Статья:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВО РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ибрагимова Е.Г. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВО РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 19(242). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/242/127153 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВО РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Ибрагимова Елена Геннадьевна
студент, ФГАОУВО Казанский (Приволжский) Федеральный Университет Елабужский институт(филиал), РФ, г. Елабуга
Газизова Фарида Самигулловна
научный руководитель, ФГАОУВО Казанский (Приволжский) Федеральный Университет Елабужский институт(филиал), РФ, г. Елабуга

 

PROJECT ACTIVITY OF A JUNIOR STUDENT AS A MEANS OF EARLY PROFESSIONALIZATION

 

Elena Ibragimova

Student, FGAOUVO Kazan (Volga Region) Federal University Yelabuga Institute (branch), Russia, Yelabuga

Farida Gazizova

Scientific adviser, FGAOUVO Kazan (Volga Region) Federal University Yelabuga Institute (branch), Russia, Yelabuga

 

Аннотация. В статье описывается опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о выборе профессий у младших школьников. Описывается педагогический эксперимент, в котором посредством проектной деятельности младших школьников проводится процесс формирования представлений о выборе профессии.

Abstract. The article describes experimental work on the formation of ideas about the choice of professions among younger schoolchildren. A pedagogical experiment is described in which, through the project activity of younger schoolchildren, the process of forming ideas about choosing a profession is carried out.

 

Ключевые слова: профориентация, профессионализация, выбор профессии, проектная деятельность, проекты.

Keywords: career guidance, professionalization, choice of profession, project activity, projects.

 

В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт применения различных форм и методов профориентационной работы в старшем звене, который отражен в различных методических материалах. Однако в последние годы, когда бурно развиваются отрасли хозяйства, возникают новые технологии труда, изменяется экономика и социальная ситуация в обществе, выпускнику школы важно сделать осознанный выбор дальнейшего пути получения образования с учетом этих изменений, а также предвидеть возможную смену деятельности. В данной ситуации необходима организация целенаправленной систематической профориентационной работы на протяжении всего периода обучения в школе.

В начальных классах уместна ранняя профориентация детей, которая характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях, помогает выбрать интересные кружки и секции в рамках дополнительного образования. Существует проблема организации работы по профессионализации младших школьников посредством проектной деятельности.

Современные подходы к профессиональной ориентации школьников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Основной задачей профессионализации в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым.

Существует множество подходов к определению понятия «проектная деятельность». Наиболее точным и полным, на наш взгляд, является следующее определение: под проектной деятельностью обучающихся понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Проектная деятельность классифицируется по количеству участников, уровню сложности, содержанию проекта, уровню самостоятельности выполнения, продолжительности выполнения проекта. Благодаря деструктивному характеру проектного обучения школьники не только приобретают знания по изучаемому предмету, но у них развивается активность и творческая направленность. Главная задача учителя - заинтересовать детей, вовлечь учащихся в атмосферу учебной деятельности, и тогда будет достигнут благоприятный результат.

На констатирующем этапе у младших школьников изучили уровень сформированности представлений о мире профессий и профессиях людей. Технология диагностирования предполагала оценку уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников. Были выделены критерии оценки уровня сформированности представлений о мире профессий и профессиях людей применительно к детям младшего школьного возраста:

- стремление к освоению профессии,

- знания о профессиях людей,

- желание рассказывать о разнообразных профессиях взрослых.

Для диагностики представлений о мире труда и профессий людей у младших школьников по выделенным критериям нами были подобраны следующие методики:

1. Знания о разнообразии профессий людей. Беседа по вопросам «Мир профессий» Л.В. Куцаковой.

2. Наличие желания рассказывать о разнообразных профессиях взрослых. Визуальная методика Л.А. Новик «Составление рассказа по картинкам»

3. Наличие стремления к освоению профессий определенного типа. Беседа по картинкам «Профессия и предмет труда» Л.А. Новик.

Рассмотрим результаты первичной диагностики представлений о профессиях младших школьников.

Полученные данные показывают, что высокий уровень знаний о профессии людей имеют 4 ребенка. Они ответили на все поставленные вопросы, с удовольствием описывали профессии людей, давали им качественную характеристику. Средний уровень по знаниям профессий показали 10 человек. Дети со среднем уровнем затруднялись отвечать на некоторые категории вопросов такие, как издательский центр, космодром, музей. Низкий уровень по знаниям профессий присутствует у 6 детей (30% от общего числа группы) из экспериментальной группы. Дети с низким уровнем называли по одной профессии к каждой категории или вовсе пропускали несколько вопросов. Многие из них назвали по одной профессии к каждой категории вопросов. Были дети, которые пропустили вопросы с категориями музей, издательский центр, банк и отель, не дав на них ответа. Дети не смогли перечислить профессии, задействованные на космодроме и банке.

Количественные результаты наличия желания рассказывать о разнообразных профессиях взрослых позволили заключить, что высокий уровень наличия желания рассказывать о разнообразных профессиях взрослых присутствует у 8. Средний уровень наличия желания рассказывать о разнообразных профессиях взрослых показали 9 детей. В основном дети испытывали затруднения в вопросах о профессиональных действиях взрослого и о качествах, которые присущи людям той или иной профессии. Низкий уровень наличия желания рассказывать о разнообразных профессиях взрослых показали 3 ребенка. Дети выбирали картинку с профессией строителя, но не могли аргументировать свой выбор. Или выбирали карточку с профессией дизайнер, но не смогли описать профессиональные действия свойственные человеку данной профессии. 

Количественные результаты диагностики стремления к освоению профессии определенного типа показали, что высокий уровень наличия стремления к освоению профессий определенного типа присутствует у 5 детей. Дети с высоким уровнем осуществили выбор по всем предложенным парам изображений с профессиональными действиями взрослых. Средний уровень наличия стремления к освоению профессий определенного типа присутствует у 11 детей. Дети с данным уровнем сомневались при выборе нескольких вариаций изображений с профессиональными действиями взрослых, некоторые пропускали несколько предложенных пар, потому что не могли определиться между двумя вариантами. Низкий уровень наличия стремления к освоению профессий определенного типа присутствует у 4 детей. Дети с данным уровнем не имели интереса к выбору тех или иных действий, изображенных на карточках, задание они выполняли медленно и неуверенно.

Таким образом, у большинства младших школьников средний уровень сформированности представлений о мире труда и профессий. Различий между детьми контрольной и экспериментальной групп не было выявлено.

Целью формируемо этапа было формирование представлений о мире труда и профессии у младших школьников посредством проектной деятельности. Ранняя профессионализация у младших школьников заключалось в разработке и реализации проектов на темы «Профессия на букву…», «Профессии моей семьи», «Профессия и я». Проведенная работа была направлена на формирование стремления к освоению профессии, знаний о профессиях людей и желания рассказывать о разнообразных профессиях взрослых.

На контрольном этапе провели вторичную диагностику уровня сформированности представлений о профессиях людей у младших школьников экспериментальной и контрольной групп. Для диагностики представлений о профессиях людей у младших школьников были применены те же методики, что и на констатирующем этапе.

Сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики показал рост на 55% доля младших школьников с высоким уровнем сформированности представлений о мире профессий. Эти учащиеся показали хорошие знания о различных профессиях, у них возникло добросовестное отношение к труду, усилилось понимание его роли в жизни человека и общества, оформилась установка на выбор профессии. Одновременно с этим снизилась до нуля доля учащихся, не проявляющих трудолюбия на уроках, пассивных к трудовой деятельности во внеурочное время.

Таким образом, позитивная динамика показателей сформированности профессиональных представлений обучающихся в результате проведенной профориентационной работы с ними позволяет надеяться, что проектная деятельность после необходимых корректировок и по завершении всего эксперимента могут быть взяты на вооружение и применяться в повседневной воспитательной практике в обучении младших школьников.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по ранней профессионализации у младших школьников показал, что проведенная работа по разработанным проектам на темы «Профессия на букву…», «Профессии моей семьи», «Профессия и я»., помогла повысить показатели по всем исследуемым критериям представлений о мире труда и профессий: стремление к освоению профессии, знания о профессиях людей и желание рассказывать о разнообразных профессиях взрослых.

Данное исследование показывает, что формирование у младших школьников представлений о мире профессий взрослых эффективнее осуществляется в процессе проектной деятельности.

 

Список литературы:
1. Ажиев, А. В., Гадарбошева З. И. Формы и методы формирования представлений о мире профессий у детей младшего школьного возраста / А.В. Ажиев, З.И. Гадарбашева // Социальная работа: современные проблемы и технологии. - 2020. - № 2. - С. 22-36. 
2. Байбородова, Л.В.Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013. – 345 
3. Загашев, И. Формы и методы профориентационной работы в школьной библиотеке. Лекция 5: личностные и биографические факторы выбора профессии. / И. Загашев // Библиотека в школе.- 2015.- № 21.-  С. 4047.
4. Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. М.: Академический проезд; Екатеринбург: Деловая книга, 2014.- С. 125-126.
5. Зулунова, Г. В. Профориентационная работа в школе / Г. В. Зулунова // Начальная школа.- 2021. - № 5.-  С. 31-34.
6. Круглова, О.С. Технология проектного обучения / О.С. Круглова // Завуч. – 2016. – № 6. – С. 34-47.