ПРАВОВОЙ СТАТУС ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)
ПРАВОВОЙ СТАТУС ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Проблема определения правосубъектности транснациональных корпораций (далее – ТНК), вопрос их признания возникает в том случае, если правоотношение имеет связь с иностранным элементом, т.е. если на территории государства появляется корпорация иностранного права. Поэтому, прежде чем перейти непосредственно к изучению данного вопроса, необходимо проанализировать, какие возможности в рамках Европейского союза (далее – ЕС) предоставлены организациям, которые будут осуществлять свою деятельность на территории иного государства. Так, Договор о функционировании Европейского союза (далее – ДФЕС) закрепляет четыре основополагающие экономические свободы: свободу обращения товаров, свободу перемещения лиц, свободу оказания услуг и свободу движения капитала. Данные четыре элемента являются основными составляющими внутреннего рынка, без которых он не может существовать [2].
ЕС признает, что ТНК выполняют поставленные договором цели в несколько раз быстрее, что является стимулом для закрепления норм, регулирующих их деятельность, а также создания условий, чтобы данные крупные фирмы могли функционировать. Возможность создания европейских ТНК, которые приобрели название «европейская компания», стала важным этапом на пути достижения основных целей и задач регулирования юридических лиц и модернизации корпоративного права ЕС.
Европейская компания, прежде всего, является торговой компанией с транснациональным характером, учрежденной для деловых целей. Правовое регулирование создания, функционирования и прекращение деятельности Европейской компании осуществляется Регламентом № 2157/20011, нормами национального законодательства государства-члена ЕС и учредительными документами компании.
Учредителями Европейской компании могут быть компании или фирмы, которые зарегистрированы на территории одного из государств-членов ЕС, центральные органы управления и основная предпринимательская деятельность которых находится внутри ЕС.
Уставной капитал европейской компании разделен на акции и не может быть менее 120 000 евро. Акционеры компании несут риск убытков в размере стоимости принадлежащих им акций и не отвечают по долгам компании собственным имуществом.
Центральное управление европейской компании должно находиться на территории государства-члена Союза. Государство-член имеет право обязать европейскую компанию, зарегистрированную на его территории, разместить центральное управление и местонахождение. Опять же наблюдается привязка к национальности европейской ТНК. Компания имеет право изменить свое местонахождение с территории одного государства на территорию другого. Но это изменение не должно вести к ликвидации компании или созданию нового юридического лица, так как признак транснациональности будет отсутствовать.
Проблема выбора структуры органов управления европейской компании являлась одним из существенных препятствий, которое в силу различий национальных законодательств государств-членов ЕС о внутренней структуре компаний на протяжении десятилетий не позволяло принять и ввести в действие Регламент об уставе европейской компании. В целях решения данной проблемы Регламентом предусматривается гибкая система управления европейской компанией, позволяющая выбирать между двухзвенной системой, которая предусматривает четкое разделение функций исполнительного органа (правления) и контролирующего (наблюдательного совета), и однозвенной системой, предполагающей наличие только одного органа управления (совета директоров), на который возлагаются функции управления и контроля [1].
При этом государство-член ЕС вправе устанавливать для европейской компании, имеющей место регистрации в этом государстве-члене, дополнительное обязательство размещать место нахождения административного центра по месту регистрации.
Целью введения таких жестких требований относительно совпадения места регистрации и места нахождения административного центра европейской компании является недопущение конкуренции между национальными законодательствами государств-членов ЕС на предмет наиболее удобного правового режима для таких компаний. Сам факт возможности переноса места регистрации европейской компании из одного государства-члена ЕС в другое является важным преимуществом, обусловленным тем, что такое перемещение места регистрации не влечет прекращение европейской компании или создание нового юридического лица, а наоборот, расширению данной корпорации и накоплению своей экономической мощи.
Cтраны ЕС (с основным базированием ТНК в них) выражают большую озабоченность по поводу негативного влияния ТНК. В частности, речь идет о возможности ТНК выбирать, право, которого страны применять (путем выбора определенной территориальной привязки своей деятельности). Решением данной проблемы было принятие Регламента о статусе Европейской компании – один из этапов в работе в области унификации корпоративного права, которое в настоящее время представляет собой блок нормативных актов, принятых органами ЕС.
Характерной особенностью Регламента является наличие множества вопросов, по которым осуществляется отсылка к национальному праву государств-членов ЕС. Таким образом, европейская компания остается связанной с национальным правом государств-членов ЕС.
В настоящий момент европейские компании имеют «наднациональный» характер, что обусловлено существенным влиянием в регулировании их деятельности применимого национального права государств-членов ЕС, а также отсутствием единообразных правил, регулирующих все аспекты деятельности данных юридических лиц.
Представляется, что наиболее важными факторами, которые могут предопределить будущее развитие европейских компаний, равно как и остальных юридических лиц по праву ЕС, являются снижение расходов на их создание, сокращение административного бремени, повышение уровня информированности об организационно-правовых формах наднациональных юридических лиц в бизнес-среде и обществе, а также создание правил или дополнений в Регламент для устранения вышеперечисленных проблем.
Государства Европейского союза не только создали правовую базу для унификации национального законодательства государств-участников о праве компаний, но и разработали правовое регулирование для субъектов права, чей правовой статус в равной мере признается на территории всех участников [4].
Таким образом, рассмотрев регулирование деятельности ТНК на примере Европейского Союза, можно отметить тот факт, что в государствах-членах союза разработана достаточная правовая база, содержащая как основные акты, так и дополнительные, необязательные по характеру.
Вместе с тем если говорить в целом об эффективности и реальном воплощении в жизнь международного нормативного регулирования деятельности ТНК, то необходимо признать, что решение этой проблемы еще далеко от завершения.
Наиболее существенным из недостатков является правовая неопределенность процесса формирования европейской компании, а также отсутствием единообразных правил, регулирующих все аспекты деятельности данных юридических лиц.
Сегодня оно во многом ограничивается лишь теоретическими разработками и принятием нормативных положений рекомендательного характера. На наш взгляд, для устранения вышеперечисленных проблем необходимо внести изменения в Регламент, а также рассмотреть возможность принятия дополнительных актов в качестве основных. Такие акты, прежде всего, были бы неплохим инструментом для регулирования отдельных направлений европейских ТНК.