ПОТРЕБЛЕНИЕ ОНЛАЙН-ПРОДУКТОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)
ПОТРЕБЛЕНИЕ ОНЛАЙН-ПРОДУКТОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Современный рынок образования в России становится все более насыщенным и многообразным. С ростом доступности интернета и использования онлайн-технологий, все больше людей выбирают онлайн-школы, массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) и другие онлайн-продукты для повышения своей квалификации и получения новых знаний.
Большинство онлайн-образовательных платформ предлагают широкий выбор курсов по различным направлениям, начиная от общеобразовательных предметов и заканчивая специализированными программами для профессионального развития.
По оценке DataInsight, траты на дополнительное онлайн-образование за последние 12 месяцев составили 226 млрд руб. [1]. Расходы оценивались среди взрослого населения, которые платили за дополнительное онлайн-образование, в том числе за курсы российских и зарубежных лидеров мнений, обучение в универсальных и специализированных онлайн-школах и в другие.
Сейчас большинство образовательный платформ проводят собственные исследования по изучению рынка онлайн-образования, в которых рассматривают более востребованные направления, анализируют сегмент потребителей, основные тренды, прогнозы на рынке образования и другие вопросы.
Цель нашего исследования - выявить наиболее востребованные направления развития онлайн-продуктов и тренды на российском рынке образования. В опросе приняли участие 397 респондентов, из различных субъектов Российской Федерации.
В опросе приняли участие 62,0% респондентов женского пола и 38,0% мужского.
Две самые значительные возрастные категории среди использовавших онлайн-продукты – люди в возрасте от 19 до 24 и от 25 до 34, следовательно, мы можем объединить эти две категории в одну – от 19 до 34. Именно эти люди составляют ядро потребителей онлайн-продуктов (86,9%). Посетители остальных возрастных групп составляют менее значительный процент от общего числа.
Рисунок 1. Распределение респондентов по возрасту (%)
Большинство респондентов, которые использовали онлайн-продукты проживают в крупном городе – 66,2%, в малом/среднем городе проживают 27,2% опрошенных и в сельской местности 6,5%.
82% опрошенных использовали онлайн-продукты за последний год, 18% не использовали.
Рисунок 2. Ответы респондентов на вопрос «Использовали ли вы онлайн-продукты за последний год?»
Как мы видим, основными формами основными формами онлайн-продуктов видеоуроки/лекции (47,7%), образовательные сайты в интернете (43,9%), электронные библиотеки (35,6%), специальные обучающие программы в образовательном учреждении либо по месту работы (27,5%), открытые образовательные платформы (16,2%) и другие формы обучения.
Цели обучения онлайн могут быть различными и включать в себя приобретение новых знаний и навыков по своей профессии, расширение кругозора, учиться для удовольствия, или же наоборот сменить профессию, переквалификация. Онлайн-обучение также может быть полезным для тех, кто хочет получить навыки деловой коммуникации, выучиться с целью открыть свой собственный бизнес или расширить круг знакомств и связей.
Можно предположить, что людей по целям потребления можно разделить на две группы. Первая группа – это те, кто проходит обучение для приобретения новых навыков, переквалификации, смены профессии или открытия своего бизнеса. Вторая группа – те, кто учатся для себя, для удовольствия, для расширения кругозора и ради новых знакомств.
В проведенном исследовании в топ-5 самых популярных направлений онлайн-обучения входят изучение иностранных языков (24,2%), спорт/здоровье (23,5%), обучение на производстве и повышение квалификации (23,2%), психология и отношения (22,5%), и творчество (22,2%).
В последние годы онлайн обучение стало все более популярным и востребованным. Это связано с тем, что оно предоставляет возможность получить знания и навыки из любой точки мира, не выходя из дома или офиса. Сегодня на рынке онлайн-образования можно выделить несколько трендов.
51,9% опрошенных считают, что происходит индивидуализация процесса обучения. Появляется сопровождение кураторов, индивидуальная поддержка от наставников. 41,1% респондентов выделяют такой тренд, как практико-ориентированного обучения, т.е. появление различных симуляторов, решение кейсов и т.д.
34,8% респондентов считают, что онлайн-продукты становятся все более персонализированными, что позволяет учащимся изучать те темы, которые наиболее соответствуют их интересам и потребностям. Это только некоторые из трендов, которые можно наблюдать в онлайн-обучении в настоящее время. Будущее онлайн-обучения, вероятно, будет определяться еще более инновационными и технологически продвинутыми методами обучения.
Из дополнительного, один респондент выявил такие тренды, как «кратное удорожание обучения, активное внедрение рассрочек, расширение самых дорогих тарифов обучения, т.е. уходим от массовости в эксклюзивность (доступ "к телу" спикера за очень дорого)»
Рисунок 3. На графике приводится кумулятивный процент ответов респондентов на вопрос «Какие тренды в онлайн-образовании вы можете выделить?»
Мы рассмотрели современный российский рынок онлайн-образования, изучили основные направления и мотивы. Выделили тенденции в онлайн обучении, сформировали рекомендации.
Для рынка образования важно прогнозировать характер потребления и современную ситуацию по предоставления онлайн-продуктов. Понимать критерии и факторы, которые оказывают влияние на потребителя. Полученные данные в последствии позволяют оказывать определенное воздействие на выбор потребителя, поэтому изучение потребления онлайн-продуктов является довольно важным.