Статья:

ЕКАТЕРИНА II И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Шемякина Д.А. ЕКАТЕРИНА II И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 19(242). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/242/127340 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЕКАТЕРИНА II И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.

Шемякина Дарья Александровна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Шаповалова Светлана Петровна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Личность Екатерины II на протяжении многих лет привлекает внимание различных исследователей. До сих пор ведутся споры среди русских и зарубежных историков по поводу деятельности императрицы.  Екатерина II весьма неординарная фигура в истории России. Благодаря её правлению, культурное развитие России растянулось на многие года. Екатерина Великая приложила максимум своих усилий, чтобы её государство стало сильнее и могущественнее. «Просвещённый абсолютизм» - название времени правления Екатерины II. В этот период происходит существенный подъем государства в области образования, науки и культуры.  Достаточно большие изменения произошли в культурном развитии [5, с. 245].

Веком больших перемен можно по праву считать XVIII в. В этот период культура России обретает новый характер, формируется национальная культура. Здесь происходит следующее: создание светского просвещения, складывание нового литературного языка, появление большого количества печатного издания, развитие архитектуры, скульптуры, живописи и др.

Как было сказано выше, период царствования Екатерины Великой принято называть «Просвещённый абсолютизм». Императрица опиралась на идеи иностранных философов (Дидро, Монтескье, Руссо и др.). Она старалась внести просветительскую мысль в развитие государства. А.С. Архангельский в своем труде «Императрица Екатерина II в истории русской литературы и образования» отметил следующее: «императрица настежь распахнула двери перед западно-европейскими идеями «просветительной» философии, и эти идеи широким потоком хлынули к нам с первых же дней ея царствования» [1, с. 88]. Какие же изменения произошли в области культуры в Екатерининскую эпоху?

Во-первых, изменения коснулись литературы. Развивалась она вместе с таким направлением как классицизм. Основой являлась античность. Здесь происходит яркое представление хорошего и плохого. Представителем русского классицизма в области литературы являлся Д.И.Фонвизин [2, с.186].

Во-вторых, происходит расцвет архитектуры. Барокко заменяется классицизмом. Петербург – главный центр классицизма. Своего звездного часа дождались такие архитекторы как: Старов И.Е., Баженов В.И., Ч. Камерон и др. Классицизм являлся неким выражением государственного могущества. В стиле классицизма дворянство строило собственные дома.

В-третьих, скульптура также не отставала от архитектуры. В искусстве происходит развитие портрета. Бронзу заменяет мрамор. Скульптура второй половины XVIII в. представлена именами классицистов Ф. И. Шубина и М.И. Козловский. Чертами классицизма в скульптуре являются выразительность и завершенность форм.

В-четвертых, портретная живопись была ведущим направлением. Её представителями были Никитин И.Н., Матвеев А.М. Главная особенность – передача богатства внутреннего мира и духовной индивидуальности. Благодаря этому, русский портрет стал мировым достижением искусства.

Не стоит забывать и о театре, который в свою очередь старался донести зрителям идеи Просвещения [3, с. 156]  .

Таким образом, вторая половина XVIII в. достигла своего культурного могущества, благодаря вступлению в эпоху «просвещенного абсолютизма». Классицизм стал основой культуры. Появились новые имена, в их числе выделились и приближённые императрицы. Каменский А.Б. высказался в адрес Екатерины II достаточно хорошо, отметив «быть может, самым успешным российским реформатором: за три с лишним десятилетия ею были осуществлены серьезные преобразования, коснувшиеся едва ли не всех сторон жизни государства и имевшие долговременное значение» [4, с. 222].

 

Список литературы:
1. Архангельский А.С. Императрица Екатерина II в истории русской литературы и образования / А. С. Архангельский. - Изд. 2-е, репр. - Москва: URSS: Ленанд, cop. 2015. - 91 с.
2. Жукова Л.В. История России с древнейших времен до настоящего времени: учеб. пособие / Л.В. Жукова. - Москва: Экзамен, 2005. - 527 с.
3. Замалеев А.Ф. История русской культуры / А. Ф. Замелев - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005 - 254 с.
4. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой / А. Б. Каменский. - Москва: Знание, 1997. - 287 с.
5. Павленко Н.И. Екатерина Великая / Н. И. Павленко.  - Москва: Молодая гвардия, 2003. - 495 с.