Статья:

САМОЗАЩИТА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Петрова А.Г. САМОЗАЩИТА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 19(242). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/242/127199 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

САМОЗАЩИТА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Петрова Александра Геннадьевна
магистрант, кафедра гражданского права и процесса Псковский государственный университет, РФ, г. Псков
Шапошников Владимир Васильевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Псковский государственный университет, РФ, г. Псков

 

SELF-DEFENSE AS ONE OF THE WAYS TO PROTECT CONSUMER RIGHTS

 

Alexandra Petrova

Master`s Student, Department of Civil Law and Procedure Pskov State University, Russia, Pskov

Vladimir Shaposhnikov

Scientific supervisor, candidate of Law, associate professor Pskov State University, Russia, Pskov

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности самозащиты как способа защиты прав потребителей. В последние годы потребители все чаще начинают стакиваться с самыми разными нарушениями потребительских прав. Причин много, в частности, расширение видов продаж через интернет-магазины, то есть дистанционного, оказание отдельных дистанционных услуг, толчок которым дало введение в марте 2020 года ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией. Кроме того, введенные западноевропейскими государствами и США санкции повлияли, например, не только на не всегда обоснованный рост стоимости отдельных товаров, но и на отказ в обмене приобретаемых товаров. Учитывая, что защита прав потребителей включает целый комплекс мер, целью которых является приобретение потребителем качественных товаров, получение качественных услуг. В этот комплекс входят различные способы, закрепленные в законодательстве. Одним из таких способов является самозащита.

Abstract. The article discusses the features of self-defense as a way to protect consumer rights. In recent years, consumers are increasingly beginning to face a variety of violations of consumer rights. There are many reasons, in particular, the expansion of types of sales through online stores, that is, remote, the provision of individual remote services, which were given an impetus by the introduction of restrictive measures in connection with coronavirus infection in March 2020. In addition, the sanctions imposed by Western European states and the United States affected, for example, not only the not always justified increase in the cost of individual goods, but also the refusal to exchange purchased goods. Considering that consumer protection includes a whole range of measures, the purpose of which is to purchase high-quality goods by the consumer, to receive high-quality services or works. This complex includes various methods enshrined in legislation. One of these methods is self-defense.

 

Ключевые слова: нарушения защиты прав потребителей, основные способы защиты прав потребителей, самозащита потребителями своих прав, претензия, претензионный порядок.

Keywords: violations of consumer rights protection, the main ways of consumer rights protection, consumers' self-defense of their rights, claim, claim procedure.

 

В последние несколько лет вопрос защиты прав потребителей стал максимально актуальным. Причин много. Например, интенсивность развития российского интернет-рынка, что вызвано несколькими объективными причинами, включающими введение в марте 2020 года ограничительных мероприятий из-за коронавирусной инфекции и о переходе в связи с этим большей части торговли и многих услуг на интернет-площадки. Кроме того, не будем забывать об удобстве платежей с электронных счетов, богатстве ассортимента товаров в интернет-магазинах и прочем.

Таблица 1.

 Российский рынок интернет-торговли, 2020-2022 годы, млрд. рублей [1]

Показатель/год

2020 год

2021 год

2022 год

Внутренняя торговля

2781

3604

4809

Трансграничная торговля

440

317

177

Всего:

3221

3921

4986

Динамика

в процентах

по отношению

к предыдущему году

-

+ 21,7 %

+ 27,1 %

 

Данные из открытых источников, отображенные в таблице, наглядно показывают, что ежегодный прирост интернет-торговли в России более, чем на 20 %. Так, в 2022 году ее объем составил 4986 млрд. рублей. Это не просто деньги, это реальные потребители, приобретающие различные товары.

Серьезные изменения в торговле и оказании услуг, повлиявшие на права потребителей, произошли в феврале 2022 года с введением санкций в отношении России из-за начала специальной военной операции. Нужно сказать и о том, что многие зарубежные компании после февраля 2022 года объявили свое решение об уходе из России и о прекращении торговых и иных отношений.

Сказанное показывает, насколько актуальным в последние годы стал вопрос защиты потребительских прав.

Статья 43 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» [3] (далее – Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1) указывает, что за факт нарушения потребительских прав может наступать гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.

Таблица 2.

Количество споров о защите прав потребителей по исковым заявлениям, поданным в суды первой инстанции, по России, 2020-2022 годы, единиц

Показатель/год

2020 год

2021 год

2022 год

Поступило исковых заявлений, из них:

240352

239560

260539

- удовлетворено полностью

158229

156353

183331

-удовлетворено частично, по основному требованию

89336

96587

117248

Всего удовлетворено:

247565

– с учетом исков, поступивших в предыдущем году и не рассмотренных судом

252940

– с учетом исков, поступивших в предыдущем году и не рассмотренных судом

(+ 2,2 %)

300579

– с учетом исков, поступивших в предыдущем году и не рассмотренных судом

(+ 18,8 %)

 

Так, только в 2020 году суды первой инстанции удовлетворили полностью и частично 247565 исков о защите прав потребителей [10]. В 2021 году таких исков было удовлетворено уже 252940 [11], а в 2022 году – 300579 [12], что показывает значительный рост на 18,8 % количество удовлетворенных исков. Статистика говорит о росте количества нарушений прав потребителей. Отметим, что это только статистика по исковым производствам и здесь не будем приводить статистику по делам об административных правонарушениях и по уголовным делам, касающимся нарушений прав потребителей. Плюс ко всему не все потребители, чьи права были нарушены, доходят до судебных инстанций. Многие решают проблемы на досудебной стадии.

Статья 45 Конституции Российской Федерации [1] (далее – Конституция РФ) разрешает любому защищать свои нарушенные права всеми способами, на которые законодатель не наложил запрет.

В литературе отмечается, что самозащита – совершение лицом действий, целью которых является защита его нарушенных прав [7, с. 36].

Кроме того, способ защиты гражданских прав – закрепленные в законодательстве «материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на нарушителя» [6, с. 31], чей открытый список приведен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации [2] (далее – ГК РФ). Статья 14 ГК РФ допускает самозащиту в качестве способа защиты нарушенных гражданских прав, к которым, несомненно, относятся потребительские права. Единственное условие, которое оговаривает законодатель – это соразмерность самозащиты совершенному нарушению прав, а также тот факт, что самозащита не должна выходить за пределы тех действий, которые объективно нужны для пресечения нарушения. Отметим позицию законодателя, подтвержденную Пленумом Верховного Суда России в Постановлении «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [8], что самозащита не может лишить лицо права на использование других способов для защиты прав.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1, по общему правилу, не обязывает потребителя проходить претензионную досудебную процедуру, то есть процедуру, при помощи которой обе стороны смогут мирно договориться о том, как будет урегулирован конфликт [5, с. 193]. Из этого правила есть исключения, например, в случае оказания туристических услуг, услуг связи, перевозки и так далее.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 раскрывает отдельные способы и формы защиты потребительских прав, включая судебную защиту. Вместе с тем, о самозащите в тексте Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 не упоминается.

Здесь необходимо остановиться о роли самозащиты среди иных способов защиты прав потребителей. Это самый первый способ, к которому прибегает потребитель в случае нарушения его прав именно как потребителя. Часто бывает, что по разным причинам потребителя не устраивает качество товара или оказанной услуги (работы), но продавец или исполнитель при устном обращении не спешит реагировать. Здесь потребитель и использует исследуемый способ в надежде решить проблему нарушенного права из-за некачественного товара, услуги, работы. Именно претензионный порядок является одним из видов самозащиты и можно сказать, что самым распространенным.

Думается, что у данного способа есть масса преимуществ:

  1. это самый быстрый способ, поскольку есть прямой контакт по схеме «потребитель – лицо, нарушившее его потребительские права». При подаче претензии Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 устанавливает конкретные сроки на то, чтобы виновная сторона отреагировала. Например, статья 20 говорит, что на устранение недостатков товара не может быть более 45 дней. В любом случае, административный способ защиты потребительских прав или обращение в суд займет гораздо больше времени;
  2. в случае, когда потребитель может составить претензию самостоятельно, отпадает необходимость привлечения сторонних лиц – адвокатов или юристов без статуса адвокатов, представителей некоммерческих организаций по защите прав потребителей, а значит, тратить время на объяснение проблемы;
  3. если не будет привлечен юрист, потребитель сэкономит финансы, поскольку платить за подготовку претензии не придется.

Плюсов, как очевидно, достаточно и все они имеют серьезные основания. Есть и еще один большой плюс в случае самозащиты в виде претензии. Так, при отсутствии досудебного претензионного порядка потребитель может значительно ухудшить собственное положение, поскольку лишается возможности взыскать с виновного неустойку и моральный вред, а также убытки, о которых говорит Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1. Происходит это как раз по той причине, что при обращении в суд при неудовлетворении законных требований потребителя в добровольном порядке и при наличии вины продавца (исполнителя) нет досудебной претензии. Так, моральный вред, который был причинен потребителю нарушением продавцом (исполнителем) потребительских прав, должен быть компенсирован в случае наличия вины, что вытекает из статьи 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1. Доказать вину при отсутствии документов, которыми потребитель может подтвердить отказ продавца (исполнителя) удовлетворить требования потребителя, невозможно. Кроме того, для того, чтобы взыскать неустойку нужно установить факт или ненадлежащего исполнения, неисполнения обязательств виновной стороной. Также нужно сказать и о том, что если будет претензия и отказ продавца (исполнителя) ее выполнить, суд будет вправе взыскать с виновной стороны штраф в доход государства в размере 50 % от той суммы, которая была присуждена потребителю по его иску (часть 6 статьи 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1).

Отметим, что претензия потребителя не всегда должна быть письменной. Она может быть и устной.

Так, Г. приобрел в магазине «Автозапчасти» (далее – магазин, ответчик) товар и в день покупки обнаружил, что она неисправна. Г. вернулся в магазин с претензией и потребовал у ответчика забрать бракованную запчасть и вернуть деньги. Ответчик отказал в выполнении требований Г., что послужило поводом обратиться в суд. В процессе рассмотрения дела ответчик не смог доказать, что Г., как покупатель, в устной форме не заявлял указанные требования. Ответчик счел, что без претензии в письменной форме от Г. никаких обязанностей по проверке качества запчасти и возвратом денег, у него нет. Судьи не согласились с ответчиком, указав, что претензия о качестве товара и требование о возврате денег может быть доведена потребителем до продавца устно. Это значит, что не выполнять законные требования потребителя, ссылаясь на отсутствие от него письменной претензии, продавец не имеет права [9].

Приведенный пример показывает, что не всегда претензия от потребителя продавцу (исполнителю) должна быть устной.

Важно отметить, что для реализации самозащиты характерен тот факт, что впоследствии, в случае если его претензия не будет удовлетворена добровольно, потребитель вправе обратиться в компетентный орган, в суд. Именно такое право является дополнительной гарантией соблюдения законных прав и интересов потребителей [4, с. 197].

С учетом сказанного, можно выделить следующие признаки самозащиты как способа защиты нарушенных прав потребителей:

  • действие (несколько действий);
  • их цель – защита потребительских прав;
  • они осуществляются самостоятельно, то есть без обращения в разные уполномоченные органы, включая суд;
  • они должны не выходить за разрешенные законодательством рамки.

Выделенные признаки позволяют следующим образом сформулировать понятие самозащиты прав потребителем – это действия потребителя, осуществляемые им самостоятельные, целью которых является прекращение нарушения его гражданских прав, устранения последствий нарушения в пределах, определенных действующим законодательством.

Учитывая предлагаемую трактовку, значение самозащиты в системе способов защиты прав потребителей, считаем необходимым дополнить Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 новой статьей 17.1 – «Самозащита прав потребителей», в которую включить указанную трактовку и принципы реализации самозащиты, указанные в Конституции РФ, ГК РФ и в указанном законе.

Предлагаемое нововведение, безусловно, не решит все существующие проблемы, связанные с защитой прав потребителей, но объективно внесет свой вклад в их преодоление. Прямо закрепленный в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-1 институт самозащиты прав потребителей позволит не только правоприменителю точно понимать, что он из себя представляет с точки зрения законодателя, но и позволит самим потребителям понимать, что есть способ защитить свои права самостоятельно.

Таким образом, самозащита является самостоятельным способом защиты потребителем его нарушенных прав при приобретении товара, услуги и так далее. Претензия, как вид самозащиты, направлена на добровольное удовлетворение продавцом (изготовителем) требований потребителя по восстановлению его нарушенных прав. В случае, когда виновное лицо не ответит на претензию или откажется ее удовлетворить, потребитель вправе обратиться с соответствующим иском в суд и, помимо защиты нарушенного права, может потребовать возместить причиненный ему материальный и моральный вред.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации : от 12.12.1993 : текст с изменениями и дополнениями на 01.07.2020 – Текст : непосредственный // Компьют. справ-прав. сист. КонсультантПлюс.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации : часть первая: текст с изменениями и дополнениями на 14.04.2023 : [принят Государственной Думой 21.10.1994 : одобрен Советом Федерации 08.12.2006] – Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. О защите прав потребителей текст с изменениями и дополнениями на 05.12.2022 – Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
4. Образцова, В. И. Гражданско-правовые проблемы самозащиты как формы защиты прав потребителей / В. И. Образцова // Проблемы экономики и юридической практики. – 2018. – № 5. – С. 195-201. – Текст непосредственный.
5. Рудых, С. В. Самозащита как один из способов защиты прав потребителей / С. В. Рудых, Д. А. Суханова // Вопросы российской юстиции. – 2023. – № 23. – С. 191-198. – Текст непосредственный.
6. Худиева, Л. Р. Способы, средства и меры защиты гражданских прав : проблемы разграничения понятий / Л. Р. Худиева, В. В. Каболов // Актуальные вопросы экономических наук. – 2015. – № 3. – С. 144-147. – Текст непосредственный.
7. Чашкова, С. Ю. Актуальные проблемы защиты гражданских прав : учебное пособие / С. Ю. Чашкова. – М. : Юрайт, 2023. – 136 с. – Текст непосредственный.
8. О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации : текст на 23.06.2015 – Текст : непосредственный // Российская газета. – 2015. – № 140.
9. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.02.2020 N 88-1790/2020 [Электронный ресурс]. – 2023. – URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=hCOuQaT2CwBy2Fe7&cacheid=608B2604C5FB3E85556B818DF4BBE433&mode=splus&rnd=HAEDw&base=KSOJ001&n=4069#I4vy8eTuBSDPnC0F1 (дата обращения 12.05.2023).
10. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских, административных дел по первой инстанции за 12 месяцев 2020 года [Электронный ресурс]. – 2023. – URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5671 (дата обращения 10.05.2023).
11. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских, административных дел по первой инстанции за 12 месяцев 2021 года [Электронный ресурс]. – 2023. – URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=6120 (дата обращения 10.05.2023).
12. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских, административных дел по первой инстанции за 12 месяцев 2022 года [Электронный ресурс]. – 2023. – URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7645 (дата обращения 10.05.2023).
13. Российский рынок интернет-торговли по результатам 2022 года (млрд. рублей) [Электронный ресурс]. – 2023. – URL: https://akit.ru/analytics/analyt-data?ysclid=lhkgj6ju2s550448475 (дата обращения 10.05.2023).