Статья:

«УТЕЧКА МОЗГОВ»: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ЭТАПЫ, ИТОГИ, ВАРИАНТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ. ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ.

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Демидчук Н.А. «УТЕЧКА МОЗГОВ»: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ЭТАПЫ, ИТОГИ, ВАРИАНТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ. ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 17(284). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/284/148322 (дата обращения: 23.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

«УТЕЧКА МОЗГОВ»: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ЭТАПЫ, ИТОГИ, ВАРИАНТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ. ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ.

Демидчук Наталья Александровна
студент Института технологий управления, МИРЭА – Российский технологический университет, РФ, г. Москва

 

В условиях обострившейся геополитической ситуации одним из ключевых принципов развития России является достижение и поддержание технологического суверенитета, создание целостной системы экономического развития, которая по критически важным составляющим не зависит от иностранных институтов. Президент В.В. Путин, выступая 17 июня 2022 года на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, заявил о необходимости выстраивать все сферы жизни на качественно новом технологическом уровне и при этом быть не просто пользователями чужих решений, а иметь технологические ключи к созданию товаров и услуг следующих поколений. «Импортозамещение – это не панацея, не кардинальное решение. Если мы будем лишь повторять других, пытаться заменить пусть и самыми качественными копиями чужие товары, то рискуем оказаться в позиции постоянно догоняющих. А надо быть на шаг впереди, создавать собственные конкурентные технологии, товары и сервисы, которые способны стать новыми мировыми стандартами» [1].

Реализация этой задачи невозможна без привлечения высококвалифицированных специалистов. Однако сложившаяся внешнеполитическая ситуация повысила риски оттока талантливых молодых людей и глобально конкурентоспособных исследователей за рубеж, а также создала ограничения для привлечения иностранных специалистов, поддержания научных контактов с зарубежными учеными и реализации международной мобильности. На наш взгляд, это серьезная проблема, которая требует пересмотра государственной политики в области научных кадров.

В истории России мы можем наблюдать пять этапов эмиграции и в некоторых из них отмечается «утечка мозгов». Утечка мозгов (от англ. Braindrain) – это процесс массовой эмиграции ученых, специалистов различных отраслей, вызванный политической, социальной или экономической нестабильностью внутри государства. Активно изучать данную проблему стали в 1960-х годах в Америке. В условиях глобализации утечка мозгов приобретает значительные масштабы во многих странах современного мира, в том числе и в России.

Первая волна утечки мозгов произошла в период Великой российской революции. Многие ученые наряду с представителями интеллигенции эмигрировали в западные страны в связи с падением многовекового государственного строя и приходом к власти большевиков. Революционные события 1917 года и гражданская война вызвали всплеск русской эмиграции, который имел ярко выраженный политический характер. Эмиграция была добровольной и принудительной. Одни представители интеллигенции, изначально не принимавшие советскую власть, сразу покинули страну. Другие же были высланы за пределы страны новой властью. В результате эмиграции за границей оказалось примерно 500 крупных ученых (С. Н. Виноградский, В. К. Агафонов, К. Н. Давыдов, П. А. Сорокин и др.). Внушителен список уехавших деятелей литературы и искусства (Ф. И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, К.А. Коровин, Ю. П. Анненков, И. А. Бунин, М.И. Цветаева и т.д.). Такая утечка умов привела к серьезному понижению духовного потенциала отечественной науки и искусства. В эмиграции оказались не только писатели, но и выдающиеся русские философы: Н. Бердяев, С. Булгаков, С, Франк, А. Изгоев, П. Струве, Н. Лосский [2]. Среди эмигрантов оказались и физиологи Г.В. Анреп и Б.П. Бабкин Б.П., гистолог Н.К. Кульчицкий, патофизиолог В.Г. Коренчевский, энтомолог Б.П. Уваров, биохимик Л.Л. Пастернак-Слейтер, математик А.С. Безикович, инженер-паровозостроитель Ю.В. Ломоносов, историк Н.Е. Андреев [9, с.242-247].

Следующий массовый отток граждан из СССР был связан с событиями Второй Мировой войны. После вторжения немцев на территорию СССР множество советских граждан оказались на территории Фашистской Германии в качестве военнопленных или угнанных на принудительные работы. Также после отступления немецких армий, некоторые граждане эмигрировали на Запад, опасаясь возможных репрессий. Но в сравнении с первой волной миграции вторая оказалась немногочисленной, почти незаметной. В отличие от «белой эмиграции» страну покинули не представители науки, а простые граждане, которые не собирались привлекать к себе лишнего внимания. Поэтому послевоенная эмиграция до сих пор считается малоизученной.

Третья волна эмиграции хронологически охватывает период конца  1940-х до второй половины 1980-х годов, то есть весь период «холодной войны». Основным мотивом отъезда за рубеж в то время была неудовлетворенность части интеллигенции идеологическими и политическими реалиями советской жизни. Некоторые представители интеллигенции, выражающие недовольство, были насильственно высланы или лишены советского гражданства. Среди них Александр Солженицын, Владимир Войнович, Александр Галич, Ефим Эткинд, Иосиф Бродский, Галина Вишневская, Мстислав Ростропович, Юрий Любимов. Многие выехали из СССР, руководствуясь своими взглядами и несогласием с проводимой властями политикой: Василий Аксенов, Анатолий Гладилин, Сергей Довлатов, Эрнст Неизвестный, Михаил Шемякин, Борис Заборов, Кирилл Кондрашин, Рудольф Баршай и многие другие [3].

Четвертая волна началась с конца 1980-х годов и продолжалась до начала 2000-х. Связана она была с совокупностью кризисов: экономического, политического, социального и духовного. В период, когда страна была на грани существования, науке не уделялось должного внимания, и многие ученые предпочли переехать в страны с более высоким уровнем обеспечения научных сотрудников. Однако ошибочно представление о том, что эмигрировали ученые и специалисты исключительно из-за денег. Отмечалась нехватка критически необходимой для естественных наук аппаратуры и оборудования, за этим следовало катастрофическое падение престижа научной работы. В 1988 г. правом покинуть страну воспользовалось более 180 тыс. человек, и это было только начало эмигрантской «лавины». В 1989 г. уехало 235 тыс., в 1990 г. — 453 тыс. человек [4]. Страну покинуло огромное количество талантливых учёных: по утверждению президента РАН Александра Сергеева, одних только профессоров в 90-е уехало около 40 000. Среди тех, кто нашёл возможность работать за рубежом, оказались будущие лауреаты Нобелевской премии по физике Андрей Гейм и Константин Новосёлов, математик Максим Концевич, физик-теоретик Андрей Линде, биолог Евгений Кунин и множество других специалистов мирового уровня [8]. Пятая волна российской эмиграции связана с проведением специальной военной операции на Украине (СВО) и последовавшими за этим многочисленными международными санкциями, которые значительно ограничили возможности российских ученых в сфере международных исследований. Преследуя цель максимальной изоляции российской науки, многие европейские страны отказались от сотрудничества с российскими учеными, ввели запрет на их участие в международных научных проектах (Горизонт Европа, ЦЕРН). Всё это дало возможность переориентировать вектор научного сотрудничества с недружественного Запада на Восток. Но даже такие меры не предотвратили новую волну утечки мозгов. В 2022 году, по данным министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Россию покинули до 10% работников IT-отрасли — около 100 тыс. человек [6]. Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев на выездном совещании в Томске осенью 2023 года заявил: «В условиях недостаточности материальных и финансовых ресурсов российские научные организации вынуждены продолжать обращаться к иностранным контрагентам, что формирует риски утечки коммерчески привлекательной научно-технической информации за рубеж» [7]. Проанализировав все этапы данного явления в нашей стране, мы можем выявить главную причину оттока выдающихся ученых, молодых и перспективных специалистов. Она заключается в отсутствии конкретных условий или их совокупности, а именно:

  • отсутствие возможностей карьерного роста;
  • недостаточное материально-техническое обеспечение;
  • низкая заработная плата.

Отметим также проблему государственного регулирования социальной мобильности в научно-технической сфере. Она заключается в невозможности ограничения мобильности научных специалистов на законодательном уровне. Это обусловлено демократическими основами современного российского общества и в том числе Конституцией Российской Федерации (статьи 27 и 34). Поэтому Минцифры России не поддерживает любые законодательные ограничения, связанные с передвижениями ИТ-кадров и их трудоустройством. Такие меры, по мнению Министерства, могут привести лишь к увеличению оттока специалистов и деструктивно отразиться на отрасли в целом [5].

Однако стоит обратить внимание, что в современном законодательстве закреплены основные цели и принципы государственной научно-технической политики, где приоритетными выделяются следующие направления:[10]

  • признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;
  • стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;
  • развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;
  • развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Российской Федерации.

Эти принципы позволяют сформулировать вывод о том, что на государственном уровне научно-техническому развитию уделяется первостепенное внимание. Однако ввиду сложившейся внешнеполитической ситуации необходим ряд дополнительных мер, направленных на регулирование массового оттока специалистов.  Так, например, в марте 2022 года на фоне отъезда IT-специалистов из России власти разработали меры поддержки для отрасли. Среди них — отсрочка от армии, льготная ипотека, выгодные кредиты и освобождение от уплаты налога на прибыль, а также предложение разработать поправки в закон, согласно которым отсрочка от армии будет предусмотрена для IT-специалистов со средним образованием.

Также согласимся с исследователями НИУ ВШЭ, которые в своем докладе, посвященном международной мобильности учёных, предложили следующие варианты преодоления эмиграции научных специалистов:

  1. Внедрение интегрированных программ "магистратура-аспирантура" для предотвращения эмиграции специалистов сразу после получения диплома магистра. Параллельно с этой мерой необходимо повысить до уровня средней заработной платы по региону стипендию аспирантам.
  2. Развитие программ бюджетного софинансирования оплаты труда глобально конкурентоспособных учёных.
  3. Налаживание новых научных контактов с возможностью в последующем реализации программ по обмену опытом.
  4. Снижение тарифов страховых взносов для научных сотрудников [11].

Таким образом, утечка умов является серьезной проблемой во всех сферах жизни государства и общества. С политической точки зрения страна, в которую эмигрируют учёные и специалисты получает определенное преимущество. Внутри неё складывается конкурентная среда, позволяющая выбирать лучших учёных и специалистов для реализации государственных интересов. Страна, в которой происходит утечка мозгов вынуждена вкладывать значительно большие средства в поддержание своего научно- технического потенциала на уровне стран, в которые эмигрируют научные деятели. Последствием может стать ослабление геополитического положения.

Утечка мозгов сильно влияет на экономическое состояние страны. Деньги, вложенные государством в обучение учёных, разработку инновационных технологий, их апробацию не окупаются. Это серьезная потеря, которая значительно тормозит развитие отечественной науки, что в свою очередь грозит долгосрочным упадком в научной сфере и отставанием на десятилетия, что также скажется на экономическом состоянии страны.

 

Список литературы:
1. Владимир Путин назвал одним из ключевых принципов развития достижение технологического суверенитета России. URL: https://rospatent.gov.ru/ru/news/pmef-putin-17062022 (дата обращения 10.03.2024)
2. Жуковская Д. Причины и судьбы эмиграции после революции 1917 г. // Историк – общественно-политический журнал. URL: https://historicus.ru/sudba_emigratsii (дата обращения 20.03.2024)
3. История эмиграции из России и СССР. URL: https://ria.ru/20120604/662267082.html (дата обращения 20.03.2024).
4. Котельников К. Утечка мозгов в 1990-е – эмиграция российской науки. URL: https://diletant.media/articles/45307093/?ysclid=ltzhr3z7nz675574467 (дата обращения 20.03.2024).
5. Минцифры категорически против любых ограничений передвижения ИТ-специалистов. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/41466/ (дата обращения 20.03.2024).
6. Минцифры оценило дефицит кадров в IT-отрасли. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6161948 (дата обращения 15.03.2024)
7. Патрушев заявил о сокращении числа научных сотрудников в РФ за 20 лет на четверть. URL: https://nauka.tass.ru/nauka/19163083 дата обращения 17.03.2024)
8. Снегов Е. Прощай, немытая. История четырёх волн российской эмиграции URL: https://secretmag.ru/stories/volny- emigratsii.htm?ysclid=ltzi8kzdds364448190 дата обращения (20.03.2024)
9. Ульянкина Т.И. Русские ученые-эмигранты в Великобритании (1917- 1940-е гг.) // ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 1998. М.: ИИЕТ РАН, 1999, с.242-247.
10. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О науке и государственной научно-технической политике».
11. Эксперты НИУ ВШЭ рассказали, как предотвратить «утечку  умов» из России. URL: https://conf.hse.ru/2022/news/603091243.html?ysclid=ltzluadhwn284060489 (дата обращения 20.03.2024)