Статья:

ИЗБРАНИЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ (ОБВИНЯЕМЫХ)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Стефашина П.С. ИЗБРАНИЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ (ОБВИНЯЕМЫХ) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 18(241). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/241/126746 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗБРАНИЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ (ОБВИНЯЕМЫХ)

Стефашина Полина Сергеевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Антонова Ольга Александровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет Республика Беларусь, г. Минск

 

CHOICE OF A PREVENTIVE MEASURE IN THE FORM OF DETENTION IN RESPECT OF JUVENILE SUSPECTS (ACCUSED)

 

Polina Stefashina

Student, Belarusian State Economic University, Republic of Belarus, Minsk

Olga Antonova

PhD in Law, Associate Professor, Belarusian State Economic University, Republic of Belarus, Minsk 

 

Аннотация. Актуальность данной темы обусловлена тем, что мера пресечения в виде заключения под стражу является самой строгой из всех предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Данный вид меры пресечения применяется не только по отношению к совершеннолетним, но и в том числе к несовершеннолетним. С каждым годом в современном обществе возрастают как преступные посягательства в отношении несовершеннолетних, так и совершение ими преступлений. Так, по данным судебной статистики в 2022 году за совершение различных преступлений осуждены 927 несовершеннолетних, что на 6,1% больше, чем в 2021 году, в котором осуждены 874 несовершеннолетних.

Abstract. The relevance of this topic is due to the fact that the measure of restraint in the form of detention is the most severe of all those provided for by the Criminal Procedure Code of the Republic of Belarus. This type of preventive measure is applied not only to adults, but also to minors. Every year in modern society, both criminal attacks against minors and the commission of crimes by them are increasing. Thus, according to judicial statistics, in 2022, 927 minors were convicted of various crimes, which is 6.1% more than in 2021, in which 874 minors were convicted.

 

Ключевые слова: заключение под стражу, несовершеннолетний подозреваемый, уголовно-процессуальное право Республики Беларусь, меры пресечения.

Keywords: detention, juvenile suspect, criminal procedure law of the Republic of Belarus, preventive measures.

 

Одним из приоритетных направлений деятельности государства является охрана прав, свобод и интересов несовершеннолетних. Как верно замечают отдельные авторы, законодатель стремится максимально обеспечить реализацию защиты гарантированных прав и законных интересов несовершеннолетнего, минимизировать причинение вреда его психическому здоровью, в силу особых физиологических и иных признаков [5, с. 25]. В связи с этим в уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрены дополнительные, повышенные меры защиты данного субъекта судопроизводства, особенно в части применения к ним существующих мер процессуального принуждения, среди которых наиболее строгими являются меры пресечения.

В соответствии с п. 1 ст. 116 Уголовно-процессуального кодекса   Республики Беларусь меры пресечения – это принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора [6].

По своей сути, меры пресечения – это средства временного ограничения прав и свобод лиц, к которым они применяются [9, с. 120]. Как и другие меры уголовно-процессуального принуждения, они применяются в отношении конкретного подозреваемого или обвиняемого, и степень их строгости зависит от различных факторов: тяжести предъявленного обвинения; основательности имеющихся опасений, ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого); сведений, характеризующих личность данного лица и др. Каждая из мер пресечения предполагает возложение на обвиняемого (подозреваемого) различных правоограничений: начиная от определения места жительства или места пребывания (подписка о невыезде и надлежащем поведении) и заканчивая личной свободой (домашний арест, заключение под стражу) [1, с. 130].

В настоящее время в уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь предусмотрены следующие виды мер пресечения: «подписка о невыезде; личное поручительство; передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части; отдача несовершеннолетнего под присмотр; запрет определенных действий; залог; домашний арест; заключение под стражу» (п. 2 ст. 116 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь) [6].

Однако обращаясь к ст. 432 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, в которой уделено внимание избрания указанному участнику судопроизводства меры пресечения, делается акцент на применении самой строгой меры – заключение под стражу. Несмотря на достаточный широкий перечень мер пресечения, по-прежнему самой распространенной остается заключение под стражу.

Дискуссионным представляется вопрос об избрании в отношении несовершеннолетнего «правильной» меры пресечения. Применение к несовершеннолетнему лицу, обвиняемому или подозреваемому в совершении преступления заключение под стражу в значительной степени затрагивает его конституционные права и свободы. И здесь важным будет мнение Е. В. Марковичевой о том, что «избрание данной меры пресечения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого должно быть продиктовано не сложившимися стереотипами в работе органов предварительного расследования, а более вескими процессуальными основаниями» [3, с. 110].

Уголовно-процессуальное законодательство Республики Беларусь в части применения мер пресечения в отношении несовершеннолетних базируется на международных стандартах, касающихся отправления правосудия в отношении данной категории лиц.

Как следует из положения Пекинских правил, принятых 29 ноября 1985 г., содержание под стражей несовершеннолетних до суда применяется лишь в качестве крайней меры и в течение небольшого периода времени [4]. Такой же подход к этим вопросам просматривается и в другом основополагающем международном документе – ст. 37 Конвенции о правах ребенка, принятой на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1989 г. [2].

В международно-правовых актах закреплен исключительный характер заключения под стражу несовершеннолетних. Так, в частности, в ст. 13.1 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), говорится о том, что содержание несовершеннолетнего под стражей до суда «применяется лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени» [4].

В Пекинских правилах предлагается заменять по возможности содержание под стражей до суда «другими альтернативными мерами, такими, как постоянный надзор, активная воспитательная работа или помещение в семью или воспитательное заведение, или дом» (ст. 13.2) [4].

Однако в п.1 ст. 432 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь определено, что при решении вопроса о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого в каждом случае должна обсуждаться возможность применения такой меры, как отдача несовершеннолетнего под присмотр в порядке, предусмотренном статьей 123 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь [6]. Также в соответствии с п.2 ст. 432 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь задержание, а также заключение под стражу, домашний арест в качестве меры пресечения могут применяться к несовершеннолетнему при наличии оснований, указанных в статье 117 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, лишь в случаях совершения менее тяжкого, тяжкого или особо тяжкого преступления [6].

Таким образом можно сделать вывод, что с позиции общепризнанных международных принципов и норм, заключение под стражу подлежит применению по отношению к несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым только в исключительных случая с применением других альтернативных методов как постоянный надзор, активная воспитательная работа или помещение в семью или воспитательное заведение, или дом. Тогда как в Республике Беларусь применяется только один альтернативный метод – отдача несовершеннолетнего под присмотр.

Также основания для избрания данной меры пресечения в отношении несовершеннолетнего никак не отличаются от оснований для избрания данной меры пресечения к иным лицам.

Процессуальный порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу следующий. О заключении обвиняемого под стражу следователь выносит постановление, а суд – постановление или определение. Право давать санкцию на заключение под стражу принадлежит Генеральному прокурору Республики Беларусь, прокурорам областей, городов, районов, приравненным к ним прокурорам и их заместителям. Заключение под стражу может быть применено также по постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности. При даче санкции на заключение несовершеннолетнего под стражу, согласно ст. 126 УПК Республики Беларусь, прокурор или его заместитель обязаны тщательно ознакомиться со всеми материалами уголовного дела, а также лично допросить несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по всем обстоятельствам совершенного им деяния. Кроме этого, о применении к несовершеннолетним названной меры пресечения немедленно ставятся в известность их родители или иные законные представители [6].

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что данная мера пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в Республике Беларусь применяется по общим правилам, за исключением некоторых дополнительных гарантий.

Обращаясь к опыту наших соседей, то Уголовно-процессуальный закон Российской Федерации в отношении заключения под стражу несовершеннолетних более лоялен. Так, в соответствии с п.2 ст.108 уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления [8].

Если мы рассмотрим Уголовно-процессуальное законодательство Казахстана, то также увидим, что в соответствии с ч. 1 ст. 541 уголовно-процессуального кодекса Казахстана указано, что к несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым в совершении уголовного проступка, преступления небольшой или средней тяжести, мера пресечения в виде содержания под стражей не применяется [7].

Руководствуясь законодательным опытом наших соседей, а также, общепризнанными международными нормами и принципами следует изменить и дополнить содержание п. 1 и п. 2 статьи 432 уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь следующим образом: « При решении вопроса о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого в каждом случае должна обсуждаться возможность применения таких мер, как отдача несовершеннолетнего под присмотр, отдача несовершеннолетнего под постоянный надзор, а также применение активной воспитательной работы, помещение в семью или воспитательное заведение. Мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего при совершении им менее тяжкого преступления может быть избрана только в случае, если несовершеннолетний нарушил ранее избранную меру пресечения либо обвиняется (подозревается) в совершении двух и более преступлений, относящихся к категории менее тяжких, а также в других исключительных случаях, когда избрание иной меры пре- сечения будет признано нецелесообразным».

Учитывая изложенное, резюмирую, что требуются изменения в статье 432 уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения по отношению к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому должно быть более лояльным с применением опыта стран соседей, а также на основании международных норм и принципов. Предпочтительнее применять к данным участникам уголовного судопроизводства другие альтернативные меры пресечения, что будет способствовать защите прав и законных интересов несовершеннолетних, а также отвечать назначению уголовного судопроизводства.

Таким образом будет реализовываться одно из приоритетных направлений деятельности государства: охрана прав, свобод и интересов несовершеннолетних. А также предполагается, что это значительно снизит рост совершения преступлений несовершеннолетними лицами.

 

Список литературы:
1. Ерофеева В. А. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым в уголовном судопроизводстве // Совершение несовершеннолетними преступления. – 2015. – Вып. 10. – с. 130. 
2. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] : [заключена в г. Нью-Йорке 20.11.1989 г.] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2023. 
3. Марковичева Е. В. Особенности избрания меры пресечения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого // Следователь. - 2007. – № 20. – с. 10.
4. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) [Электронный ресурс] : приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 29 нояб. 1985 г. No 40/33 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2023.
5. Степанова В. Г., Барахтина О. А. К вопросу о гарантиях прав несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве при производстве допроса // Вестник института МВД. - 2016. - N° 3 (78). – с. 25.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 16 июля 1999 г., No 295-З : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.03.2023 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр пра- вовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023. 
7. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс] : 4 июля 2014 г., No 231-V ЗРК : с изм. и доп. по сост. на 19.04.2023 г. // Информационная система Параграф. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575852&pos=4;-106#pos=4;-106 . – Дата доступа: 25.04.2023. 
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : 22 нояб. 2001 г., No 174-ФЗ : принят Гос. Думой 22 нояб. 2001 г. : одобр. Советом Федерации 5 дек. 2001 г. : в ред. Федер. закона от 14.04.2023 г. // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». — М., 2023. 
9. Уголовно-процессуальное право в вопросах и ответах: учеб. пособ. / В. А. Абрамов, С. Л. Никонович, Р. И. Могутин, и др. - Тамбов; Липецк, 2014. - с. 120.