Статья:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НАД МЕСТНЫМ САМОУПРАВЛЕНИЕМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(247)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Дигоев Т.С. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НАД МЕСТНЫМ САМОУПРАВЛЕНИЕМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 24(247). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/247/129424 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НАД МЕСТНЫМ САМОУПРАВЛЕНИЕМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Дигоев Тотырбек Сосланович
магистрант Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, РФ, г. Владикавказ
Баликоева Лариса Мурадиновна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, РФ, г. Владикавказ

 

LEGAL REGULATION OF STATE CONTROL BODIES IN FOREIGN COUNTRIES

 

Totyrbek Digoev

Master's student of the K.L. Khetagurov North Ossetian State University, Russia, Vladikavkaz

Larisa Balikoeva

Scientific supervisor, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the K.L. Khetagurov North Ossetian State University, Faculty of Law, Russia, Vladikavkaz

 

Аннотация. Исследуются вопросы муниципального права в зарубежных странах, рассматривается деятельность органов государственного и общественного контроля над органами местного самоуправления.

Abstract. The issues of municipal law in foreign countries are investigated, the activities of state and public control over local self-government bodies are considered.

 

Ключевые слова: Муниципальное право, органы местного самоуправления, конституция, конституционное право, контроль, государственный контроль.

Keywords: Municipal law, local self-government bodies, constitution, constitutional law, control, state control.

 

Контроль за деятельностью органов местного самоуправления занимает на сегодня одно из важнейших мест в политике большинства государств мира.

Конституция Австрийской Республики подробно описывает соответствующие механизмы государственного контроля за деятельностью Сообщества. Основными задачами федеральных учреждений и учредительных органов являются гармонизация деятельности Сообщества и контроль за деятельностью Сообщества.

Основной задачей федеральных институтов и учредительных органов является контроль за соблюдением Сообществом законодательства и выполнением задач, возложенных на него в соответствии с его компетенцией. Согласно конституционным нормам, контроль за деятельностью местных органов власти осуществляется федеральным правительством и субъектами Федерации.

Местное самоуправление осуществляется органами Федерации и субъектами Федерации. Следовательно, земля является экономическим и социальным элементом экономики, доходности и значимости, и земля имеет право контролировать деятельность местных сообществ.

В частности, за федеральными органами и органами субъектов Федерации закреплены следующие вопросы контроля: не выходят ли общины за пределы своей компетенции и выполняют ли возложенные на них законом задачи. Кроме того, земля вправе проверять финансовую деятельность общины с точки зрения ее экономичности, рентабельности и целесообразности. Но это право - право контролировать субъекты федерации и надзирать за их деятельностью принадлежит лишь Федерации, а в остальных случаях землям.

Однако федеральная исполнительная власть имеет право осуществлять контроль и регулировать его законом в отношении полномочий Федерации, которые находятся в компетенции федеральной исполнительной власти. м [Салливан 2002:]

Интересно отметить, что в международной практике системы управления функционируют более эффективно в государствах, где независимость гарантирована в максимально возможной степени. В таких государствах общее административное управление местными органами власти осуществляется несколькими органами. Например, в Японии это Министерство внутренних дел, а в Норвегии - Министерство местного самоуправления. Во многих других государствах, таких как Франция, Италия и Новая Зеландия, Министерство внутренних дел осуществляет государственный контроль на местном уровне. [Ларина и др. 2007: 271].Органами, осуществляющими государственный контроль на местном и конституционном уровне, являются отдельные штаты.

В этих государствах контроль и надзор на местном уровне детально определены. Такой детальный подход к местному контролю позволяет аудиторам признать эффективность местных органов власти и принять меры по подготовке к непредвиденным событиям.

Тем не менее, стоит отметить, что максимальная независимость местных органов не гарантирует эффективности контрольных систем. Результативность контроля на местном уровне зависит от многих факторов, включая компетентность и добросовестность местных органов, доступность информации и прозрачность деятельности. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать контрольные системы, учитывая специфику региональных особенностей и тенденций в развитии общества.

В Испании существуют органы управления, отвечающие за надзор за различными аспектами правовой и экономической деятельности. Одним из них является Конституционный суд, который отвечает за определение конституционности правил, принятых автономными органами. Правительство также отвечает за контроль переданных полномочий, в то время как административные надзорные органы отвечают за контроль автономного управления и его правил. Контролер и генеральный аудитор осуществляют надзор за экономической и бюджетной деятельностью.

Во многих других странах существуют различные формы общественного контроля за деятельностью местных органов власти, в частности, за осуществлением переданных полномочий. В Бельгии, например, принцип, согласно которому Государственный контроль и Федеральный парламент вмешиваются в деятельность государственных и муниципальных организаций для предотвращения нарушений закона и ущерба общественным интересам, закреплен в статье 162 Конституции Бельгии.

В Германии отраслевой надзор применяется для обеспечения законности и целесообразности действий местных органов власти; этот надзор включает не только проверку соблюдения законов и нормативных актов, но и управление действиями местных органов власти. Однако не только в Германии, но и в других страна Восточной Европы Конституция предусматривает необходимость правового регулирования государственного контроля. [Организация местного … 2001: 443] В частности, Конституция Болгарии предусматривает, что местные органы самоуправления могут контролироваться центральными властями только в том случае,если это предусмотрено законом.

Специальный представитель Венгерской Республики выполняет функцию надзора за соответствием поведения местных органов власти закону и имеет право обратиться в суд, если местный орган власти не принимает мер по устранению нарушений. Только парламент может принять решение о роспуске местных представительных органов.

Структура управления органами местного самоуправления в Литве основана на нескольких органах. Губернатор края, Комиссия по реформе административных органов и местного самоуправления, Омбудсмен и Ревизионная комиссия совместно обеспечивают надлежащее использование государственного бюджета, контролируют исполнение муниципального бюджета и расследуют жалобы граждан на злоупотребление властью со стороны местных органов власти.

Внутренний аудит местных органов власти в Латвии осуществляет Ревизионная комиссия. Эта коллегия избирается собраниями административных регионов, и число ее членов пропорционально числу депутатов, избранных от соответствующих политических или избирательных округов. Таким образом, административная система Латвии основана на принципах демократического представительства и прозрачности. Цель системы - обеспечить эффективное и надлежащее выполнение задач муниципальными органами власти и защиту интересов граждан.

В Эстонии существуют различные органы, контролирующие деятельность организаций местного самоуправления. Губернатор контролирует работу самоуправлений, Государственный аудит следит за использованием и управлением государственным имуществом, вверенным самоуправлению, а председатель суда следит за соблюдением законов, принятых самоуправлением.

В теории муниципального права отмечается, что влияние государства на муниципалитеты даёт положительный эффект лишь в случае некоторых условий: унификация услуг, охрана граждан от негативных последствий злоупотребления власть и налоговой поддержке вкупе с повышением общего благосостояния народа.

В странах Прибалтики муниципалитеты создают на основе договора совместные консилиумы, что влечёт за собой положительный эффект на общество в-целом и влияет на качество услуг получаемых населением районов.

В контексте исследования, наиболее значимым представляется опыт Великобритании в области косвенного надзора за муниципалитетами, который может быть использован в качестве эталона для других стран. Премьер министр Великобритании в своих ежегодных посланиях Парламенту определяет различные предложения к сотрудничеству, которое отнюдь не является императивом. Так же действует закон о местном самоуправлении 1999 года.

Как считает британский исследователь Р. М. Паннетт, «контроль центральных властей над местным управлением должен приветствоваться только в том случае, когда он способствует обеспечению эффективности местного управления, стандартизации услуг, оказываемых местным властям, защищает граждан от злоупотребления властью со стороны местных органов и содействует реализации национального политического курса в области финансов, экономики» [цит. по: Лапшина 2007: 78].

Работа органов местного самоуправления в Великобритании, основанная на практике косвенного контроля даёт о себе информацию, позволяя сравнить деятельность различных муниципалитетов и выделить наиболее эффективный муниципалитет. Данная система надзора как правило, служит достаточным источником информации для создании политики субъектов.. Такой подход позволяет обеспечить значительный уровень транспарентности и учетности в работе государственных органов и поддерживает принцип сотрудничества между государством и местными органами власти.

Британские исследователи Д. Виккерс и Д. Ярроу, проанализировав опытраспродажи муниципального сектора вВеликобритании, расставили поставленные цели в порядке убывания их значимости для государства, а именно: повышение эффективности деятельности местных органов; сокращение долга муниципального сектора; уменьшение вмешательства властей в принятие самостоятельных решений органами местного самоуправления [Мэннинг, Парисон 2003: 234]. С данными аргументами можно согласиться

В заключение можно сказать, что изучение международного опыта и его применение в Российской Федерации направлено на поиск путей повышения заинтересованности муниципалитетов в работе с органами государственной власти посредством правовых норм; М.Х. Фарукшин, "Анализ зарубежного опыта с учетом особенностей российской административной системы Применение с учетом особенностей российской административной системы".

Как отмечает M.X. Фарукшин: “Анализ зарубежного опыта может помочь в решении проблем, возникающих в практике других государств, при этом учитывая специфику российской системы государственного управления”.

Опыт зарубежных стран в области взаимодействия государства и местного самоуправления полезен как пример для общих принципов организации местного самоуправления в России и как по мне может доказать свою эффективность.

 

Список литературы:
1. Конституции государств Европы. М.: Норма, 2001.
2. Ларина Л. А., Максютин М. В., Прудников А. С. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 271 с.
3. Лапшина И. Е. Формы взаимодействия центральных и местных органов управления Великобритании // Государство и право. 2007. № 5. С. 77–83.
4. Мэннинг Н., Парисон Н. Реформа государственного управления: международный опыт. М.: Весь мир, 2003. 496 с.
5. Организация местного самоуправления в Восточной Европе, на Кавказе и в Средней Азии. Т. 3. Будапешт: Ин-т Местн. Самоупр., Ин-т Открыт. Об-ва, 2001. 443 с
6. О’Салливан А. Экономика города. М.: Инфра-М, 2002. 706 с.
7. Фарукшин М. Х. Реформа государственного управления: международный опыт. Сравнительный федерализм. Казань: КГУ, 2003. 284 с.