Статья:

ПОНЯТИЕ КОМПЛАЕНСА В ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Духоменко В.В. ПОНЯТИЕ КОМПЛАЕНСА В ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 21(244). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/244/128378 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ КОМПЛАЕНСА В ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Духоменко Вероника Валерьевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Ломако Алла Юрьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Комплаенс является  внутренней системой мер компании, направленной на предотвращение нарушений законодательства, сохранение положительной репутации компании, управление рисками и снижение негативных последствий их наступления, установление единых правил и стандартов поведения как внутри компании, так и в отношениях с третьими лицами частного и государственного сектора[1].

Само понятие комплаенса зародилось ещё в 20 веке. В обществе всегда существовали правила и институты, контролирующие создание и распределение материальных ценностей. Появление данного термина связано с созданием FDA( Food and Drug Administration) в 1906 году, которое стало регулятором для фармацевтической и пищевой промышленности в США. В наше время комплаенс-система является обязательным элементом деятельности любой публичной компании в США и Великобритании, а также в других странах мира. На сегодняшний день насчитывается более 140 видов комплаенса это говорит о том ,что это достаточно распространённое явление по всему миру. К самым популярным видам относится : антикоррупционный комплаенс,а так же антифрод-комплаенс,который помогает отслеживать подозрительные транзакции и предотвращать мошеннические преступления. Антимонопольный комплаенс помогает осуществлять контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Налоговый и финансовый комплаенс помогает  контролировать  соответствие налоговому законодательству и т.д[3].

Также немаловажным видом является санкционный комплаенс,так как он необходим  в случае ведения бизнеса в нескольких странах, одна из которых является субъектом санкционных правоотношений.

Особенности комплаенса определяются сферой его применения, например комплаенс в области электроэнергетики отличается от того, что используется в медицине либо  лёгкой промышленности.

Проведя анализ можно выделить несколько задач комплаенса :

Во-первых, он способствует защите компании и ее сотрудников от рисков быть вовлеченными в коррупционные правонарушения.

Во-вторых, данный институт  контролирует  соблюдение антимонопольного, финансового и налогового законодательства.

В-третьих, комплаенс не подразумевает под собой  большое количество нормативных правовых актов организации либо компании, которые требуют затрат  времени на их изучение. Комплаенс — это умение компании управлять собственными ресурсами для устранения рисков[2].

В Беларуси комплаенс не пользуется большой популярностью. Само законодательство не содержит чёткого определения и не упоминает в целом термин «комплаенс».Этот институт успешно развит  в банковских системах Беларуси как международный стандарт банковской деятельности. Также комплаенс часто внедряется белорусскими организациями, входящими в структуру международных компаний[1]. Некоторые нормы, схожие с антикоррупционным комплаенс-контролем, дублируются Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 «О борьбе с коррупцией» и в других нормативных правовых актах Республики Беларусь .В частности, одной из мер, посредством которых осуществляется борьба с коррупцией, является установление ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных и приравненных к ним лиц.

Следует развивать и данный институт в белорусских организациях ,так как он несёт за собой ряд положительных последствий для предпринимателей, бизнесов и организаций.К основным последствиям  можно отнести : повышение уровня знания и соблюдения законодательства, эффективность его применения,нижение коррупционных рисков и правонарушений в принципе, предотвращение финансовых потерь и соблюдение требований внутренних корпоративных документов. Ключевым фактором успеха в комплаенсе является не только наличие соответствующей системы, но и ее интеграция в корпоративную культуру компании - включая руководство и сотрудников - таким образом, чтобы соответствующее поведение было естественным для всех.

 

Список литературы:
1. Комплаенс–функция в кредитно–финансовой организации / Шулековский В. // Валютное регулирование и ВЭД // – 2013. – №3. – с.26–28
2. Управление комплаенс–рисков в банке / Шулековский В. // Валютное регулирование и ВЭД // – 2013. –№6. – с.15–18
3. Управление комплаенс–рисков в российском банке. Конкурентные преимущества системного подхода/ Крупышев Д. // Legal Insight // – 2011. – №2. – с.22–27