КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЙ В КОНТЕКСТЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЙ В КОНТЕКСТЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
На сегодняшний день концепция прав человека в предпринимательской деятельности сформулирована в Руководящих принципах предпринимательской деятельности в аспекте прав человека 2011 года, принятых резолюцией Совета по правам человека 17/4 от 16 июня 2011 года [1]. Должная осмотрительность является центральной идеей Руководящих принципов и представляет собой одновременно, как процесс управления рисками в области прав человека, так и результат, который является оптимальным стандартом поведения, необходимым для выполнения обязанностей компании по уважению, соблюдению и защите прав человека. Оценка бизнес-рисков внутри компании должна предполагать оценку влияния своей деятельности на общество и окружающую среду.
Принцип должной осмотрительности в международном праве прав человека играет важную роль при определении позитивных обязательств государства по защите и предотвращению нарушений прав человека в пределах своей юрисдикции. Данный принцип закреплён в законодательстве многих государств мира, в том числе в законодательстве Республики Беларусь.
На данный момент Европейский союз является безусловным глобальным лидером в разработке нормативных стандартов устойчивого развития. В Европейском союзе действует Директива 2014/95 «О раскрытии нефинансовой информации», вступившая в силу 6 декабря 2014 года. В соответствии с ней, крупные компании, зарегистрированные на территории ЕС, подотчётны о мерах по охране окружающей среды, о политиках в области корпоративной социальной ответственности, соблюдении трудовых прав работников, борьбе с коррупцией, а также обязаны публиковать отчёты о результатах своей деятельности [2, с. 85]. Данные правила применялись лишь к крупным компаниям, с численностью 500 и более сотрудников. Таким образом, директива охватывала примерно 6000 компаний. По оценкам экспертов Директива ЕС от 10 ноября 2022 года «О корпоративной отчетности в области устойчивого развития» будет затрагивать деятельность более 30 000 компаний.
Директива не будет применяться напрямую, требуется имплементация норм в национальное законодательство. Однако прогрессивное законодательство Германии (German Draft Law For A Human Rights and Environmental Due Diligence Act), Франции (French Duty of Vigilance law) и Дании (Dutch Child Labor Due Diligence Law) уже содержит нормативные правовые акты, регулирующие деятельность компаний в области прав человека. Например, в Германии действует Закон «О цепочках поставок» от 24 июня 2021 года. Согласно исследованию, отчет об итогах выполнения Национального плана действий Германии в области предпринимательской деятельности и прав человека на 2016 год выявил лишь 17-19 % компаний, применяющих процедуру надлежащей проверки. В 2020 году в акте, представленном правительству по итогам анализа отчёта была дана рекомендация о принятии нормативного правового акта обязывающего характера. Разработка Директивы направлена на то, чтобы большее количество компаний Германии внедряли принцип должной осмотрительности в свою деятельность. На данный момент Закон Германии «О цепочках поставок» содержит ответственность за нарушение взятых обязательств, которая составляет до €10 млн., при отсутствии публикации планов и отчетов [2, с. 87].
В Германии одна из самых надежных систем корпоративного управления в мире благодаря хорошо сбалансированным механизмам контроля, правилам сохранения капитала и прозрачности рынка. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими корпоративное управление в Германии, являются:
Кодекс корпоративного управления Германии, разработанный в 1995 году устанавливает требования в соответствии с законодательством высшие органы управления немецкими публичными компаниями имеют двухуровневую структуру: совет директоров и наблюдательный совет. Также требования к информационной прозрачности, консолидированной финансовой отчётности и аудиту, и должна быть опубликована не позже чем через 90 дней после окончания финансового года, а промежуточная не позже чем 45 дней после окончания соответствующего отчетного периода;
Закон «об акционерных обществах» от 6 сентября 1965 года, который устанавливает (в основном обязательные) рамки для организации акционерного общества, а также права и обязанности корпоративных органов, правления, наблюдательного совета и собрания акционеров, в том числе миноритарных акционеров;
Регламент ЕС N 596/2014 «о злоупотреблениях на рынке» (MAR) от 16 апреля 2014 года, который запрещает злоупотребления на рынке и манипулирование рынком и регулирует раскрытие непубличной информации и сделок директоров;
Закон «о торговле ценными бумагами», который, среди прочего, реализует Директиву ЕС «о прозрачности» 2014 года и содержит положения о приведении в исполнение нарушений Регламента ЕС N 596/2014 «о злоупотреблениях на рынке» в соответствии с законодательством Германии [3].
Важно отметить, что директива 2022 года охватывает цепочки поставок как внутри, так и за пределами Европейского союза, затрагивая корпорации и дочерние компании по всему миру. Ведь большинство споров о массовых нарушениях прав человека являются экстерриториальными.
Директива ЕС 2022 года «О корпоративной отчетности в области устойчивого развития» (CSRD) во многом продолжает и заменяет, внедряя более высокие стандарты, по сравнению с Директивой ЕС 2014/95 «О раскрытии нефинансовой отчётности». Директива предусматривает детальное раскрытие ESG-информации и её независимый аудит. У компаний появилось обязательство публиковать нефинансовую отчётность о соблюдении прав человека и требований экологического законодательства, обеспечении гендерного баланса в Совете директоров. Корпоративное управление можно рассматривать как процесс управления бизнес-рисками, влияющий на должную осмотрительность.
Согласно принципам корпоративного управления Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), корпоративное управление — это система взаимоотношений между руководством компании, ее советом директоров, акционерами, предполагающая баланс интересов заинтересованных сторон [4].
Таким образом, эффективное корпоративное управление позволяет снизить риски нарушения прав человека, улучшить систему контроля, операционные показатели, снизить затраты, повысить скорость принятия решений при изменении рыночной ситуации, увеличить прозрачность и раскрытие информации.