Статья:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ ПРИСЯЖНЫХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Жигулина Э.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ ПРИСЯЖНЫХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 19(242). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/242/127472 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ ПРИСЯЖНЫХ

Жигулина Эльвира Сергеевна
студент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, РФ, г. Санкт-Петербург
Радошнова Наталия Валерьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры Уголовного права и Уголовного процесса, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Рассмотрение уголовных дел коллегией непрофессиональных судей противопоставляется традиционной форме, как более гуманная и демократичная.  Присяжные лишены права на ознакомление с материалами дела до его рассмотрения в суде: вынося судьбоносный для подсудимого вердикт, присяжные руководствуются собственным пониманием закона и справедливости, своим жизненным опытом и оценивают ситуацию с позиции здравого смысла. В то же время на их оценку оказывается воздействие как со стороны обвинения, так и со стороны защиты, представляющих присяжным доказательства своих позиций.

Отечественные исследователи заостряют внимание на значимости знаний психологии при рассмотрении дела с участием присяжных. В частности, анализируется применение обвинителем техник НЛП и тактических приемов коммуникации [5, с. 32]. Со стороны защиты факторы психологии учитываются при выборе формы изложения фактов, выстраивании тактики допроса свидетелей [6, c. 71]. В подобных условиях вопрос противодействия психологическому влиянию на присяжных заседателей приобретает особую актуальность.

Стоит учесть, что мнение присяжных формируется под влиянием как ситуативных состояний, возникающих в обстановке судебного процесса, так и личностных характеристик, в том числе аттитюдов (социальных установок) членов коллегии. Исследования самого процесса убеждения присяжных заседателей показывают, что предоставленные доказательства в их количестве и силе оказывают в несколько раз большее влияние на вердикт коллегии, чем аттитюды ее членов к личности обвиняемого. Однако, последние проявляют себя как факторы влияния при неясности или недостаточности предоставленных доказательств [2, c. 65-66].

Отбор, предоставление, а также характер самой подачи информации осуществляется обвинителем и защитником подсудимого. Внешним эффектом и непосредственной целью их коммуникации с присяжными заседателями является убеждение последних в достоверности и весомости их доводов. Психолог Карл Ховланд, исследуя процесс коммуникации, выделяет следующие этапы формирования убеждения: привлечение внимания, понимание полученной информации, принятие (или согласие с доводами коммуникатора) и запоминание [3, c. 99]. Последовательность указанных этапов имеет место при формировании желаемого отношения присяжных к представляемым сторонами доказательствам.

Привлечь внимание присяжных может как внешний вид участника процесса и особенности предоставления доводов, так и сама информация, воздействующая на их эмоциональное состояние и процесс восприятия фактов. Ограничивая подобное влияние информации, процессуальный кодекс запрещает в зале суда исследовать сведения о личности подсудимого, способные вызвать у них предубеждение, а также демонстрировать «шокирующие» доказательства, оказывающие на присяжных чрезмерное эмоциональное воздействие и формирующие негативное отношение к подсудимому. Доказательства такого рода могут быть исключены из общего перечня по инициативе председательствующего судьи. Верховный Суд признает правомерным исключение «шокирующих» доказательсв при отсутствии «доказательной информации» в подобных сведениях. Однако, процесс признания доказательства «шокирующим» исходит из анализа конкретных обстоятельств дела, и учитывает своевременность возражения сторон [8].

Присяжных заседателей нередко именуют «судьями факта». Предоставляемые на их суд факты должны быть присяжным доступны и понятны. Следуя данной цели, обвинитель и защитник стараются изложить свою точку зрения понятным и убедительным образом. Однако, заключения эксперта или специалиста в силу их специфики вызывают наибольшую сложность в восприятии информации. Специфический стиль экспертного заключения формирует у присяжных подсознательное доверие к изложенным в нем фактам, что в то же время провоцирует проявление «иллюзии восприятия», убеждающей слушателя в понимании содержания текста [4, c. 41]. Лучшее восприятие экспертного заключения присяжными достигается при оглашении сформулированных перед экспертизой вопросов и полученных по ее результатам ответов.

Также на понимание предоставленных сторонами доводов и формирование согласия или несогласия присяжных с их содержанием оказывает воздействие напутственное слово председательствующего, напоминающее об исследованных доказательствах, а также о необходимости их беспристрастной оценки. Как отмечает Верховный Суд, в его содержании не должно выражаться собственное мнение судьи, а также акцентироваться внимание на значимых фактах дела [7].

Для восприятия и запоминания членам коллегии предоставляется значительный поток фактов, что в некоторых случаях может вызвать информационную перегрузку и привести к селективному принятию информации, при котором воспринимается та ее часть, которая соответствует аттитюдам и ценностям присяжных [3, c. 34]. В подобных условиях реализация права на ведение присяжными собственных записей способствует фиксации приведенных сторонами доказательств и снижает проявление оценочных суждений при вынесении вердикта.

Рассмотренные факторы, иллюстрируют, какое влияние на мнение присяжных оказывают другие участники процесса. Целью их коммуникации является убеждение присяжных в силе своих доводов, воздействие на их восприятие ситуации, а целью процессуальных норм – ограничение воздействия, ведущего к формированию предубеждений. В то же время, присяжными становятся люди, с разными жизненными ценностями, аттитюдами, а главное с разной психической подготовкой. Актуальным решением, направленным на сохранение беспристрастности присяжных и противодействия психологическому влиянию на них в зале суда является проведение психологического инструктажа перед их участием в заседании, направленного на повышение их компетенции в восприятии информации и на проработку возможных предубеждений.

 

Список литературы:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп., внес. Федер. законом от 207.10.2022 г. № 384-ФЗ) // Рос. газета. – 2001. – 22 декабря; 2022. – 11 октября.
2. Гулевич О.А. Психология в суде присяжных: учебное пособие / О.А. Гулевич - Псков: Американская ассоц. юристов, 2011. – 260 с. 
3. Гулевич О.А. Психология коммуникации / О.А. Гулевич - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 384 с.
4. Босов А.Е. Суд присяжных. Заключение эксперта как доказательство в суде присяжных / А.Е. Босов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского 2014. с. 38 – 42.
5. Коренная О.Б. Логико-этические аспекты использования НЛП в процессе судебного заседания с участием присяжных заседателей / О.Б. Коренная // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. с. 31-35.
6. Насонов С.А. Особенности уголовной защиты в суде присяжных: процессуальные возможности и запреты / С.А. Наносов // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2014. с. 68-74.
7. Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 18-кпо02-94сп [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.11.2022).
8. Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 01 ноября 2006 г. N 41-о06-6сп [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.11.2022).