Статья:

ИСКУССТВО ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ: ОБ ИСТОКАХ И СОВРЕМЕННОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(246)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Жукова А.А. ИСКУССТВО ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ: ОБ ИСТОКАХ И СОВРЕМЕННОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 23(246). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/246/129181 (дата обращения: 06.10.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСКУССТВО ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ: ОБ ИСТОКАХ И СОВРЕМЕННОСТИ

Жукова Анастасия Алексеевна
студент Челябинского государственного института культуры, РФ, г. Челябинск

 

Искусство лоскутного шитья, изначально связанное с практической необходимостью восполнить недостаток материалов для создания одежды, известно с древних времен. В России лоскутное шитье использовалось в крестьянском быту, было «…явлением социальным, поскольку оно развивалось, прежде всего, в среде малоимущего населения, где из-за недостаточности материальных средств ценился каждый кусочек ткани, где узорный ситец воспринимался как драгоценность. Поэтому в городской среде лосктное ситцевое одеяло, вплоть до 60-х годов XIX века считалось признаком бедности…»[1, С.269]. С наступлением XX в. интерес к лоскутному шитью изменяется в сторону декоративности. В конце 60-х годов наступает подъем, что связывается с развитием легкой промышленности, распространением единообразия, одинаковости выпускаемых изделий. В разных регионах России (от северных до центральных) начинается процесс обращения к технологии лоскутного шитья. Сведения об искусстве лоскутного шитья на Южном Урале, которые приводятся в статье, содержатся в публикациях искусствоведов, специалистов – практиков (в первую очередь, Областного центра народного творчества г. Челябинска).

Уникальность Южно-Уральского региона, Челябинской области – в географическом местоположении (совмещении трех природных зон), во взаимодействии культур разных этносов, осваивавших эту территорию [6, С.94]. Промыслы и ремесла в регионе развивались в соответствии с природными богатствами Южного Урала. На протяжении всей социо-культурной истории региона встречаются разные периоды, связанные с подъемами и спадами в положении промыслов и ремесел. Так, устойчиво и динамично уральские промысловые артели развивались в 20-30-е годы XXв., труд ремесленников имел ручной характер [6, С. 96–97]. С 50-60-х гг., с процесом развития машинного производства, происходит укрупнение артелей, с 1965 г. они переходят пд управление местной промышленности, постепенно утрачивается преемственность (передача ремесла от мастера к ученику), продукция «…чаще всего исполняется по художественному эталону, увеличивается доля машинного производства…» [6, С.96]. В 70- е годы государство обращает внимание на необходимость развития декоративно-прикладного искусства (Постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» от 17 декабря 1974 г.). В то же время, в конце 80-х гг. в Челябинской области, как и в России, происходит спад, закрытие или перепрофилирование многих объединений художественных промыслов. В этот период сохранение национальной идентичности на территории области связано в основном с тюрскими народами. В 80-90-е гг. XX в. значительный вклад в сохранение культурного наследия вносят музеи, методические центры, дома культуры. В 90-е гг. XX в. складываются условия для сохранения и развития народных промыслов, приходит осознание необходимости работы в направлении реализации задачи самоидентификации территории. В 2005 г. Законодательное собрание Челябинской области принимает закон «О государственной поддержке народных художественных промыслов и ремесел в Челябинской области».

На Южном Урале, в Челябинской области образцы, выполненные в технике лоскутного шитья начала XX в. можно увидеть в собрании краеведческого (теперь – исторического) музея. Это коврики мастерицы из Катав-Ивановска 1950-60-х годов, изделия 1990-х годов К.Е. Чепурной, старейшей мастерицы из Челябинска [2, С.21]. К.Е. Чепурная придерживалась традиции, приемов создания изделий, принятых в родительском доме, ближайшем своем окружении. В Областном центре народного творчества в Челябинске находятся работы 90-летней мастерицы из Аргаяша Е.Н. Суворовой, в которых проявилось взаимодействие двух культур, русской и бакширской.

В современный период в искусстве лоскутного шитья в регионе проявляются два направления: лоскутная мозаика и аппликация. Лоскутная аппликация представлена в работах Л.В. Данилевской, которая обращается к природным мотивам, уральским сказам П.Бажова. Интересны жанровые картины В.П. Маркиной, картинные аппликации Т.И. Бердниковой, авторские работы Н.М. Бараевой (руководитель клуба «Лоскутная затея»), Г.П. Комильцевой, работы Н.М. Шейко (кружок «Лоскутница»), профессиональных художников Челябинска, которые также занимаются лоскутным шитьем (Н. Черкашиной, И. Соковой). Значительным импульсом для дальнейшего процесса развития искусства лоскутного шитья в стране и Челябинске стала организация в 1997 г.Всероссийского фестиваля «Лоскутная мозаика России».

В проявлении интереса к занятию лоскутным шитьем в регионе большую роль играет деятельность Областного центра народного творчества (такого подразделения, как Центр народных художественных промыслов и ремесел, заведующая Е.И. Артюшкина, специалисты Центра). Так, например, после мастер –класса в Брединском районе, организованном Центром, любители художественного творчества вновь начали обращаться к лоскутному шитью [3, С.61]. Жительница района О. К. Исмухамбетова создает национальные казахские «курпешки» и другие изделия, поддерживая традицию своего этноса. Областной центр народного творчества организует и проводит фестивали, конкурсы по искусству лоскутного шитья (например, «Трансформация впечатлений. Текстиль». Челябинск, 2010; «Лабиринт игры: текстиль». Челябинск, 2012; Областной конкурс девичьего рукоделия «Скрыня» и др.) [5]. Мастерицы Челябинской области неоднократно принимали участие во Всероссийских фестивалях, получали Гран-при. Например, участвуя во Всероссийском фестивале декоративного искусства «Лоскутная мозаика России», творческое объединение «Лоскуток» из села Травники, совместно с клубами лоскутного шитья из Челябинска, Миасса, Златоуста, Верхнего Уфалея и станции Полетаево, под руководством Е.И. Артюшкиной, создало панно «Время, вперед!»(2021г.). Жительница г. Копейска Л. Смирнова приняла участие в проекте «Лоскутная карта России», изготовив модель своего родного края, Челябинской области, в технике пэчворк (2018 г.)..

Важное значение в укреплении и формировании традиций лоскутного шитья имеет художественное образование. В вузах Челябинска в рамках специальных предметов студенты на практике знакомятся с данным видом искусства (например, на кафедре декоративно-прикладного искусства в Челябинском государственном институте культуры, преподаватель В.В. Факеева); издаются учебные пособия о художественной обработке ткани [4]. В современной культуре возникают новые, творческие формы художественной обработки ткани. Традиции лоскутного шитья в регионе, в Челябинской области поддерживаются и сохраняются.

 

Список литературы:
1. Бердникова Т.И. От традиции к современному дизайну: лоскутная мозаика/Исторические чтения. – Челябинск, 2004. –Вып.7. –8. –С.269–272.
2. Народное искусство Южного Урала. Каталог выставки. Челябинск: Челябинский Дом печати, 1997. –104с.
3. Скорик А.В. Традиционные ремесла и современное их состояние в Брединском районе/Современное состоянин декоративно-прикладного творчества Челябинской области: III Областная научно-практическая конференция. 11 октября 2007г. – Челябинск.: [б.и.], 2007. С. 56–63. 
4. Костылева Н.С. Технологии изготовления изделий из лоскута: учеб. пособие. – Челябинск: [б.и.], 2007. –60с.
5. «Трансформация впечатлений. Текстиль». – Региональная выставка. Челябинск: [б.и.], 2010. –12с.
6. Артюшкина Е.И. К ситуации развития традиционных ремесел на территории Челябинской области в XX – начале XXI вв. / Народное творчество Южного Урала. История. Реальность. – Челябинск: Челяб. обл. центр нар. творчества, 2011. –С.94–100.