Статья:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(245)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Павлова Ю.С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 22(245). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/245/128677 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Павлова Юлия Сергеевна
магистрант Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Аннотация. В статье раскрыта и проанализирована работа с неблагополучными семьями в условиях школы.

 

Ключевые слова: неблагополучная семья, предпосылки семейного неблагополучия, категории неблагополучных семей, направления работы с неблагополучными семьями в школе.

 

Введение. Работа с неблагополучными семьями в школе является одним из факторов помогающих семье справится с ситуацией социального опасного положения. В настоящий момент достаточно большое количество семей оказываются в ситуации неблагополучия по ряду различных причин(низкий уровень дохода, правонарушения несовершеннолетних, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, трудная жизненная ситуация в результате которой семья оказалась в социально-опасном положении). Важно понимать как организовывать и проводить работу с неблагополучными семьям в школе, используя индивидуальный подход к каждой семье, учитывать психологическое состояние ребенка и его родителей, их социальный статус.

Цель статьи – раскрыть, проанализировать основную поддержку с неблагополучными семьями в школе.

Изложение основного материала. Неблагополучие в семье проявляется по разному, зависит от многих негативных факторов, конфликтов между членами семьи.

Родители должны правильно выстраивать взаимоотношения со своими детьми, не допускать ситуаций, влияющих на психику детей.

Предпосылками семейного неблагополучия являются: трудные материально- бытовые условия жизни семьи, плохое состояние здоровья членов семьи, пьянство родителей, их низкий культурно- образовательный уровень и многое другое.

Каждый из этих признаков имеет специфику воздействия на процесс формирования личности ребенка.

В нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного (обеспечиваемого государством) воспитания над семейным. Многие родители считали и продолжают считать, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание - дело школы и других учебно - воспитательных учреждений. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным. И задача классного руководителя в данном случае, переубедить родителей, считающих, что именно школа, и только она должна заниматься воспитанием их детей, сформировать у родителей данной категории правильное понимание своей роли в воспитании собственного ребенка и обеспечить взаимосвязь школы и семьи. Многие исследователи в области социальной работы с семьей, социальные педагоги выделяют такие категории неблагополучных семей как: конфликтная, аморальная, педагогически несостоятельная, асоциальная. Неблагополучные семьи - это дезорганизованные (беспорядочный, лишенный порядка, неорганизованный, разложенный) семьи, не занимающиеся воспитанием детей. Следствием неблагополучия семейного воспитания у младшего школьника довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми. Наиболее типичными причинами неблагополучия в семье являются: алкоголизм, открытые и скрытые конфликты между родителями и другими членами семьи, ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании, о его духовном развитии. Все названные причины обычно сочетаются друг с другом. Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их поведение в образовательной организации, интересы, характер общения с взрослыми и детьми, усвоение программы. 

Цель работы с неблагополучной семьёй: систематическая воспитательная работа с родителями по убеждению их в смене образа жизни, стиля воспитания детей, развитие в них ответственности за обучение и воспитание детей, возвращение детям настоящих, любящих их родителей.

Работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. В эпоху перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение.

Чтобы оказать действенную помощь родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, главное для педагога быть внимательным, неравнодушным и своевременно выявлять, кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине, выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети, определить формы работы с такими учащимися.

Для этого могут быть использованы такие приемы, как:

1. Беседы с родителями о поведении ребенка, его интересах. 

2. Консультации. На них давать рекомендации для налаживания детско-родительских отношений, а именно:

3. Привлечение ребенка к классным и общешкольным мероприятиям.

Вывод. Можно сделать вывод, что в работе с неблагополучными семьями стоит следующая задача: повысить ответственность родителей за воспитание ребенка, проявить у них интерес и желание заниматься с ним, а также вызвать желание сотрудничать с учителями.

Важно понимать, что от воспитания ребенка зависит становление его личностных качеств, то как в дальнейшем ребенок будет взаимодействовать с другими членами общества, как создаст свою семью и построит карьеру.

 

Список литературы:
1. Болотина Л. Краткий словарь социального педагога общеобразовательного учреждения // Воспитание школьников. – 2004. - N9. - с. 24-28.
2. Бабушкин А.В. Социальная работа: теория и практика. учеб. пособие / А.В. Бабушкин, М.П. Гурьянова, И.Г. Зайнышев и др. -М.: Инфра-М, 2003. - 425 с.