Статья:

Формирование фонематического восприятия, как одной из составляющей языковой готовности к овладению грамотой

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Талавера Ю.А. Формирование фонематического восприятия, как одной из составляющей языковой готовности к овладению грамотой // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование фонематического восприятия, как одной из составляющей языковой готовности к овладению грамотой

Талавера Юлия Анатольевна
магистрант 2 курса ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет им. А.И. Герцена», Институт дефектологического образования и реабилитации, кафедра логопедии, РФ, г. Санкт-Петербург
Лопатина Людмила Владимировна
научный руководитель, д-р пед. наук, проф. ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет им. А.И. Герцена», Институт дефектологического образования и реабилитации, кафедра логопедии, РФ, г. Санкт-Петербург

 

«Знание букв без чувства звуков – это то

же самое, что знание цветов при дальтонизме»

Е.А. Бугрименко, Г.А.Цукерман

 

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом и чтением является частью проблемы подготовки детей к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится все актуальнее. По мнению И.Н.Садовниковой, письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи складываются в период обучения грамоте, и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка.

Для успешного овладения грамотой в школе каждому ребенку старшего дошкольного возраста необходимо иметь определенный уровень сформированности когнитивного, моторного, языкового, личностного, эмоционально-волевого компонентов готовности к обучению грамоте. Рассмотрим подробнее языковую готовность к овладению грамотой. Одной ее немаловажной частью является фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие – это наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим понимается способность к дифференциации и идентификации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин под ним понимал «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».

Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух – способность воспринимать в речевом потоке фонемы и различать звуки в их последовательности в словах, обеспечивающая понимание слов и их значений.

Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова возникает не сразу. Это результат постепенного речевого развития, в результате которого постепенно формируются тонкие дифференцированные образы слов по акустическим и артикуляционным признакам.

Фонематическое восприятие начинает формироваться у детей от 1 до 4 лет при восприятии устной речи окружающих и собственном проговаривании слов. Трудности становления фонематической системы проявляются в недостаточности слухоречевого ритма и нарушении динамического праксиса.

По мнению Д.Б. Эльконина, развитие фонематического слуха у ребенка начинается со слуховой дифференцировки звуков, т.е. ребенок начинает с акустического различия звуков, затем включается артикуляция.

Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. От уровня развития фонематических представлений, звукового анализа и синтеза зависит полноценное овладение ребенком навыками чтения и письма.

Среди младших школьников встречаются дети, которые затрудняются определить, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности находятся звуки в слове, их количество. Это приводит к ошибкам при письме и чтении, к переутомлению и падению учебной мотивации. Причина проблем кроется в слабости фонематического восприятия, т.е. способности к восприятию звуковой стороны речи. Работа по развитию фонематического восприятия в школьном возрасте затруднена, так как сензитивным периодом для развития фонематических функций является возраст до 6 лет. Поэтому не случайно в работе с детьми старшего дошкольного возраста особое место отводится развитию фонематического слуха.

Но не всегда этот процесс протекает успешно. Нередко педагоги не могут достичь положительных результатов, хотя работа по данному направлению идет на каждом занятии. В чем причина? Во–первых, это может быть связано с тем, что занятия по обучению грамоте в детском саду в большей степени напоминают уроки, и дети с меньшим желанием и усердием относятся к предлагаемому материалу. Тогда у каждого педагога, в частности у логопеда, есть выход. Это использование разнообразных игровых приемов и упражнений, которые позволяют решать коррекционно-развивающие задачи. Занятия с использованием разнообразных игр требуют большой подготовки, которая заключается в подборе и изготовлении наглядно-игровых пособий, в проявлении творчества и фантазии педагога. Во-вторых, это может быть связано с тем, что на ранних этапах не было уделено достаточного внимания развитию неречевого слуха.

Неречевой слух – это умение воспринимать и различать звуки окружающего мира (природы, музыки, предметов).

Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии разработаны и успешно применяются разнообразные специальные упражнения. Дети различают звучание музыкальных инструментов, шумы, звуки разных предметов. При этом им предлагается это делать с закрытыми глазами, ориентируясь на слуховой анализатор, без опоры на зрение. Детям предлагается определять направление звука, в игре «Узнай, где звучит?». Важно отнестись к этому этапу серьезно, уделить столько внимания, сколько понадобится детям. Не следует забывать и о тех принципах и правила обучения грамоте, которые разработаны детским психологом Д.Б.Элькониным.

Пути коррекции недостатков фонематического восприятия.

Работу по формированию фонематических функций условно можно разделить на несколько этапов:

1.  Узнавание и различение неречевых звуков, развитие слухового внимания.

2.  Различение слов, близких по звуковому составу.

3.  Различение звуков, фраз, одинаковых слов по силе, высоте и тембру голоса.

4.  Дифференциация слогов и фонем.

5.  Развитие навыков звукового анализа.

6.  Обучение правильному слогоделению.

Занятия по формированию фонематического восприятия должны строиться с учетом дидактических принципов:

·     Комплексности – когда воздействие на весь комплекс речевых и неречевых нарушений осуществляется логопедом, воспитателем и родителями;

·     Максимальной опоры на различные анализаторы – формирование высших психических функций, сложного процесса организации функциональных систем – зрительной, кинестетической, двигательной;

·     Поэтапного формирования умственных действий (по П.Я.Гальперину) - работа над заданием в определенной последовательности;

·     Учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) – выполнение задания возможно с дозированной помощью взрослого;

·     Усложнения материала – включение трудностей в коррекционную работу;

·     Онтогенетического обучаем с учетом последовательности формирования фонематических представлений в онтогенезе.

Не следует забывать и о том, что большую часть времени следует отводить на отработку умения переносить навыки в бытовые ситуации. Детям не навязчиво предлагается выполнить задания в разных режимных моментах. Важным условием для занятий по формированию фонематического восприятия и обучения грамоте будут являться использование игровых ситуаций и зрительной опоры. Так как проведение специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать не только педагогические, но коррекционные задачи в естественных для детей условиях игровой деятельности.

Конечно, игра здесь будет выступать как учебно-игровая ситуация, по выражению А.М. Новиковой: «симбиоз игровой и учебной деятельности».

У дошкольников не развито абстрактно-логическое мышление, оно носит наглядно-образный характер, поэтому специально подобранные наглядно-обучающие и игровые средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно, способствуют возрастанию интереса к занятиям, повышению внимания и речевой активности.

Многие дети с речевыми недостатками имеют слабую координацию пальцев рук, у них наблюдаются моторная неловкость, неточность движений. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за тонкую моторику, – важный элемент в системе логопедического воздействия. Но, не следует развитие тонкой моторики проводить изолированно, можно совместить несколько целей. Например, данный вид работы использовать на занятиях по обучению грамоте для развития фонематических процессов, звукового анализа.

В качестве материала для игр могут выступить самые простые и доступные предметы. Таким материалом могут стать бельевые прищепки, занятия с которыми можно отнести к нетрадиционной форме работы. Подбирая оборудование к занятиям, можно использовать известные детям игрушки, предметы. Так, реализуя цель – развитие навыка слогового анализа и выполнения конструктивных действий, можно использовать пирамидки, бусинки, леску, прищепки, разноцветные пуговицы.

Приведем ниже 2 варианта игр:

Игра «Пирамидки». Ребенку предлагается нанизывать на стержень пирамидки справа столько колец, сколько частей (слогов) в слове «машина», а на стержень пирамидки слева – столько колец, сколько слогов в слове «ваза». Затем сравниваем слова: где колец больше, то слово длиннее; какое слово длиннее, почему?

Игра «Бусинки». Ребенку предлагаются бусинки разного размера и леска, их которых нужно собрать бусы. – если в слове 3 слога, нанизывай большие бусинки, если 2 слога – нанизывай 2 маленькие. Напомним, что ребенку с двигательными нарушениями и моторной неловкостью будет сложно самостоятельно выполнить это упражнение, в этом случае необходимы совместные действия. Вместо бусин можно использовать пуговицы и др.

Все выше перечисленные принципы и условия, необходимые для развития и коррекции недостатков фонематических функций существенно влияет на снижение риска возникновения дисграфий, обусловленных недостаточной сформированностью механизма языкового уровня овладения грамотой.

 

Список литературы:
1. Авдеева И.Л. Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Иркутск: Изд-во «Папирус», 2008. – 24 с.
2. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. (библиотека журнала «Логопед»).
3. Корнев А.Н, Старосельская Н.Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать. Спб, «Паритет», 1999 г. – 48 с.
4. Отакулова Э.М. Игры с прищепками. «Логопед», № 3, 2010 г, С. 79.
5. Стужук Ю.О, Лагутина С.А. Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с ФФНР. «Логопед», №1, 2008 г.