Статья:

Цифровизация жизни студента

Конференция: XLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Цыбулина П.И. Цифровизация жизни студента // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(41).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Цифровизация жизни студента

Цыбулина Полина Ивановна
студент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж
Лактионов Василий Викторович
научный руководитель, доцент кафедры философии, экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

XXI век ознаменован активным развитием цифровых технологий и распространением компьютеров, гаджетов, интернета, сетевых ресурсов и т.п. С каждым годом цифровые технологии все глубже проникают в нашу жизнь и осваивают новые сферы. Поэтому файловые хранилища, электронные портфолио, электронная образовательная среда, электронные библиотечные системы и прочее — такая же реальность, как все остальное, что окружает студента [4, с 79]. Сегодня уже невозможно представить жизнь современного студента без таких элементарных вещей, как смартфон, различное программное обеспечение для компьютеров и ноутбуков, а также высокоскоростной Интернет, который в настоящее время является основным средством для передачи информации между людьми во всем мире.

Без сомнения, цифровые технологии в жизни студента играют колоссальную роль и используются:

В образовательных целях.  Цифровые технологии позволяют сделать обучение более эффективным, простым и понятным. Они предоставляют студентам возможность: сократить трату времени на поиск и запись информации, увеличив, тем самым, время на практическую деятельность; слушать лекции ведущих практиков и ученых из других вузов и стран; получать самые актуальные знания; сделать интересным процесс обучения для категории студентов, отличающихся способностями, стилем обучения, а также для студентов с нарушениями здоровья.  

В трудовых целях. Некоторые студенты реализуют свои потребности получения дохода в цифровом пространстве. Оценивая интернет как средство обслуживания трудовой деятельности, студенты отмечают эффективность обмена опытом, удобство повышения квалификации, возможность поиска вакансий на рынке труда.

В досуговых целях. Студенты следят за новостными событиями в стране и в мире, слушают музыку, читают книги и смотрят фильмы, общаются в сетях и на форумах, совершают покупки, посещают виртуальные музеи и выставки.

Отечественный исследователь, изучающий использование информационных технологий в процессе обучения студентов М. Ю. Орлов обозначает следующие основные способы внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов: электронные учебники, электронные тестовые системы, мультимедийное сопровождение процесса обучения, развитие онлайн-образования, проведение видеоконференций с целью обмена знаниями с людьми из других регионов России, а также из других стран [3, С. 58-61]. Необходимыми цифровыми элементами в вузах г. Воронежа для студентов стали: личный кабинет студента; электронное расписание на сайте вуза; цифровая библиотека и пр.

Однако, несмотря на все позитивные моменты, цифровые технологии оказывают и негативное влияние на студентов: 1) Неконтролируемое пребывание в социальных сетях - Интернет-зависимость. 2)  Электронные ресурсы дают возможность полностью скопировать найденную информацию и выдать ее за результат собственной деятельности, а это плагиат. 3) Сервисы, выполняют задания за студентов. 4) Сокращается живое общения между людьми [5]. 5) Люди больше не используют длинные предложения, осложненные различными оборотами, а выражение эмоций заменяют использованием эмодзи. 6) Не все имеют одинаковый доступ к современным средствам коммуникации, происходит ограничение возможностей использования сети интернет, телевидения и мобильной связи [2, с. 174]. 7) С помощью новейших политических технологий, обеспеченных средствами информатики, можно формировать любое общественное мнение, в том числе и мнение студентов [1, с. 2].

«В современной информационной среде в условиях дефицита внимания выдвижение на первый план той или иной тематики сообщения является сильнейшим средством манипуляции целевой аудиторией» - высказался Анатолий Александрович Васильев в своей статье «Манипуляция общественным мнением через виртуальные сообщества»

Вышеперечисленные проблемы побудили нас провести собственное исследование по изучению распространения цифровизации в студенческой среде. В связи с этим мы опросили 100 человек. 

Мы попытались узнать у молодых людей с чего начиналось «вхождение» в цифровизацию -  большинство опрошенных отмечают, что первый смартфон появился в 9-12 лет (44%), ответы «с 13 до 15» и «с 7 до 8 лет» выбрали по  23% респондентов.

Наиболее используемым цифровым устройством для студентов является смартфон (92%). На втором месте по популярности стоит ноутбук (78%), 33% опрашиваемых используют компьютер, 13% - часы. Реже всего студенты пользуются электронными книгами и планшетами.

В разработанной нами анкете вопросы были разбиты на три блока применения цифровых технологий: в образовании; в трудовых целях; в досуговых целях;

В трудовых целях студенты используют цифровые технологии по большей части, чтобы перенять опыт у других специалистов (41%), также  занимаются поиском вакансий на рынке труда (37%), повышают классификацию (32%), занимаются фрилансом (14%).

С позиции досуговых целей большинство респондентов обращаются к цифровым технологиям, чтобы слушать музыку (87%) и общаться в социальных сетях (85%). Также 78% студентов смотрят фильмы и развлекательные ролики, 63% совершают онлайн-покупки, следят за новостными событиями в стране и мире (55%), делают фото и видео (51%), играют в игры (40%), читают книги (32%), посещают виртуальные музеи и выставки (6%).

Чаще всего студенты используют смартфон на занятиях, чтобы найти необходимую для них информацию (89%), также, чтобы посетить социальные сети (61%), связаться с родителями и друзьями (56%), прослушать музыку (30%).

В образовании студенты применяют цифровые технологии чаще всего для выполнения домашнего задания (81%), также пополняют багаж знаний и посещают образовательные сайты (59%), смотрят ролики, посвященные острым проблемам общества (48%), читают научные статьи (29%), осваивают новые практики, направления деятельности (28%).

Большая часть респондентов предпочитают находить учебную информацию в интернете (91%). Меньшей популярностью у студентов пользуются электронные библиотеки (38%), электронный библиотечный фонд (15%), электронные книги (21%), электронные журналы (11%), читальный зал факультета (6%) и архив (5%).

На вопрос «Считаете ли вы, что наличие мобильных устройств (смартфонов) на занятиях отвлекает вас от учебы?» 49% опрашиваемых ответили «скорее нет, чем да», 22% - «нет», так же 22% респондентов дали ответ «скорее да, чем нет», и лишь 7% дали утвердительный ответ.

Как выяснилось, чуть меньше половины опрашиваемых (43%) ответили, что их преподаватели на занятиях используют цифровые технологии 1-3 раза в неделю, 28% ответили «на каждом занятии», 15% - «1 раз в несколько недель», 10% - «несколько раз в семестр», и 4% выбрали ответ «никогда».

Среди средств обучения на основе цифровых технологий наиболее используемыми оказались образовательные платформы (MOODLE, ZOOM) (71%), около половины опрашиваемых отметила образовательные сайты (52%), электронные учебные издания (48%), также мобильные приложения и сетевые сервисы (Skype, e-mail, блоги) (32%), Интернет-ресурсы для поиска информации для выполнения проектов (27%).

Далее  необходимо было узнать, хотят ли сами студенты более обширного применения цифровых технологий в обучении. В результате половина опрашиваемых ответила «скорее да, чем нет», 27% ответили утвердительно, 20% выбрали ответ «скорее нет, чем да», и лишь 3% дали отрицательный ответ.

Главной причиной, ограничивающей применение цифровых технологий в обучении, студенты посчитали отсутствие умений преподавателей пользоваться цифровыми технологиями (46%), плохие компьютеры и программное обеспечение (44%), недостаточно разработанные методы обучения с помощью цифровых технологий (41%), неудовлетворительные условия организации учебного процесса (34%), неорганизованное цифровое образовательное пространство вуза (28%), ограниченное количество часов на изучение дисциплины (24%). 

Также в ходе исследования было важно определить, какие возможности предоставляют цифровые технологии в образовательном процессе, по мнению студентов. Среди положительных характеристик цифровых технологий в образовательном процессе респонденты отмечают быстроту поиска нужной информации (84%), возможность учиться в любое удобное время (70%), возможность использования для выполнения учебных заданий (69%), возможность сделать обучение более интересным (43%), возможность списывать ответы (25%).

Далее респонденты должны были оценить по 5-балльной шкале состояние развития цифровизации их образовательного учреждения. В результате опрошенные оценили состояние цифровизации на 3 и 4 балла.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие цифровых технологий и последующая информатизация жизнедеятельности общества существенно повлияли на развитие нового, цифрового поколения студентов.

Анализ полученных данных дает следующую характеристику этого процесса.

Знакомство с цифровыми технологиями у большинства студентов произошло в раннем подростковом возрасте, начиная с приобретения смартфона. Смартфон и в настоящее время является наиболее используемым цифровым устройством. К нашему сожалению, более половины опрашиваемых студентов указали, что они проводят в сети более 5 часов в день - это уже зависимость.

Студенчество использует цифровые технологии в основном для обучения и развлечений. Подавляющее большинство (91%) респондентов предпочитает использовать интернет для поиска информации, обходя своим вниманием библиотеки, электронные журналы, архивы, читальные залы факультета.

Наиболее значимым моментом, на наш взгляд, является то, что цифровизации жизни студента опережает процессы развития цифровых технологий в образовании, поскольку:

  1. существует ограниченное число образовательных платформ, которые не приспособлены для учебных целей;
  2. с позиции студентов, преподаватели отстают в применении цифровых технологий в учебном процессе;
  3. вместе с тем, обеспечение цифровизации образовательных учреждений большинство студентов оценивают на хорошо (46%) и отлично (17%).

 

Список литературы:
1. Глазкова Ю. А. Негативное влияние использования информационных технологий в образовательной деятельности // Наука, техника и образование. – 2015. URL: negativnoe-vliyanie-ispolzovaniya-informatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti.pdf (дата обращения 01.04.2021).
2. Лазар М. Г. Цифровизация общества, ее последствия и контроль над населением // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. – 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obschestva-ee-posledstviya-i-kontrol-nad-naseleniem/viewer (дата обращения 14. 04. 2021). 
3. Орлов М. Ю. Использование информационных технологий в процессе обучения студентов // Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3 – 2016. URL: ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-v-protsesse-obucheniya-studentov.pdf (дата обращения 01.04.2021).
4. Петрунева Р. М. Студенческая молодежь в эпоху цифрового общества // Преподаватель XXI век.  – 2019. URL: Studencheskaya-molodezh-v-epohu-tsifrovogo-obschestva.pdf (дата обращения 01.04.2021).
5. Северская О. И. Цифровые потери в коммуникации при переходе от «общения» к «передаче информации» //  Journal of Applied Linguistics and Lexicography. – 2019. URL: tsifrovye-poteri-v-kommunikatsii-pri-perehode-ot-obscheniya-k-peredache-informatsii.pdf (дата обращения 01.04.2021) .