустыне – крайне редкий и ценный ресурс и придётся всю игру заботиться друг о друге. Не выпить лишнего, не уничтожить родник, не полениться потратить силы на поиск оазиса. Игроки должны следить за уровнем воды в своих и чужих фляжках и вовремя пополнять ее запасы.

Но одним из лучших жанров, когда нужно очень много разговаривать и взаимодействовать друг с другом – детективы. Игр данного жанра очень много и в каждой есть своя изюминка. Одна из самых выдающихся серия игр – «Место преступления». Она является очень оригинальной игрой, так как взаимодействие с ней происходит через QR-коды и через полное погружение в виде «виртуальной реальности». Очень современная, «игра против Игры», единая цель, сложная, много вариаций как достичь цели, разные механики в каждом из дополнений. Найти преступника можно лишь думая всем вместе, предлагая общие теории. Если кто-то не был внимателен и пропустил улику, то можно проиграть игру. Поэтому важно, чтобы было несколько человек, чтобы хоть отрывками кто-то запоминал важную информацию и подмечал детали разговора.

Данные игры очень хорошо показывают, как многофункционально можно использовать свои ресурсы чтобы подтолкнуть детей навстречу друг другу. Помимо развитий коммуникативных навыков, есть много игр психологической направленности, которые могут научить детей определять свои эмоции и во время игры видеть, что чувствуют другие в такой же ситуации, которую предоставляет игры. Достаточно игр, которые предполагают использование механики «мозгового штурма», когда, казалось бы, при одном варианте действий, остальные находят ещё десяток путей, предлагают своё видение ситуации и готовы подискутировать, апеллируя фактами или личным опытом. Игра – лучшая форма для развития и адаптирования детей, в том числе для детей-инвалидов и ОВЗ. При проведении подобных внеклассных мероприятий, можно будет сразу же увидеть результат по улучшению коммуникативных компетенций, раскрепощению детей, отбрасывающих стереотипное мышление.

 

Список литературы:
1. Булыгина, Л. Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников / Л.Н. Булыгина / Вопросы психологии. – 2010. - №2. – С. 149
2. Всемирная организация здравоохранения/Инвалидность URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/disability-and-health  (дата обращения: 05.04.2023)
3. Организация Объединенных Наций/Стратегия ООН по инклюзии инвалидов URL: https://www.un.org/ru/disabilitystrategy/sgreport (дата обращения: 05.04.2023)
4. Федеральная служба государственной статистики/Положение инвалидов URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 05.04.2023)