РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
DEVELOPMENT OF RESEARCH SKILLS IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN THROUGH THE ORGANIZATION OF EXPERIMENTAL WORK WHILE STUDYING THE COURSE "SURROUNDING WORLD"
Nadezhda Mamysheva
Student Khakasian State University named after N.F. Katanov, Russia, Abakan
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития у младших школьников исследовательских умений, возможность чего заложена в содержании дисциплины «Окружающий мир». На уроках окружающего мира выполняются наблюдения, опыты, практические работы, иначе, элементы опытно-экспериментальной работы. К исследовательским умениям относятся – умение формулировать проблему и гипотезу, осуществлять поиск информации, проводить эксперименты и опыты, систематизировать, классифицировать, сопоставлять, анализировать и обобщать, делать выводы. Учитель должен при этом уметь соблюдать педагогические условия развития исследовательских умений.
Abstract. The article deals with the problem of developing research skills in younger schoolchildren, the possibility of which is inherent in the content of the discipline "The world around us". Observations, experiments, practical work, in other words, elements of experimental work are carried out in the lessons of the surrounding world. Research skills include the ability to formulate a problem and a hypothesis, search for information, conduct experiments and experiments, systematize, classify, compare, analyze and generalize, draw conclusions. At the same time, the teacher must be able to comply with the pedagogical conditions for the development of research skills.
Ключевые слова: развитие исследовательских умений; опытно-экспериментальная работа; уроки изучения курса «Окружающий мир».
Keywords: development of research skills; experimental work; lessons of the course "The surrounding world".
Развитие исследовательских умений у школьников является актуальной проблемой современной педагогической науки и практики. Это связано с тем, что исследовательские умения относятся к метапредметным умениям, необходимость формирования которых отражена в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Цель статьи: обосновать возможность использования опытно-экспериментальной работы при изучении курса «Окружающий мир» в развитии исследовательских умений у младших школьников.
Опытно-экспериментальная деятельность как фактор развития исследовательских умений рассматривается в трудах В.И. Андреева, И.А. Зимней, А.М. Матюшкина, Н.Е. Веракса. В начальной школе над данной проблемой работали А.И. Савенков, Т.Н. Коренякина, Э.Г. Сабирова, Г.Б. Сафина.
Они показали возможность развития личности школьника в процессе творческой исследовательской деятельности. Однако анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о нехватке методических разработок по этому вопросу.
Анализ практики по развитию исследовательских умений у детей младшего школьного возраста позволил установить потенциал предмета «Окружающий мир» в этом аспекте.
О.А. Маненко и М.В. Кащеева отмечают: «Содержание дисциплины «Окружающий мир» предоставляет младшим школьникам возможность участвовать в опытно-исследовательской работе, которая направлена на открытие учащимися новых знаний и способов действий, формирование исследовательских умений» [1, с. 56].
Выполнение опытно-экспериментальной деятельности на уроках окружающего мира необходимо для освоения доступных способов изучения природы. К ним относятся наблюдение, измерение, опыт, сравнение между собой объектов, описанных в тексте.
Е.К. Лукьянчикова считает: «Младшие школьники могут проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование» [2, с. 38].
Необходимо рассмотреть сущность понятия «исследовательские умения».
А. П. Гладкова дает определение: «исследовательские умения – это способность осуществления умственных и практических действий по самостоятельному поиску решений исследовательской проблемы, выбору методов и приемов исследования на доступном ребенку уровне с целью получения субъективно-нового знания» [3, с. 92].
Возможность развития исследовательских умений у младших школьников обоснована в ряде публикаций на данную тему.
Н.Ф. Виноградова выделяет даже опытно-исследовательский тип урока в начальной школе, который содержит этапы: «постановка и принятие учебной задачи, выдвижение гипотез, учебный диалог, построение алгоритма действий, оценка результата, его представление» [4, с. 469].
Опытно-экспериментальная работа учащихся на уроках окружающего мира осуществляется на этапе открытия знаний посредством экспериментирования, практической работы, составления календаря природы, наблюдения за природными изменениями, наблюдения за животными, разработки проектов, разработки природоохранных акций, опытов с объектами природы, экологических экскурсий. При выполнении данных видов образовательной деятельности педагог должен грамотно организовать их: учесть интересы детей, их возрастные особенности, актуальность изучаемого объекта, соответствие темы рабочим планам.
В ходе работы нами были проанализированы учебники дисциплины «Окружающий мир» учебно-методического комплекса «Школа России» (автор А.А. Плешаков) и «Начальная школа XXI века» (автор Н.Ф. Виноградова) с целью возможности развития исследовательских умений.
Установлено, что учебно-методические комплексы для 2 класса содержат проблемные ситуации, которые разрешаются в процессе опытно-экспериментальной работы. В учебнике А.А. Плешакова предусматриваются следующие виды работы: практические работы, выполнение опытов, разработка проектов и моделирование. Так, практические работы представляют собой работу с различным природным материалом, наблюдения. Дети обучаются измерениям температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра. Учащиеся учатся записывать результаты наблюдений, опытов, измерений.
В процессе ознакомления с окружающим миром довольно легко смоделировать ситуации удивления, вопросов, предвидения, предположения, которые имеют особое значение в развитии исследовательских умений.
В учебниках А.А. Плешакова, Н.Ф. Виноградовой содержатся задания, направленные на развитие исследовательских умений. Например, содержатся задания, позволяющие развивать умения выявлять проблему, ставить гипотезу. Встречаются задания: Найди среди приведённых примеров научное определение слова «море». Подумай, чем остров отличается от полуострова?
Предлагаются задания, которые включают исследовательские действия, такие как «докажите», «обоснуйте ответ», «выскажите предположение», «объясните». Например, «Подумай, для чего нужны прогнозы погоды? Попробуй объяснить, что такое погода, как называется часть у картофеля, которую человек употребляет в пищу? Докажи». Ставятся проблемные вопросы «Можно ли считать чудом изобретения человека, представленные на рисунках? Объясните ваши мнения». Рассмотренные учебники дают учителю возможность систематически организовывать опытно-экспериментальную работу учащихся по предмету «Окружающий мир». При этом происходит развитие всех исследовательских умений: умения видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, проводить эксперименты и опыты, систематизировать, анализировать и обобщать, делать выводы по проделанной работе. На основе анализа педагогической литературы выделены педагогические условия успешного развития исследовательских умений: учет возрастных особенностей младших школьников; поэтапность развития исследовательских умений; использование современных образовательных технологий; сочетание метода проектов, моделирования, опытно-экспериментальной деятельности; обеспечение мотивации учащихся; организация сотрудничества учеников и педагога. Опытно-экспериментальная работа младших школьников является важной частью учебного процесса. Ее результатом является формирование исследовательских умений, благодаря которым осуществляется открытие субъективно новых для младших школьников знаний и способов деятельности.