ЕКАТЕРИНА II И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)
ЕКАТЕРИНА II И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.
Личность Екатерины II на протяжении многих лет привлекает внимание различных исследователей. До сих пор ведутся споры среди русских и зарубежных историков по поводу деятельности императрицы. Екатерина II весьма неординарная фигура в истории России. Благодаря её правлению, культурное развитие России растянулось на многие года. Екатерина Великая приложила максимум своих усилий, чтобы её государство стало сильнее и могущественнее. «Просвещённый абсолютизм» - название времени правления Екатерины II. В этот период происходит существенный подъем государства в области образования, науки и культуры. Достаточно большие изменения произошли в культурном развитии [5, с. 245].
Веком больших перемен можно по праву считать XVIII в. В этот период культура России обретает новый характер, формируется национальная культура. Здесь происходит следующее: создание светского просвещения, складывание нового литературного языка, появление большого количества печатного издания, развитие архитектуры, скульптуры, живописи и др.
Как было сказано выше, период царствования Екатерины Великой принято называть «Просвещённый абсолютизм». Императрица опиралась на идеи иностранных философов (Дидро, Монтескье, Руссо и др.). Она старалась внести просветительскую мысль в развитие государства. А.С. Архангельский в своем труде «Императрица Екатерина II в истории русской литературы и образования» отметил следующее: «императрица настежь распахнула двери перед западно-европейскими идеями «просветительной» философии, и эти идеи широким потоком хлынули к нам с первых же дней ея царствования» [1, с. 88]. Какие же изменения произошли в области культуры в Екатерининскую эпоху?
Во-первых, изменения коснулись литературы. Развивалась она вместе с таким направлением как классицизм. Основой являлась античность. Здесь происходит яркое представление хорошего и плохого. Представителем русского классицизма в области литературы являлся Д.И.Фонвизин [2, с.186].
Во-вторых, происходит расцвет архитектуры. Барокко заменяется классицизмом. Петербург – главный центр классицизма. Своего звездного часа дождались такие архитекторы как: Старов И.Е., Баженов В.И., Ч. Камерон и др. Классицизм являлся неким выражением государственного могущества. В стиле классицизма дворянство строило собственные дома.
В-третьих, скульптура также не отставала от архитектуры. В искусстве происходит развитие портрета. Бронзу заменяет мрамор. Скульптура второй половины XVIII в. представлена именами классицистов Ф. И. Шубина и М.И. Козловский. Чертами классицизма в скульптуре являются выразительность и завершенность форм.
В-четвертых, портретная живопись была ведущим направлением. Её представителями были Никитин И.Н., Матвеев А.М. Главная особенность – передача богатства внутреннего мира и духовной индивидуальности. Благодаря этому, русский портрет стал мировым достижением искусства.
Не стоит забывать и о театре, который в свою очередь старался донести зрителям идеи Просвещения [3, с. 156] .
Таким образом, вторая половина XVIII в. достигла своего культурного могущества, благодаря вступлению в эпоху «просвещенного абсолютизма». Классицизм стал основой культуры. Появились новые имена, в их числе выделились и приближённые императрицы. Каменский А.Б. высказался в адрес Екатерины II достаточно хорошо, отметив «быть может, самым успешным российским реформатором: за три с лишним десятилетия ею были осуществлены серьезные преобразования, коснувшиеся едва ли не всех сторон жизни государства и имевшие долговременное значение» [4, с. 222].