Статья:

РАЗВИТИЕ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР В СТРАНАХ АНГЛО-САКСОНСКОЙ СИСТЕМЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Плискина П.М. РАЗВИТИЕ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР В СТРАНАХ АНГЛО-САКСОНСКОЙ СИСТЕМЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 19(242). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/242/127142 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР В СТРАНАХ АНГЛО-САКСОНСКОЙ СИСТЕМЫ

Плискина Полина Михайловна
студент, СЗФ ФГБОУВО Российский государственный университет правосудия, РФ, г. Санкт-Петербург
Исакова Татьяна Валерьевна
научный руководитель, СЗФ ФГБОУВО Российский государственный университет правосудия, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. Данная статья изучает различные примирительные процедуры, которые применяются в странах англо-саксонской системы. В качестве ключевого направления для развития современных правовых систем мира можно выделить формирование альтернативных методов для решения уголовно-правовых конфликтов с целью оптимизации уголовного процесса.

Мировая практика за многие годы своего существования сформулировала многочисленные формы для реализации концепции восстановительных процедур. Сюда, конечно же, можно отнести семейные конференции, круги правосудия, а также специально разработанные и успешно применяемые восстановительные программы, направленные на коррекцию особо тяжких преступлений. Как правило, ключевой формой для реализации восстановительных процедур можно обозначить процедуру медиации, которую можно также назвать посредничеством в примирении сторон конфликта.

 

Ключевые слова: уголовное правосудие, англо-саксонская система, медиация.

 

Уголовная ответственность, а также различные уровни наказания с точки зрения исторического развития всегда рассматривались в качестве основных средств. Эти методы, как правило, применяются для разрешения различных уголовно-правовых конфликтов в правовом государстве.

Однако, несмотря на развитие правового государства, мировой опыт борьбы с преступностью уверенно показывает неполное развитие и недостаточное применение силовых методов. Именно они зачастую не дают нужный результат. Кроме того, достаточно примитивно считать, что существует возможность перевоспитать преступника путем наказания, поскольку «с позиции превенции эффект наказания минимален» [1]. По словам Ч. Беккариа можно сделать вывод, что намного более важным представляется «преступления предотвращать, чем наказывать их». Отсюда следует, что более эффективным методом уголовного предупреждения можно обозначить «вознаграждение добродетели» [2]

На основании вышесказанного законодательство большинства стран сформировало определенные поощрительные нормы, которые предназначены на стимулирование специфичного поведения преступника, совершившего противоправное деяние, а также результаты действия которого предваряют в действие данных норм.

Уголовное законодательство государств должно помогать повышению качества уголовной политики государства. Тем самым оно является своеобразной предпосылкой для формирования положительной и адекватной мотивации. Это необходимо для того, чтобы реализовать положительный результат для субъекта, который совершил преступление для их реализации со стороны субъекта, совершившего преступление [3].

Таким образом, если будут соблюдаться законодательно предусмотренные условия, то данный субъект имеет возможность получить для своей персоны более благоприятный результат уголовно-правового конфликта, а, конкретно, освобождения от уголовной ответственности или смягчения имеющегося наказания. Именно поэтому применение в международной практике согласительных процедур, которые основаны на поощрительных нормах, безусловно, имеет высокие положительные преимущества.

Ключевые критерии вышеописанных процедур представлены следующим образом:

  1. получение согласия на ее проведение обвиняемым (подозреваемым);
  2. обусловленное взаимным согласием сторон изменение обычного хода производства по уголовному делу (его прекращение или упрощение);
  3. получение определенных преимуществ для каждой из сторон, которые без достижения такого согласия были бы невозможны [4].

Англосаксонское право в США и других странах изучалось в трудах такого учёного, как А.С. Василенко. В его работе отмечено, что низкий уровень интереса к медиации в США может быть сформирован через обширное применение прочих методик восстановительного правосудия. Все это Василенко объяснял отсутствием как таковой базы восстановительного правосудия на законодательном уровне страны. При этом учёный отмечает существование следующих американских практик восстановительного правосудия:

  1. медиация жертвы и преступника (Victim-Offender Mediation program), предполагающая работу посредника в суде и являющаяся альтернативой судебному преследованию;
  2. семейные конференции (Family Group Conferencing) – зародившаяся в Новой Зеландии программа, которая применяется при участии в деле несовершеннолетних и распространилась в модифицированном виде в Англии, США и Канаде;
  3. общественный совет восстановительного правосудия (Community Reparative Boards);
  4. круги правосудия (Sentencing Circle) -программы, в которых посредниками выступают прошедшие интенсивное обучение добровольцы из местного населения. Впервые программа примирения жертвы и преступника была применена в Канаде в 1974 г.

Мировая практика за многие годы своего существования сформулировала многочисленные формы для реализации концепции восстановительных процедур. Сюда, конечно же, можно отнести семейные конференции, круги правосудия, а также специально разработанные и успешно применяемые восстановительные программы, направленные на коррекцию особо тяжких преступлений. Как правило, ключевой формой для реализации восстановительных процедур можно обозначить процедуру медиации, которую можно также назвать посредничеством в примирении сторон конфликта [5].

Термин «медиация» можно охарактеризовать как одну из форм восстановительного правосудия.

В юридической литературе данное понятие зачастую имеет аналогию с примирением, посредничеством и компромиссом. Однако единого мнения по использованию термина «медиации» в международном праве на сегодняшний день не существует.

К примеру, можно отметить, что многие исследователи отмечают тот факт, что медиация относится к процедурам более активного участия в различных конфликтах нейтральной незаинтересованной стороны. Данная незаинтересованная  сторона должна обладать авторитетом у всех участников конфликта. Кроме того, должно быть активное участие для взаимовыгодного урегулирования различных споров [6].

Данная процедура способствует достижению следующих целей:

1) гуманизации наказаний;

2) развития восстановительной юстиции;

3) альтернативному разрешению споров;

4) развитию ювенальной юстиции [7].

Кроме того, для того чтобы разрешить споры в уголовных делах, медиация, как правило, производит явный экономический эффект. Это связано с тем, что нагрузка на органы предварительного расследования, а также прокуратуру и суды, существенно снижается. Кроме того, происходит снижение расходов на содержание преступников.

Стоит отметить, что сама медиация в качестве компромиссного способа решения возникших уголовно-правовых конфликтов на сегодняшний день вполне успешно используется во многих странах мира [8].

По мнению М. Лейбман понятие «медиация» можно сформировать как некое посредничество между жертвой и преступником. Другими словами, данный процесс характеризуется тем, что беспристрастная третья сторона должна помогать жертве и преступнику наладить общение любыми способами. Данное действие, как правило, должно привести к тому, что произойдет качественное взаимопонимание между сторонами – участниками конфликта. Кроме того, это может способствовать ощутимому возмещению причиненного преступником вреда [9].

По мнению М. Райта, «медиация является процессом, в котором жертва и правонарушитель встречаются для обсуждения проблемы с участием третьего беспристрастного лица (медиатора), либо непосредственно, «лицом к лицу» , либо заочно. Цель медиации заключается в том, чтобы обеспечить возможность жертве каким-либо образом выразить свои переживания, чувства и претензии, а преступнику дать возможность  осознать, а также признать свою ответственность»  [10]

Также стоит рассмотреть мнение М. Умбрейт. Он отмечает, что любое посредничество между жертвой и преступником является неким процессом, обеспечивающим заинтересованным жертвам определенную возможность иметь встречу со своим преступником в той обстановке, которая будет наиболее безопасна для жертвы. Также на встрече должен присутствовать специально обученный посредник, который также поможет привлечь преступника к несению прямой ответственности за свои противоправные действия и формированию компенсации жертве [11].

К примеру, в Великобритании и Северной Ирландии решение различных правовых споров через судебный порядок является крайним средством. В этих странах, как правило, обе стороны должны всячески предпринимать всевозможные процедуры досудебного урегулирования, к которым также относятся и переговоры.

В будущем суд этих стран будет обязан изучать, в какой мере обеими сторонами были исполнены требования специальных протоколов. В том случае, когда суд решит, что стороны ненадлежащем образом исполнили свою обязанность, то судебное производство, как правило, будет остановлено. Такие действия зачастую рассматриваются судебной инстанцией как крайне неразумные, что может привести к формированию большего количества расходов для обеих сторон.

В США процедура медиации имеет особое правовое регулирование. Изначально общественные и религиозные организации активно способствовали примирению сторон по делам небольшой тяжести. Впоследствии программы примирения сторон по уголовным делам получили статус программы восстановительного правосудия [12]. Постепенно восстановительное правосудие обрело общественное признание, стали появляться образовательные программы по курсу медиации, в первую очередь для сотрудников служб пробации, полицейских, судей, юристов, а также для служителей церкви и обычных граждан.

Итак, если будут соблюдаться законодательно предусмотренные условия, то данный субъект имеет возможность получить для своей персоны более благоприятный результат уголовно-правового конфликта, а, конкретно, освобождения от уголовной ответственности или смягчения имеющегося наказания. Именно поэтому применение в международной практике согласительных процедур, которые основаны на поощрительных нормах, безусловно, имеет высокие положительные преимущества [13].

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать следующие выводы. При рассмотрении англо-саксонской модели понятие медиации можно сформулировать как проявление действия восстановительного правосудия. В связи с этим медиация не находит достаточного четкого регулирования на законодательном уровне. Данные действия, как правило, применяются в таких странах, как США, Великобритания, Ирландия и прочие.

 

Список литературы:
1. Кури Х., Ильченко О. Ю. Эффективность наказания: результаты международных исследований // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 241
2. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М. : Стелс БИМПЛ, 1995. С. 170.
3. Зайцева Л. Л. Альтернативное разрешение уголовно-правовых конфликтов в законодательстве Республики Беларусь // Актуальные проблемы юридического образования в контексте обучения альтернативному урегулированию споров как подходу к обеспечению прав человека : материалы Междунар. науч.-метод. конференции, Минск, 29 ноября 3 декабря 2016 г. Минск : ИЦ БГУ, 2016. С. 201.
4. Жетигенова К. Ж. Восстановительное правосудие как альтернативная форма правосудия. Бишкек: Наука и новые технологии // Известия вузов Кыргызстана. 2017. № 7. С. 124-125.
5. Софийчук Н. В., Валеев А. Т. Предпосылки внедрения института медиации в уголовное судопроизводство Российской Федерации (криминологический и процессуальный аспекты) // Всероссийский криминологический журнал. 2014. № 4. С. 11.
6. Aertson I., Peters T. Mediation and restorative justice in Belgium // European Journal on Criminal Policy and Research. 1998. V.6. №.4. P. 507-525.
7. Айретсен И. Деятельность в области восстановительного правосудия в Европе // Вестник восстановительной юстиции. 2001. №3. С. 3-16.
8. Рекомендация № R (99) 19 Комитета министров Совета Европы «По посредничеству в уголовных делах» (вместе с «Пояснительным меморандумом») (принята 15.09.1999 г. на 679-ом заседании представителей министров // СПС «Консультант Плюс».
9. Liebmann M. Restorative justice : how it works. London, 2007.
10. Головизнина М. Преступность несовершеннолетних в Италии // Неволя. 2007. № 12.
11. Bazemore, G., and Umbreit, M. S. Rethinking the Sanctioning Function in Juvenile Court: Retributive or Restorative Responses to Youth Crime. Crime & Delinquency 41, no. 3 (1995): 296-316
12. Гроенхейзен М. Медиация жертвы и правонарушителя: правовые и процедурные гарантии. // Восстановительное правосудие. М., 2011. С. 27-29.
13. Alyssa Shenk. Victim-Offender Mediation : The Road to Repairing Hate Crime Injustice // Ohio state journal on dispute resolution. 2001, № 17. P. 185-218