Статья:

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИНФЛЯЦИЮ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Охотников Д.Л., Хафизов А.И. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИНФЛЯЦИЮ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 21(244). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/244/128174 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИНФЛЯЦИЮ

Охотников Дмитрий Леонидович
студент, Казанский государственный энергетический университет, РФ, г. Казань
Хафизов Айдар Ильдарович
студент, Казанский государственный энергетический университет, РФ, г. Казань
Нигматзянова Лейсан Ринатовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Казанский государственный энергетический университет РФ, г. Казань

 

Аннотация. Данная статья рассматривает факторы, которые могут привести к инфляции, то есть явлению, когда растет общий уровень цен на товары и услуги в экономике, что в свою очередь уменьшает покупательную способность денег. Среди ключевых факторов, приводящих к инфляции, авторы выделяют валютную политику центральных банков, изменение спроса и предложения, уровень безработицы, воздействие политических и экономических кризисов, а также нелояльную конкуренцию, оказывающую косвенное воздействие на инфляцию. Сокращение данных факторов с экономической стороны будет являться огромным важным шагом к сохранению макроэкономической стабильности и развитию более устойчивого рынка.

 

Ключевые слова: Экономика, инфляция, факторы, рынок, банки.

 

Инфляция — это явление, которое возникает при росте общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Это означает, что для покупки тех же товаров и услуг необходимо больше денег, чем раньше. В условиях настоящей экономической ситуации инфляция является одной из самых актуальных и часто обсуждаемых проблем в экономической сфере [1].

Исторически, правительства и центральные банки борются с инфляцией, устанавливая лимиты на количество денег, которые могут быть выпущены в обращение. Они также могут вводить ограничения на рост цен, например, путем установления фиксированных ставок налогов или регулирования цен на товары и услуги [2]. Однако данные действия не всегда успешны, так как есть множество факторов, влияющих на инфляцию.

Во-первых, одним из ключевых элементов, влияющих на инфляцию, является валютная политика центральных банков. Они способны контролировать количество денег в обращении и процентные ставки, чтобы стабилизировать уровень цен в экономике. Снижение процентных ставок может привести к увеличению объема кредитования, что в свою очередь способствует увеличению спроса и цен. Центральные банки также могут увеличивать или уменьшать размер денежной массы, чтобы стимулировать или сдерживать уровень инфляции.

Во-вторых, конечно же, изменение спроса и предложения. Когда спрос на товары и услуги превышает их предложение, то цены на эти товары и услуги будут расти. Это объясняется тем, что производители могут повышать цены, зная, что покупатели будут готовы платить больше за товар или услугу, которых не хватает. Таким образом, увеличение спроса на товары и услуги может приводить к инфляции. С другой стороны, если предложение товаров и услуг превышает спрос на них, то производители вынуждены снижать цены, чтобы привлечь покупателей. В этом случае, уровень инфляции может падать или оставаться стабильным [3]. Однако необходимо отметить тот факт, что в некоторых случаях, повышение цен на товары и услуги может быть вызвано увеличением затрат на их производство. Это может быть вызвано ростом цен на сырьевые материалы, оборудование, трудовые ресурсы и др. Когда затраты на производство увеличиваются, то компании становятся более склонными к повышению цен на свои товары и услуги.

В-третьих, уровень безработицы. Существует теория, что когда уровень безработицы падает и возрастает занятость, то растет спрос на товары и услуги, что в свою очередь приводит к увеличению цен. Это называется эффектом Филлипса. Иными словами, когда уровень безработицы низок, на рынке труда возникает конкуренция за рабочую силу, повышая нижние пределы заработной платы. Это может привести к увеличению себестоимости производства товаров, что, в свою очередь, вызывает рост цен. Таким образом, если безработица низкая, а занятость высокая, то мы можем ожидать увеличения уровня инфляции [4]. В целом, уровень безработицы и инфляция взаимосвязаны, но эта связь не всегда прямолинейна. Реальный эффект на экономику может зависеть от того, каким образом и на каком уровне экономические факторы сочетаются и взаимодействуют друг с другом.

В-четвертых, воздействие политических и экономических кризисов. Во время провалов в экономике или значительных политических изменений, цены на товары и услуги могут изменяться быстро, что влияет на уровень инфляции. Так, экономический кризис может привести к сокращению объемов производства, увольнению работников и уменьшению потребительского спроса. Поэтому, при резком падении производства и занятости, спрос на товары и услуги уменьшается, и цены тоже должны уменьшаться. Однако, если спрос на товары и услуги не снизится в той же мере, то мы можем ожидать увеличения уровня инфляции. В свою очередь, политические кризисы могут вызывать проблемы в экономике. Например, если происходят забастовки, протесты или демонстрации, то они могут привести к сокращению производства или недоступности товаров, что повышает цены. Политические изменения так же влияют на решения в области налогообложения, торговой политики и регулирования цен, которые могут привести к увеличению уровня инфляции [5]. Необходимо отметить, что политические и экономические кризисы могут также стимулировать центральные банки и правительства принимать меры для снижения уровня инфляции.

В-пятых, косвенное воздействие нелояльной конкуренции. Нелояльная конкуренция — это практики, нарушающие правила свободной конкуренции и препятствующие в развитии честной конкуренции, например, сговоры по ценам, монопольное поведение, продажа продуктов низкого качества и прочее. Эти практики могут увеличивать цены на товары и услуги, что в свою очередь повышает инфляцию. Один из вариантов проявления такого вида конкуренции - уменьшение количества поставщиков на рынке. Если на рынке остаются только несколько крупных производителей, они могут диктовать условия рынка, в том числе цены на товары и услуги, и увеличить их. Другой вариант - сговоры по ценам или монопольное поведение, которые могут приводить к слишком высоким ценам на товары и услуги, что, в свою очередь, увеличивает уровень цен в экономике и, следовательно, повышает уровень инфляции.

В заключение можно сказать, что инфляция является довольно сложным и распространенным экономическим явлением, которое может быть вызвано множеством факторов. К ним относятся как внешние (сильные колебания в мировой экономике, изменение курсов валют, повышенный спрос на импортные товары), так и внутренние факторы (увеличение объема денежной массы в обращении, высокие налоги на товары и услуги, инфляция ожиданий и др.).Проявления инфляции могут иметь негативные последствия, такие как снижение доходов населения и возможности потребления, ухудшение инвестиционного климата, сокращение экономического роста и угрозы стабильности цен [6]. Чтобы управлять инфляцией, центральные банки и правительства стран могут применять различные инструменты денежной политики, такие как регулирование процентных ставок и количества денег в обращении, контроль за валютным курсом и инфляционными ожиданиями, балансирование налоговой политики и социальных льгот для разных категорий населения и др. Несмотря на значительные сложности, важно понимать, что сокращение изменчивости инфляции для экономики является важным шагом к сохранению макроэкономической стабильности и развитию более устойчивого рынка [7-8].

 

Список литературы:
1. Понамаренко А. А. Инфляция: сущность, первопричны и виды //Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – №. 1-2. – С. 67-69.
2. Gosteva, J. S. Inflation targeting as a method of struggle with inflation / J. S. Gosteva // Languages in professional communication: Сборник материалов международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов, Екатеринбург, 28 мая 2020 года / ответственный редактор Л. И. Корнеева. – Екатеринбург: ООО «Издательский Дом «Ажур», 2020. – P. 32-38. – EDN HDBWEE.
3. Сухарев, О. С. Управление инфляцией и адекватность таргетирования политике экономического роста / О. С. Сухарев // Управленец. – 2020. – Т. 11, № 1. – С. 33-44. – DOI 10.29141/2218-5003-2020-11-1-4. – EDN AGBUYB.
4. Андрюхин, А. Ю. Статистическая оценка взаимосвязей показателей рынка труда и инфляции в экономике России / А. Ю. Андрюхин // Статистика и Экономика. – 2021. – Т. 18, № 4. – С. 9-21. – DOI 10.21686/2500-3925-2021-4-9-21. – EDN CDZHFY
5. Armantier O. et al. How economic crises affect inflation beliefs: Evidence from the Covid-19 pandemic //Journal of Economic Behavior & Organization. – 2021. – Т. 189. – С. 443-469.
6. Ничкасова, Ю. О. Финансовый рынок и его роль в инвестиционном обеспечении экономики: Монография / Ю. О. Ничкасова. – Саратов: Вузовское образование, 2020. – 319 с. – ISBN 978-5-4487-0735-3. – EDN DMTYDT.
7. Астамирова Х. Х., Шахаева Ф. М. Инфляция и ее социально-экономические последствия //Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. – №. 3. – С. 123-125.
8. Ершов М. В., Танасова А. С. Мир и Россия: инфляция минимальна, экономический рост замедляется, риски повышаются //Вопросы экономики. – 2019. – №. 12. – С. 5-23.