СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛОИМУЩИХ ЖИТЕЛЕЙ РАЙОНА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛОИМУЩИХ ЖИТЕЛЕЙ РАЙОНА
Важным для создания условий разрешения социальных проблем является профессиональная деятельность специализированных учреждений, которые в действительности осуществляют социальную защиту населения. На многих примерах доказано, что использование инновационных технологий, грамотно организованная работа сотрудников, которые ставят реально достижимые цели и задачи, в значительной мере способствует продуктивной работе в сфере социального обслуживания населения.
В настоящее время остро стоит необходимость повышения эффективности деятельности местных органов самоуправления.
Необходимым является разработка системы организации социальной работы по важным стратегическим направлениям.
Во-1-х, важной составляющей идеологии развития, а также построения всей деятельности учреждений социального обслуживания на территории муниципального района должен стать постоянный контроль за изменениями, происходящими в социальной среде. Это необходимо для того, чтобы как можно раньше выявлять возможные социальные проблемы и, следовательно, предпринимать опережающие действия по их устранению. Такой подход будет также способствовать и улучшению общественного климата в муниципальном образовании.
Во-2-х, необходимо укреплять сотрудничество с неправительственными благотворительными организациями, некоммерческими объединениями в области оказании социальной помощи.
Приоритетными целями работы органов местного самоуправления по организации социальной защиты малоимущих жителей района являются:
- смягчение негативных последствий бедности, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;
- повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;
- расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными и субсидируемыми социальными услугами.
Меры совершенствования работы органов местного самоуправления по организации социальной защиты населения на муниципальном уровне можно разделить на некоторые группы:
- меры материально-технического характера, к числу которых относится формирование инфраструктуры, призванной облегчить жизнь отдельных категорий населения, (например, пенсионеров, инвалидов и т.д.). Примером таких мер является создание доступной среды (к примеру, оборудование пандусов, подъемников и прочего);
- меры финансового характера, к числу которых относятся различные пособия, выплачиваемые отдельным категориям граждан (к примеру, пособие малоимущим семьям и т.д.);
- меры сервисного характера, к числу которых относятся внедрение новых методов и форм социального обслуживания, обеспечение роста качества услуг социального характера, повышение квалификации специалистов, работающих с населением, в том числе с проблемными группами населения, и т.д.;
- меры содержательного характера, к числу которых относятся совершенствование содержания социальных услуг, оказываемых населению (к примеру, повышение адресности социальных услуг, активизация досугово-культурной работы с определенными группами населением и т.д.).
Развитие системы социальной защиты малоимущих жителей муниципального образования должна быть направлена на расширение адресности социальных выплат с внедрением социального контракта, когда к получателям социальной помощи будут предъявляться встречные требования, в том числе направленные на перевод на самообеспечение малообеспеченных трудоспособных граждан и их семей (путем получения профессиональных навыков, переобучения, активного поиска работы через службу занятости, участия в общественных работах, участия в программах реабилитации для лиц, имеющих проблемы со здоровьем, страдающих от алкогольной зависимости, и др.).
Федеральным законом от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» было предусмотрено создание и введение в действие Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) [1].
Основной задачей информационной системы является аккумулирование в одном источнике информации о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах и иных социальных гарантиях, предоставляемых гражданам за счет всех бюджетов бюджетной системы РФ. Это позволит, в свою очередь, повысить качество предоставления указанных мер поддержки и социальных услуг населению, а также обеспечить возможность проведения финансового планирования и контроля за расходованием финансовых средств в сфере социальной защиты населения.
Распоряжением Правительства РФ от 20.02.2021 № 431-р [2] утверждена Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы на период до 2025 года. Концепция определяет направления цифровой и функциональной трансформации социальной сферы и разработана для оптимизации деятельности государственных внебюджетных фондов (за исключением Федерального фонда обязательного медицинского страхования) и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, а также для совершенствования процессов предоставления мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на базе цифровых технологий.
В муниципальном образовании стоит дополнительно задействовать существующий материальный и кадровый ресурс частных структур и более гибко реагировать на запросы жителей. Этому позволит передача на конкурсной основе в рамках государственного заказа части государственных полномочий по предоставлению социальных услуг частным организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям (уход за пожилыми людьми, больными и инвалидами, реабилитация и пр.).
Наряду с выполнением непосредственных отраслевых задач, учреждения социальной защиты во взаимодействии с системой здравоохранения примут на себя частичное выполнение функций по уходу и присмотру за пациентами на стадии долечивания, что позволит снизить затраты на дорогостоящие места в лечебных учреждениях.
Для достижения такого уровня социальной защиты необходим значительный объем нормативных, организационных преобразований в данной сфере, как на федеральном, региональном, так и на местном уровне.
Можно обозначить приоритетные направления совершенствования системы социальной защиты малоимущих жителей муниципального образования.
1. Повышение эффективности социальной помощи нуждающимся гражданам за счет усиления адресного подхода и внедрения новых технологий.
2. Повышение качества и доступности предоставления услуг по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей.
3. Развитие активного диалога с гражданским сообществом: проведение независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания; укрепление взаимодействия со средствами массовой информации с целью разъяснения гражданам их прав и социальных гарантий, формирования имиджа отрасли; наличие актуализированной информации на сайтах органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания в сети Интернет; укрепление социального партнерства с некоммерческими организациями, в том числе с общественными организациями ветеранов, инвалидов.
Для муниципального образования также можно обозначить следующие мероприятия по совершенствованию системы социальной защиты малоимущих жителей.
1. Провести мероприятия, направленные на консолидацию системы мер социальной поддержки. При этом не требуется резкое изменение правил и введение проверки нуждаемости по всему спектру мер. Например, возможно введение социального кодекса муниципального образования, что позволит перевести ряд категориальных мер в адресные. Введение проверки нуждаемости затронет только новых получателей этой меры. В Кодексе должны быть установлены единые принципы назначения мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, исходя из адресности и нуждаемости граждан.
2. Усовершенствовать методы определения нуждаемости:
- изменение порядка расчета подушевых доходов домохозяйства (расширение круга показателей, принимаемых в расчет, применение единого подхода к определению размера домашнего хозяйства);
- принятие во внимание дополнительных расходов домохозяйств без собственного жилья;
- учет уровня обеспеченности земельными участками, недвижимостью и транспортом в качестве имущественных фильтров нуждаемости.
При этом ввести имущественный фильтр (не более одного объекта движимого и недвижимого имущества на члена семьи и др.) при определении нуждаемости. Этот критерий действительно отсекает тех, кто не является нуждающимся.
3. Результативным направлением для сокращения глубины бедности должны стать увеличение выплат и их дифференциация для малоимущих семей с детьми - многодетных и неполных, т.е. там, где средний подушевой доход очень низок (не превышает 75 % прожиточного минимума на человек/мес.).
4. Использовать положительный опыт пилотных проектов отдельных регионов РФ, например, Волгоградская область, Ленинградская область, Республика Коми, Вологодская область.
Например, формирование новой модели адресной социальной поддержки малоимущих семей с детьми на основе формирования гарантированного минимального дохода (проведена в Вологодской области). Целевая репрезентативная выборка составила 70 семей. После оказания им адресной социальной поддержки (исключались разовые выплаты), в соответствие с действующим законодательством, в этих семьях базовый доход в среднем составлял 35,3 % от дифференцированного эквивалентного прожиточного минимума, что свидетельствовало о неэффективности государственной социальной помощи. В дополнение к установленным постоянным социальным выплатам были введены дополнительные адресные ежемесячные социальные выплаты родителю (дополнительного семейного пособия по бедности), позволяющие повысить экономическую устойчивость семей. Были обоснованы несколько пороговых значений гарантированного минимального дохода, способного обеспечить текущее потребление в диапазоне от стоимости продовольственной корзины до уровня дифференцированного эквивалентного прожиточного минимума семей в зависимости от финансовых возможностей регионального бюджета. Гарантированный минимальный доход малоимущих семей с детьми, в среднем, составил 54,6 % от регионального дифференцированного эквивалентного прожиточного минимума [3, с. 106-117].
Реализованный пилотный Проект показал определенную социальную и экономическую эффективность. Эксперимент показал, что доведение фактических доходов малоимущих семей с детьми до гарантированного минимального дохода может, в рамках действующего российского законодательства, значительно сократить абсолютную монетарную бедность малоимущих семей с детьми или преодолеть ее при соответствующем финансировании гарантированного минимального дохода для семей, не имеющих неиспользованного социально-экономического потенциала.
При всей важности адресности для обеспечения экономии бюджетных средств, решительного сдвига можно добиться только увеличивая адресные трансферты и дифференцируя их в зависимости от степени нуждаемости. Именно в увеличении размера выплат адресной социальной помощи крайне бедным и заключается решение проблемы увеличения эффективности системы мер социальной поддержки. Это требует очень значительных дополнительных ресурсов. Опыт регионов по увеличению доли средств, идущих на адресные меры поддержки, показывает, что такое перераспределение возможно, но требует активной работы с населением, детального анализа существующих программ и профиля их получателей и должно получить поддержку со стороны федерального бюджета.