ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВТОРОЙ СОНАТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО СЕРГЕЯ БОРТКЕВИЧА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(246)
Рубрика: Искусствоведение
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(246)
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВТОРОЙ СОНАТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО СЕРГЕЯ БОРТКЕВИЧА
Аннотация. Данная статья посвящена исполнительской интерпретации Второй сонаты Сергея Борткевича. Рассмотрены поступенность работы над произведением, стилистические особенности и современный взгляд на интерпретацию сонаты.
Ключевые слова: соната, Борткевич, форма, стилистические особенности, профессиональная деятельность, художественная ценность.
Актуальность темы исследования
Чтобы восстановить полноценную картину любого исторического периода важно изучение не только «знаковых» фигур, определяющих художественный облик эпохи, но и прочих, не столь признанных, порой даже преданных забвению талантливых художников, музыкантов, наследие которых и по сей день представляет непреходящую эстетическую ценность. Наконец – то исследование творчества малоизвестных или несправедливо забытых деятелей культуры становится заметным направлением современного познания. Особенно это необходимо, когда речь идет о представителях русского зарубежья, имена которых длительное время по идеологическим причинам игнорировались.
О Композиторе
Одним из таких крупных мастеров отечественной культуры является Сергей Эдуардович Борткевич (1877–1952), выдающийся русский музыкант конца XIX – первой половины ХХ века, видный представитель русского зарубежья.
Судьба композитора трагична: талантливый пианист и композитор, учившийся в Санкт-Петербургской консерватории, окончивший с блеском Лейпцигскую консерваторию вынужден был из-за опасности политических репрессий бежать из страны. В 1914г. он бросает преподавательскую и дирижерскую деятельность в берлинском «Блютнер-оркестре» и возвращается в Россию. Потом от революции вынужден скрываться на белогвардейском юге, оттуда эмигрирует в 1919г. в Константинополь. Ещё некоторое время он скитался по городам и странам, пока не осел в Вене, где получил, наконец, в 1925г австрийское гражданство. Три раза за период Второй мировой войны он едва не лишился жизни из-за бомбёжек и обстрелов во время уличных боёв. В первые месяцы после войны Борткевич пребывал на грани отчаяния: композитор стал фактически нищим. Невероятными усилиями ему удалось доказать, что, как профессор и музыкант, он имеет право заниматься своим делом. Осенью 1945 года Борткевич получил должность преподавателя фортепиано в Венской консерватории. И всё же, несмотря на постоянные лишения, композитор находит в себе силы сочинять прекрасную музыку. Признание пришло к нему только в 1952г. – это год его 75-летнего юбилея, в конце которого он погибает после неудачной операции.
Он, несомненно, романтик, но его музыкальный язык отличен от западноевропейских романтиков, Борткевич больше тяготеет к русской специфике передачи эмоций, фортепиано трактует как поющий инструмент с огромным колоритом красок, ему всегда характерен возвышенно-поэтический тон высказывания, что создаёт специфические трудности для исполнителей.
Вторая фортепианная соната (cis-moll) - написанная в 1942г. в Вене - это масштабная, яркая, выразительная музыка. Борткевич избирает четырехчастную форму, введенную Бетховеном и соответствующую его симфонической модели (сонатное Allegro, Scherzo, Andante, Finale), затем подхваченной романтиками – Шопеном, Шуманом, Скрябиным. Форма частей сонаты необычна: первая часть – Allegro ma non troppo, вторая часть Allegretto , третья Andante misericordioso, четвёртая – Agitato. В отличие от Первой Сонаты, во Второй становятся весьма заметны выпуклые мелодические образы. Тематизм Борткевича становится более конкретным, интонационно насыщенным, характерным. Равно заметно и движение гармонии Борткевича от относительной консонантности Первой сонаты – к бифункциональности и альтерациям Второй. Аллюзийность тематизма, всегда бывшая важнейшей чертой музыки Борткевича, перешла здесь на новый уровень: как и в Третьем концерте, аллюзии приобретают символическое значение, превращаясь из знаков непреднамеренной инстинктивной приверженности – в осмысленный интертекст.
Первая часть. Рождает впечатления горестной реакции индвидуума на всё происходящее в мире. Только глубокое, искренное восприятие военной ситуации могло породить эту музыку. И подчеркивая ужас ситуации звучит нежная романтическая связующая партия. Побочная партия звучит легко, как успокаивающий ветер, который проносится над возбужденным мозгом.
Вторая часть. Вторая часть выступает своего рода как гимн героическим подвигам славянского народа, мы воочию ощущаем славянский национальный фольклор, поскольку в ней оригинально разрабатывается тематизм, тональный план и образные концепции.
Третья часть. Тональность Ре-бемоль мажор звучит искренно, выражая романтический колорит простых человеческих эмоций, однако требуя от пианиста утонченности в изысканных в лирических монологах. Приковывает к себе внимание эпизод Religioso, когда его исполняешь, тебя охватывает чувство благоговения и восхищения.
Четвертая часть. Естественным апофеозом звучит 4 часть утверждая, что в лучшее, заложенное Творцом и великими деятелями человечества, всё равно приведёт к победе разума и гуманизма.
Определенная трудность в исполнении крупных форм Борткевича связана с выстраиванием логичного и психологически достоверного повествования, с удержанием интереса слушателя. Здесь также нужно сосредоточиться на «волнах» развития, которые всегда имеют свой кульминационный «гребень» – даже при однородной фактуре. Исполнитель Сонаты должен уделить особое внимание индивидуализации разделов формы, чтобы она в целом воспринималась «наглядно», как театральное действо, в котором каждый «акт» имеет свой узнаваемый характер. Любая смена фактуры, тональности, ритмики – повод для изменения «тона» повествования, порой едва заметного, – но этого достаточно для сохранения внимания аудитории. Перед исполнителем сонат Борткевича стоит задача – здесь пианисту придется быть и «солистом», и, одновременно, выполнять функцию «оркестра». Вторая соната чрезвычайно сложна в исполнении, но она ежесекундно награждает исполнителя такой жизненной энергией и высоким пафосом, что её с полным правом можно назвать «фортепианной симфонией».
Вклад композитора в музыкально – культурное наследие
Место Борткевича в музыкальной панораме эпохи, его связи с разнообразными явлениями музыкального искусства обусловлены традиционализмом его стиля. Отождествление классико-романтического языка и мажоро-минорной системы с музыкальным языком «вообще» было принципиальной гранью, отделившей традиционалистов от модернистов. Их приверженность традициям – не столько консерватизм, сколько модус понимания музыки, подразумевающий два неотъемлемых ее компонента: во-первых, благозвучие, понимаемое как ладовая и тембральная эстетика, исключающая «фальшивое», маркирующая его как «немузыкальное»; во-вторых, психологизм как эмоциональная сублимация, как основная функция музыки, в которой и полагалась ее природа. Направление, в котором выступает Борткевич, было важным компонентом музыкальных процессов в первой половине ХХ века. Это метаязык, сложенный из достижений позднего романтизма. Безусловно, музыка Сергея Борткевича будет всё больше звучать со сцен самых знаменитых концертных залов и цеплять струны души каждого слушателя.