Статья:

ДОКАЗЫВАНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Зарипов Д.Р. ДОКАЗЫВАНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 21(244). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/244/128257 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДОКАЗЫВАНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Зарипов Дамир Рамилевич
студент, Удмуртский государственный университет, РФ, г. Ижевск

 

Аннотация. В данной статье раскроется понятие «предмет доказывания», анализируются различные подходы к пониманию предмета доказывания в административном судопроизводстве, раскрываются особенности доказывания в административном процессе.

Abstract. This article reveals the concept of "the subject of proof", analyzes various approaches to understanding the subject of proof in administrative proceedings, reveals the features of proof in the administrative process.

 

Ключевые слова: административное судопроизводство; доказывание; предмет доказывания; формирование предмета доказывания.

Keywords: administrative proceedings; proving; the subject of proof; formation of the subject of proof.

 

Доказывание в административном процессе представляет собой урегулированную нормами административного процессуального права, основанную на принципе состязательности познавательную и удостоверительную логико-практическую деятельность должностного лица, органа, рассматривающего дело об административном правонарушении судьи, и участников производства по делу по собиранию, проверке и оценке доказательств.

Цель доказывания - установления истины в административном процессе об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Задача доказывания - полностью, исчерпывающе утвердить истинность суждения. В этом состоит отличие доказывания от других мыслительных процедур, которые в состоянии только частично поддержать суждение, придать ему по возможности большую убедительность.

Споры о своеобразии и оригинальности или же о тождественности административного судопроизводства гражданскому и арбитражному не утихают как до разработки Кодекса административного судопроизводства, так и после подписания этого нормативного акта Президентом РФ. Представители цивилистической науки активно отстаивают точку зрения о том, что административное судопроизводство неправомерно рассматривать как самостоятельный правовой институт, поскольку его юридическая материя по всем основным параметрам совпадает с гражданско-(арбитражно)-процессуальной

Доказывание в суде является межотраслевым процессуальным институтом, присущим всем без исключения отраслям процессуального права.

Доказывание в административном судопроизводстве - это межотраслевой процессуально-правовой институт, регулирующий процедуру установления обстоятельств, необходимых для разрешения дела.

Об особенностях административного судопроизводства и о необходимости их развития говорилось задолго до принятия КАС РФ, причем не только в среде ученых и практиков-юристов, но и на самом высоком политическом уровне.

Так, уже в 2012 г. В. В. Путин ставил вопрос не только о необходимости введения административного судопроизводства в целях специального рассмотрения споров граждан с чиновниками, но и подчеркивал, что дух и смысл практики административного судопроизводства исходят из того, что гражданин уязвимее чиновника, с которым он спорит, что бремя доказывания возлагается на административный орган, а не на человека, поэтому практика административного судопроизводства изначально ориентирована на защиту прав граждан. [2]

Доказывание по административным делам отличается следующими особенностями.

Во-первых, суд играет значительно более активную роль в доказывании, чем в гражданском и арбитражном процессах.

Для того, чтобы понять сущность процесса доказывания по КАС РФ необходимо обратиться к п.7 ст.6 и ст.14 КАС РФ, где говорится о том, что суд, придерживается активной роли в формирования судебного процесса в рамках принципа состязательности.

Отсюда следует, что в принцип состязательности включается компетенция суда по установлению фактических обстоятельств по делу, и в целях установления таких обстоятельств выявляются и истребуются по инициативе суда все необходимые доказательства. Особо выделяется активность суда в выявлении и истребовании доказательств по собственной инициативе, а это определяется характером споров, рассматриваемых судом, и зачастую спор, при котором суд по собственной инициативе истребует доказательства носит публичный характер. [3]

Однако так однозначно нельзя сказать, что суд активен в формировании процесса судебного доказывания и системы доказательств, так как в ч.2 ст.77 КАС РФ активность суда в проявлении собственной инициативы по собиранию доказательств ограничивается, а именно ограничивается право суда в определенных законом случаях назначать по своей инициативе судебную экспертизу. Такая система «сдержек и противовесов» в формировании процесса судебного доказывания по КАС РФ позволяет балансировать полномочия суда в разрешении публичных споров и правами субъектов спорных материальных отношений.

Во-вторых, в административном судопроизводстве в силу уже отмеченной особенности субъектного состава административных правоотношений имеется специфика в распределении обязанности доказывания. Несмотря на то что, как и в гражданском и арбитражном процессах, в административном судопроизводстве действует общее правило, согласно которому лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, имеется существенное исключение: обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В-третьих, вслед за ГПК КАС предусматривает исчерпывающий перечень видов доказательств. Сегодня лишь АПК при регулировании видов доказательств предусмотрел возможность появления новых, поэтому приведенный перечень доказательств не является исчерпывающим.

В-четвертых, так же как и в ГПК, в административном процессе консультация специалиста не рассматривается в качестве доказательства. В АПК консультация специалиста - один из видов доказательств.

К доказательствам в административном судопроизводстве предъявляются те же требования, что и в гражданском процессе: доказательства должны быть законными, относимыми и допустимыми. [4]

Законность доказательства подразумевает, что полученные с нарушением федерального закона доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Относимость доказательств заключается в том, что суд принимает лишь доказательства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения конкретного административного дела (ст. 60 КАС РФ).

Допустимость доказательств означает, что обстоятельства административного дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Бремя доказывания в административном судопроизводстве по общему правилу распределяется следующим образом: участвующие в деле лица обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований либо возражений, если другой порядок распределения обязанностей по доказыванию не установлен КАС РФ.

Проблема определения предмета доказывания имеет огромное значение в любой отрасли процессуального права. Эта проблема затрагивает не только теорию доказывания, но и проявляется на практике.

Относительно содержания предмета доказывания в ч. 1 ст. 59 КАС РФ указано, что «суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела». [1]

Так, по мнению Стахова А.И. предметом доказывания в административном судопроизводстве можно определить, как совокупность версий, предположений о существовании определенных фактических обстоятельств, каждая из которых может оказаться правильной, истинной – и тогда предположительное суждение превратится в достоверное знание об определенном обстоятельстве, существовавшем или существующем в действительности, - но может отказаться и ложной, не подтвердившейся, не соответствующей действительности. [5]

Таким образом, доказывание в административном судопроизводстве — это регламентированная законом деятельность, направленная на установление действительных обстоятельств административного дела с помощью судебных доказательств. Оно предполагает процессуальное взаимодействие суда и участвующих в деле лиц по представлению, истребованию, исследованию и оценке доказательств, необходимых для правильного разрешения административного спора.

 

Список литературы:
1. "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // "Собрание законодательства РФ", 09.03.2015, N 10, ст. 1391
2. Махина, С. Н. Теория доказывания и доказательств в административном судопроизводстве: становление и развитие / С. Н. Махина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2015. – № 4(23). – С. 171-182.
3. Рассохина, А. А. Роль судебного доказывания и доказательств в Кодексе административного судопроизводства / А. А. Рассохина, В. В. Логинов // Академическая публицистика. – 2017. – № 3. – С. 154-160.
4. Сойников, М. А. Общие положения о доказывании и доказательствах в административном судопроизводстве / М. А. Сойников // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2016. – № 2(7). – С. 47-48.
5. Стахов А.И. К вопросу о систематизации федерального административно-процессуального законодательства // Материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти В.Д. Сорокина. 15 марта 2011 г. – Санкт-Петербург, 2011.С. 22.