ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИСТРАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИСТРАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Правовое регулирование регистрации и ликвидации, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования Республики Беларусь, является важным элементом государственного регулирования хозяйственной деятельности и оказывает непосредственное влияние на ее осуществление.
Право на осуществление хозяйственной деятельности является одним из прав, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь (далее – Конституция). В соответствии со ст. 13 Конституции, государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности [1].
В Республике Беларусь действует заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования. На практике заявительный принцип означает, что регистрирующий орган при рассмотрении представленных документов не проверяет соответствие их содержания законодательству Республики Беларусь и соблюдение порядка создания (реорганизации) юридического лица или внесения изменений и (или) дополнений в его учредительный документ.
В законодательстве Республики Беларусь нет закрепленного понятия «государственной регистрации». В отличие от этого, Закон Российской Федерации содержит такое определение в ст. 1: «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом» [2].
На основании проведенного анализа норм законодательства Республики Беларусь и зарубежных стран, можно отметить, что в Республике Беларусь под государственной регистрацией субъектов хозяйствования понимают совокупность юридически значимых действий, совершаемых уполномоченным государственным органом с целью удостоверения факта создания, реорганизации и ликвидации (прекращения деятельности) субъекта хозяйствования, осуществления государственного контроля в процессе создания, реорганизации и ликвидации (прекращении деятельности), а также учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В основе государственной регистрации коммерческих организаций следует сохранить в настоящее время установленный для субъектов хозяйствования заявительный принцип. Вместе с тем следует детально проработать вопрос привлечения к ответственности за несоблюдение порядка (процедуры) образования юридического лица и законности учредительных документов. На наш взгляд, такой акцент должен быть перенесен на учредителей (участников) организации, а не на само юридическое лицо, что повлечет за собой стабильность гражданского оборота, с одной стороны, позволит обеспечить весьма привлекательные стартовые условия для открытия бизнеса и привлечения инвестиций (в том числе иностранных), с другой стороны, вполне соответствует рисковому характеру деятельности при создании коммерческих организаций. При личном обращении за регистрацией субъектов хозяйствования в регистрирующий орган довольно часто возникает проблема длительности не самой процедуры, а ожидания такой процедуры. Так, например, в Минском городском исполнительном комитете подача документов для регистрации осуществляется в порядке электронной очереди, однако на практике «ожидание» может составить как двадцать минут, так и два часа. Для совершенствования технической составляющей регистрации, предлагаем в первой половине дня (с 9.00 до 13.00) установить предварительную запись, а после 14.00 осуществлять регистрацию субъектов хозяйствования, как и в настоящее время, в порядке электронной очереди. Такие действия послужат разгрузке работников регистрирующего органа от большого и неравномерного количества лиц, обратившихся за регистрацией юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано, а индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность: по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (добровольная ликвидация); по решению суда, рассматривающего экономические дела (принудительная ликвидация); по решению регистрирующего органа (принудительная упрощенная ликвидация).
Pаконодательством не установлены какие-либо требования к количественному и персональному составу ликвидационной комиссии или ликвидатору. Ликвидатор должен быть способным нести юридическую ответственность (критерии возраста, дееспособности, проживания на территории Республики Беларусь), иметь достаточные знания и опыт, чтобы провести процедуру ликвидации в соответствии с законодательством, и быть способным принимать рациональные решения в интересах кредиторов, собственника имущества (учредителей, участников) (критерии образования и опыта работы или предпринимательской деятельности), а также обладать деловой репутацией (критерий отсутствия судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности).
Поскольку комиссия создается для коллегиального принятия каких-либо решений, то из этого следует, что в комиссии должно быть нечетное количество человек, поскольку при четном их количестве голоса могут распределиться поровну, что станет препятствием для принятия комиссией решений.
В связи с этим предлагаем дополнить ст. 25 Закона о хозяйственных обществах следующим положением: «ликвидационная комиссия создается в нечетном количестве, в составе не менее чем трех членов» [3].
Важно отметить, что срок рассмотрения требований кредиторов законодательством также не установлен. На практике при направлении уведомлений о рассмотрении требований кредиторов рекомендуется придерживаться общего срока для рассмотрения обращений. В связи с эти видится необходимым установить сроки рассмотрения требований кредиторов. Так, ч. 2 п. 1 ст. 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь можно дополнить нормой о том, что требования кредиторов, предъявляемые к ликвидируемой организации (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами [4].
Следующая проблема заключается в том, что законодательством не урегулирован срок, в течение которого ликвидатор должен составить промежуточный ликвидационный баланс. Таким образом, даже после окончания срока для заявления кредиторами своих требований ликвидатор не составляет промежуточный ликвидационный баланс и продолжает «не видеть» своей экономической несостоятельности. С учетом максимально допустимого срока ликвидации недобросовестный должник может фактически безнаказанно, без каких-либо последствий для себя быть в ликвидации 12 месяцев. На основании вышеизложенного предлагаем установить такой срок. В связи с этим, внести дополнения в ч. 1 п. 2 ст. 59 ГК в следующей редакции, «После окончания срока для предъявления требований кредиторами, но не позднее 6 месяцев с момента принятия решения о ликвидации, ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс…».
Таким образом, в настоящее время законодательство Республики Беларусь содержит нормы, регламентирующие порядок регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, однако на практике возникает ряд проблем в данной сфере. В результате проведенного исследования, были предложены пути улучшения национального законодательства в данной сфере.