Статья:

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(245)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Горбунова Э.З. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 22(245). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/245/128910 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Горбунова Эльвира Зарифовна
магистрант, ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет, РФ, г. Кемерово

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на развитие учебной мотивации. Роль педагогов, использование современных технологий, правильная организация учебного процесса и применение методик, которые подходят для разных категорий обучающихся обуславливает повышение мотивации к учебной деятельности.

 

Ключевые слова: мотив, учебная мотивация, мотивация к учебной деятельности.

 

Повышение качества образования и подготовка высококвалифицированных специалистов являются актуальными задачами в современной образовательной среде. Социально-экономическое развитие общества приводит к необходимости формирования у молодых специалистов новых компетенций и навыков, таких как критическое мышление, самоорганизация и коммуникация. Это помогает им быть конкурентоспособными и гибкими на рынке труда, а также адаптироваться к быстро меняющейся среде.

Развитие учебной мотивации учащихся – главный фактор успеха образовательного процесса. Особенно это важно для тех студентов, которые поступили в образовательное учреждение, но при этом испытывают трудности в понимании будущей деятельности. Недостаток мотивации отрицательно сказывается на интересе к учебе, усвоении знаний, усталости и успехах обучающихся. Как следствие, это приводит к проблемам в качестве подготовки специалистов. Существующие педагогические подходы к развитию мотивации не всегда учитывают индивидуальные особенности учащихся и могут быть неэффективны.

Недостаточная мотивация в процессе обучения является одной из основных проблем, с которыми сталкиваются профессиональные образовательные организации.

В России проблемой развития учебной мотивации, ее структурой и особенностями занимались такие ученые как А.К. Маркова, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, Н.Г. Морозова и другие.

За рубежом также существует большой интерес к этой проблеме, такие ученые как Дж. Аткинсон, Д. Макклелланд, Дж. Роттер и другие разработали различные теории мотивации.

Эта проблема имеет множество теорий и подходов к ее решению в мировой науке. Однако каждая группа обучающихся имеет свои индивидуальные особенности формирования и развития мотивации, и потому требует индивидуального подхода к обучению.

Кроме того, большинство исследований по мотивации студентов проводилось в школах и вузах, однако их результаты могут быть неприменимы к профессиональным образовательным организациям. В немногих научных работах, посвященных изучению эффективности обучения в средних профессиональных организациях, недостаточно внимания уделяется развитию учебной мотивации студентов на разных этапах обучения и факторам, которые на это влияют [2].

Мотивация к учебной деятельности - это внутренний стимул, который побуждает студента к достижению поставленных учебных целей. Она представляет собой комплексную психологическую структуру, которая включает в себя потребности, интересы и ценности студента. Мотивация, определяя степень вовлеченности студента в обучение, его настойчивость и стремление к успеху, играет ключевую роль в образовательном процессе.

Мотив учения является основополагающим элементом учебной мотивации. Однако существует множество различных определений мотива учения. Некоторые из них включают в себя побуждения к деятельности, которые возникают в условиях потребности (С. Л. Рубинштейн и Л. И. Божович) или то, что мотивирует человека к выполнению деятельности (В. И. Ковалев). Другие определения рассматривают мотив как устойчивое качество личности, влияющее на ее поведение и действия (Х. Хеккаузен и В. С. Мерлин), или внутреннюю причину поведения, определяющую его направленность (А. А. Реан). Ряд ученых также считают, что эти определения не являются полными и требуют дальнейшего изучения (Е.П. Ильин).

Также в современной науке существуют различные классификации мотивов учения, наиболее популярными из которых являются классификации, предложенные М.В. Матюхиной, A.K. Марковой:

Можно выделили три основных группы мотивов, влияющих на учебную деятельность:

1. Интеллектуальные мотивы, включающие овладение новыми знаниями и способами действия, а также творческий подход к решениям задач;

2. Прагматические мотивы, такие как желание получать высокие оценки, самоутверждаться и т.п.;

3. Широкие социальные мотивы, связанные с осознанием социальной значимости обучения, желанием выполнять учебный план и получить образование.

Кроме того, существуют мотивы, не связанные напрямую с учебной деятельностью, например:

- Стремление к достижению успеха в других областях жизни;

- Желание избежать неудачи или наказания;

- Привычка или традиция;

- Влияние друзей, семьи или других значимых людей;

- Личные интересы и увлечения.

А.К. Маркова подчеркивает, что гармоничное развитие личности требует сочетания различных мотивов, а также качественных характеристик этих мотивов.

Характеристики мотивации связаны с обучающей деятельностью и включают в себя значение, которое студент придает учению, что определяет смысловые и стимулирующие мотивации. Кроме того, мотивация может быть эффективной или неэффективной в зависимости от ее влияния на процесс обучения [1].

Кроме того, выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация связана с интересом и удовольствием, которые обучающийся получает от изучения материала, в то время как внешняя мотивация, такая как желание получить оценку или достичь определенной цели, является лишь способом достижения цели, которая находится вне этой деятельности. Мотивация для обучения представляет собой сложный процесс, включающий побуждения, цели, реакции на успехи и неудачи.

Мотивация - это динамичный процесс, который может меняться в зависимости от обстоятельств и потребностей человека. Можно выделить несколько важных факторов, которые влияют на мотивацию обучающихся к учебе.

Личностные особенности являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Такие характеристики, как мотивы, ценности, убеждения, социальные установки и ожидания, могут влиять на то, как учащиеся воспринимают учебную деятельность и какие цели они ставят перед собой. Некоторые люди могут быть склонны к активной учебе, тогда как другие могут быть более социально мотивированы или ориентированы только на получение высоких оценок [3].

Вторым фактором является преподаватель. Компетентный преподаватель обладает не только глубокими знаниями в своей области знаний, но и может передать эти знания своим студентам, используя современные методы обучения и технологии. Преподаватель может мотивировать студентов учиться, создавать благоприятную атмосферу в классе, и стимулировать каждого студента участвовать в учебном процессе [4].

Третий фактор, который влияет на мотивацию студентов в учебе - это учебная среда, в которой они учатся. Учебное помещение и оборудование, а также учебный материал могут вызвать различные ассоциации и эмоции у студента, что, в свою очередь, может повлиять на его учебную мотивацию. Учебная среда должна быть удобной для студента, развивать его интерес к изучаемому предмету и не создавать отвлекающих факторов.

Также важна организация учебного процесса. Необходимо учитывать специфику курса и возможности использования технических средств. Доступность учебного материала, его полнота и систематизация также играют роль в развитии мотивации учащихся. Недостаточная доступность материала может снизить мотивацию к обучению, а слишком объемный и несвязный материал может привести к чувству непонимания. В таком случае обучение может стать менее эффективным.

Семья является четвертым фактором, влияющим на формирование учебной мотивации у детей. Она представляет собой первоначальную социальную среду, в которой формируется личность ребенка. Воспитание в семье, подход к образованию и высокие ожидания от ребенка играют ключевую роль в развитии учебной мотивации. Семья создает условия для стимулирования интереса к знаниям, оказывает практическую и финансовую поддержку, сотрудничает с учебными заведениями и может быть катализатором в период подросткового возраста. Контроль за подготовкой ребенка, поощрение при достижении успеха, положительные наставления о будущей профессиональной деятельности – все это является основой формирования учебной мотивации через воздействие семьи.

Пятый фактор успеха в учебном процессе - наличие возможностей для самостоятельной работы по курсу. Самостоятельная работа помогает студентам расширить свои знания и умения, не завися от жесткого контроля преподавателей. Несмотря на то, что формы самостоятельной работы могут быть разнообразными, они должны быть настроены под потребности каждого студента. Помимо традиционных форм учебного процесса, самостоятельная работа может быть организована в виде онлайн-курсов. Очень важно создавать комфортные условия для студентов, чтобы они были полноправными участниками учебного процесса и легко включались в самостоятельную работу. Для стимулирования самостоятельной работы студентов можно создать личные возможности для саморазвития и самосовершенствования, а также использовать оценку со стороны экспертов или партнеров. Самостоятельная работа студентов - необходимый элемент современного образования, который позволяет раскрыть потенциал студентов и развить способности, полезные для их будущей карьеры и жизни в обществе. Для эффективной организации самостоятельной работы студентов важно понимать и учитывать различные их потребности и создавать мотивационные условия для их активного участия в учебном процессе.

Шестой фактор - интеллектуальные стимулы, включая группы обучающихся разного уровня, сложные задания и другие подходы, могут стимулировать учеников к развитию учебной мотивации. Обучающиеся видят, что достижения в учебе зависят не только от способностей, но и от упорства и работы в коллективе. Сложные задания могут помочь развить умения и навыки и повысить самооценку, что увеличивает мотивацию. Интересные методы обучения, такие как интерактивные технологии, ролевые игры и т.д., могут сделать обучение более интересным и занимательным. Однако необходимо учитывать, что слишком сложные задания могут привести к утрате мотивации, поэтому важно подбирать задания и методы обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика и обеспечивать регулярную обратную связь и поддержку.

Седьмой фактор мотивации обучения - это эмоциональная составляющая, которая включает возможность выражать положительные эмоции во время учебы. Такие эмоции могут значительно улучшить мотивацию и успешность учебной деятельности. Важно отметить, что отрицательные эмоции могут оказывать негативное воздействие на учащихся, поэтому необходимо создавать условия для положительного эмоционального фона. Для этого можно использовать активные методы обучения, доверительные отношения, возможность выражать свои мысли и чувства, а также позитивные мотиваторы.

Следующий фактор - учет индивидуальных характеристик каждого студента, его возраста, уровня знаний и опыта, могут использоваться различные методики обучения. В первую очередь, необходимо учитывать возрастную категорию обучающихся. Для обучающихся профессиональных образовательных организаций важным фактором становится интерактивность обучения, решение реальных проблем и создание условий для самореализации.

Также необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося. Один и тот же метод обучения может быть эффективным для одного студента, но не подходить для другого. К примеру, некоторые студенты предпочитают визуальный способ восприятия информации, в то время как другие - аудиальный. Для эффективного обучения таких студентов необходимо индивидуальное подход к подбору методик и приемов обучения.

Кроме того, необходимо учитывать уровень знаний и опыта обучающихся. Например, для студентов с высоким уровнем знаний или профессиональных навыков могут быть эффективными методы, основанные на преобразовании их опыта в учебный материал и использовании таких студентов в качестве наставников для менее опытных. Однако, необходимо помнить о том, что методика работы с разной категорией обучающихся должна быть в рамках общей концепции современной педагогики и соответствовать общей цели - развитию профессиональных навыков у студентов.

Таким образом, можно сделать выводы, которые ясно указывают на необходимость системного и комплексного подхода к учебному процессу. Важно учитывать роль педагогических кадров, задействовать современные технологии, организовывать правильное расписание и использовать методики работы, которые подходят для разных категорий обучающихся. Также является критически важным учесть как психологические, так и социальные особенности обучающихся, а также их интересы и мотивацию к учебе.

Не менее важной является оценка уровня знаний и компетенции обучающихся, а также их активной позиции в учебном процессе. В результате, в развитие учебной деятельности обучающихся профессиональных образовательных учреждений должны быть вовлечены все участники процесса, начиная с педагогических кадров и заканчивая окружающей средой. Это позволит создать условия для успешного обучения и развития личности каждого обучающегося.

 

Список литературы: 
1. Бенькова, О. А. Взаимосвязь учебной мотивации и мотивации к будущей профессиональной деятельности в студенческом возрасте / О. А. Бенькова, Т. В. Шелкунова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – №4. – С. 12-27.
2. Ведута, О. В. Формирование учебной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования технического профиля: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Ведута. – Тюмень, 2011. – 200 с.
3. Калинин, Н. В. Некоторые составляющие и факторы учебной мотивации студентов / Н. В. Калинин, В. Н. Денисов, А. В. Белолипецкая // МНИЖ. – 2022. – №1–3 (115). – С. 56–60.
4. Соколова, Э. А Предикаты создания внутренней мотивации к обучению у студентов / Э. А. Соколова // Вестник БГУ. – 2014. – №1. – С.  10–16.