ПОНЯТИЕ КОМПЛАЕНСА В ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)
ПОНЯТИЕ КОМПЛАЕНСА В ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Комплаенс является внутренней системой мер компании, направленной на предотвращение нарушений законодательства, сохранение положительной репутации компании, управление рисками и снижение негативных последствий их наступления, установление единых правил и стандартов поведения как внутри компании, так и в отношениях с третьими лицами частного и государственного сектора[1].
Само понятие комплаенса зародилось ещё в 20 веке. В обществе всегда существовали правила и институты, контролирующие создание и распределение материальных ценностей. Появление данного термина связано с созданием FDA( Food and Drug Administration) в 1906 году, которое стало регулятором для фармацевтической и пищевой промышленности в США. В наше время комплаенс-система является обязательным элементом деятельности любой публичной компании в США и Великобритании, а также в других странах мира. На сегодняшний день насчитывается более 140 видов комплаенса это говорит о том ,что это достаточно распространённое явление по всему миру. К самым популярным видам относится : антикоррупционный комплаенс,а так же антифрод-комплаенс,который помогает отслеживать подозрительные транзакции и предотвращать мошеннические преступления. Антимонопольный комплаенс помогает осуществлять контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Налоговый и финансовый комплаенс помогает контролировать соответствие налоговому законодательству и т.д[3].
Также немаловажным видом является санкционный комплаенс,так как он необходим в случае ведения бизнеса в нескольких странах, одна из которых является субъектом санкционных правоотношений.
Особенности комплаенса определяются сферой его применения, например комплаенс в области электроэнергетики отличается от того, что используется в медицине либо лёгкой промышленности.
Проведя анализ можно выделить несколько задач комплаенса :
Во-первых, он способствует защите компании и ее сотрудников от рисков быть вовлеченными в коррупционные правонарушения.
Во-вторых, данный институт контролирует соблюдение антимонопольного, финансового и налогового законодательства.
В-третьих, комплаенс не подразумевает под собой большое количество нормативных правовых актов организации либо компании, которые требуют затрат времени на их изучение. Комплаенс — это умение компании управлять собственными ресурсами для устранения рисков[2].
В Беларуси комплаенс не пользуется большой популярностью. Само законодательство не содержит чёткого определения и не упоминает в целом термин «комплаенс».Этот институт успешно развит в банковских системах Беларуси как международный стандарт банковской деятельности. Также комплаенс часто внедряется белорусскими организациями, входящими в структуру международных компаний[1]. Некоторые нормы, схожие с антикоррупционным комплаенс-контролем, дублируются Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 «О борьбе с коррупцией» и в других нормативных правовых актах Республики Беларусь .В частности, одной из мер, посредством которых осуществляется борьба с коррупцией, является установление ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных и приравненных к ним лиц.
Следует развивать и данный институт в белорусских организациях ,так как он несёт за собой ряд положительных последствий для предпринимателей, бизнесов и организаций.К основным последствиям можно отнести : повышение уровня знания и соблюдения законодательства, эффективность его применения,нижение коррупционных рисков и правонарушений в принципе, предотвращение финансовых потерь и соблюдение требований внутренних корпоративных документов. Ключевым фактором успеха в комплаенсе является не только наличие соответствующей системы, но и ее интеграция в корпоративную культуру компании - включая руководство и сотрудников - таким образом, чтобы соответствующее поведение было естественным для всех.