Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ибрагимова Е.Г. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 19(242). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/242/127223 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ибрагимова Елена Геннадьевна
студент, ФГАОУВО Казанский (Приволжский) Федеральный Университет Елабужский институт(филиал), РФ, г. Елабуга
Газизова Фарида Самигулловна
научный руководитель, ФГАОУВО Казанский (Приволжский) Федеральный Университет Елабужский институт(филиал), РФ, г. Елабуга

 

APPROACHES TO THE PROBLEM OF PROFESSIONALIZATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

 

Elena Ibragimova

Student, FGAOUVO Kazan (Volga Region) Federal University Yelabuga Institute (branch), Russia, Yelabuga

Farida Gazizova

Scientific adviser, FGAOUVO Kazan (Volga Region) Federal University Yelabuga Institute (branch), Russia, Yelabuga

 

Аннотация. В статье дается определение профессионализации и профориентации младших школьников. Описываются этапа профессионализации младших школьников. Рассматривается динамика формирования представлений о профессиях младших школьников с первого по четвертый классы.

Abstract. the article defines the professionalization and career guidance of younger schoolchildren. The stages of professionalization of junior schoolchildren are described. The dynamics of the formation of ideas about the professions of younger schoolchildren from the first to the fourth grades is considered.

 

Ключевые слова: профориентация младших школьников, представления о профессиях, профессионазиация младших школьников.

Keywords: career guidance of younger schoolchildren, ideas about professions, professionalization of younger schoolchildren.

 

По ФГОС в современной общеобразовательной школе значимое место занимают вопросы по формированию личностных учебных действий в освоения основной программы образовательной организации, которые направлены на отражение осознанного выбора будущей профессии [1].

В русском словаре С. И. Ожегова понятие профессиональное самоопределение трактуется как процесс отражающий особенности определения своего места в жизни, нахождения себя в обществе, осознания для себя собственных интересов.

Профессиональное самоопределение младших школьников - это длительный, непрерывный и многоступенчатый процесс проявления выбора профессии личностью школьника, отражающийся в ее профессиональных ориентациях и планах [2].

В теории профессионализации выделены специфические принципы, которые характеризуют профессиональное самоопределение школьников как отражение общественного явления: принцип осознанного выбора профессии; принцип выбора профессии согласно собственными интересам и склонностям; принцип желания активно выбирать профессию; принцип профессионального развития.

Таким образом, в теории профессионализации существуют два направления принципов: общие педагогические принципы и специфические принципы, которые отражают профориентационную деятельность школьников, как общественного социального и педагогического явления.

Успешность и эффективность профессионального самоопределения школьника определяется психологической готовностью обучающегося к осознанному выбору профессии. Обучающийся должен знать очень хорошо свои интересы и склонности, понимать собственные личностные характеристики и особенности, а также должен иметь представления о мире профессий взрослых и требованиях к ним, которые необходимы для реализации профессиональной деятельности, профессионального обучения и роста, а также, школьник должен уметь понимать необходимые требования по отношению к своим личностным особенностям [5].

Главное значение в механизме профессионализации школьника играют склонности и интересы, которые отражают выбор профессии и согласуются с ней. При выборе профессии необходимо учитывают свой характер, свой темперамент (свойство нервной системы), реализацию собственных психических процессов, необходимых для профессиональной деятельности. При выборе профессии нужно учитывать свои интересы, свой темперамент, свои склонности и черты характера. Профессиональный интерес связан с познавательным интересом школьника. Какие предметы в школе нравятся ученику, такие интересы ему необходимы будут при выборе профессии. Познавательный интерес способствует расширению знаний о мире профессий, что влияет на формирование готовности к профессиональному самоопределению школьников [4].

Профессиональное самоопределение можно начинать с дошкольного и младшего школьного возраста. Профессиональное самоопределение происходит в несколько возрастных этапах. Первый этап – дошкольный возраст, где посредством художественных произведений дети знакомятся с различными профессиями взрослых, а в группах детского сада организована предметно-развивающая среда. Следующим этапом является младший школьный возраст. В этом возрасте обучающихся знакомят с миром профессий на уроках окружающего мира, где происходит осознание роли труда в жизни взрослых людей. И заключительным этапом профессионального самоопределения является профориентационная работа с обучающимися старших классов. На данном этапе работа направлена на осознание школьником своих склонностей и интересов для выбора профессии с учетом понимания свойств темперамента и личностных характеристик. В рамках школьного обучения профессионализация обучающихся направлена на формирование готовности обучающихся к выбору профессии и профессиональному самоопределению в целом.

В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника). На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать  максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог  анализировать профессиональную сферу более осмысленно.  Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана [1].

Содержание и структура профориентационных занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников. 

К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словеснологическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику суждений, уметь аргументировать свою точку зрения. Первоклассники при работе с понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?). Младшим школьникам еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду. Например, «трактор» для них – это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать картошку», а не «вид сельскохозяйственного транспорта». 

Ученик первого класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию. Особо трудно им  «дается» понимание и установление причинно-следственных связей. Например, вопрос: «Почему засохло растение?» гораздо сложнее, чем вопрос «Что произойдет, если растение не поливать?». Именно поэтому, в процессе планирования профориентационных занятий важно учить выделять в профессии существенные, главные стороны. Не все дети смогут понять сразу, что бухгалтер – это не «тот, кто сидит за компьютером», а водитель не «тот, кто  ездит на машине». Педагогу необходимо проявлять настойчивость в том, чтобы дети формулировали представление о профессии на основе существенных, главных признаков. Например, с помощью наводящих вопросов: «Но ведь и ты сидишь за компьютером, когда играешь. Ты ведь – не бухгалтер! А кто такой  бухгалтер?»; «папа твой возможно тоже умеет ездит на машине, но работает инженером  (сантехником, поваром, врачом и т.п.), а не водителем».

Восприятие детей 2-4 классов становится уже более дифференцированным. Тем не менее, в работе с детьми необходимо использовать упражнения на сравнение двух схожих объектов, предметов, явлений, слов, ситуаций и т.д. Обучающиеся 2-4 классов могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. В ходе знакомства с миром профессий необходимо уделять внимание описанию условий и орудий труда специалистов.

К окончанию 4 класса школьники должны уметь быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Также надо развивать умение распределять внимание (например, между чтением и слушанием). Эта способность  развивается эффективней при использовании парных и групповых форм работы. Например, назвать качества, необходимые для определенной профессии, детям начальных классов легче в парах либо в группах [6]. 

Таким образом, современные подходы к профессиональной ориентации школьников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Основной задачей профессионализации в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым.

 

Список литературы:
1. Абросимова, Л. Н. Программа по профессиональной ориентации младших школьников «Тропинка в профессию» / Л.Н. Абросимова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - №. 12. - С. 6-10. 
2. Ажиев, А. В., Гадарбошева З. И. Формы и методы формирования представлений о мире профессий у детей младшего школьного возраста / А.В. Ажиев, З.И. Гадарбашева // Социальная работа: современные проблемы и технологии. - 2020. - № 2. - С. 22-36. 
3. Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. М.: Академический проезд; Екатеринбург: Деловая книга, 2014.- С. 125-126.
4. Зулунова, Г. В. Профориентационная работа в школе / Г. В. Зулунова // Начальная школа.- 2021. - № 5.-  С. 31-34.
5. Казарова, Е. Проблема выбора: программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся / Е. Казарова // Школьный психолог.- 2017.- № 2.-  С. 17-23.
6. Окинина, Г. В. Лабиринт профессий / Г.В. Окинина // Читаем, учимся, играем.- 2016.- №7.- С. 67-69.
7. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация /   Л.Д. Столяренко. – Р-н-Д., 2019. – С.17-21. 
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.