ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(248)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(248)
ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
FEATURES OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL CONSOLIDATION OF TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF RELATIONS BETWEEN THE STATE AND CIVIL SOCIETY
Eduard Shavlokhov
Master's student of the K.L. Khetagurov North Ossetian State University, Russia, Vladikavkaz
Marat Basiev
Scientific supervisor, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the K.L. Khetagurov North Ossetian State University, Russia, Vladikavkaz
Аннотация. В статье анализируется понятие и основы гражданского общества в Российской Федерации. Целью исследования являются выявление и анализ получивших конституционную легитимацию основных тенденций, определяющих взаимоотношения государства и гражданского общества в условиях глобального кризиса и всестороннего давления на Российскую Федерацию, а также механизмов их реализации.
Abstract. The article analyzes the concept and foundations of civil society in the Russian Federation. The purpose of the study is to identify and analyze the main trends that have received constitutional legitimization, determining the relationship between the state and civil society in the context of the global crisis and comprehensive pressure on the Russian Federation, as well as the mechanisms for their implementation.
Ключевые слова: Конституция, государство, гражданское общество, индивидуальная свобода, устойчивое развитие государства.
Keywords: Constitution, state, civil society, individual freedom, sustainable development of the state.
На сегодняшний день наука конституционного права признает «гражданское общество» неотъемлемым элементом правового демократического государства, которым является Российская Федерация согласно части 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации [1]. «Сущность концепции гражданского общества, помимо концепции правового государства, тесно связана с понятиями народного суверенитета и народовластия». По средствам общественных организаций, религиозных объединений, политических партий и т.п. осуществляется выражение и защита прав групп лиц, а также отдельных граждан.
Однако сам термин «гражданского общества» в Конституции Российской Федерации упоминается лишь в ст. 114 в следующем изложении: «Правительство РФ осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики». Далее в законодательстве термин «гражданское общество» не раскрывается.
Под гражданским обществом понимается совокупность негосударственных структур, институтов, обеспечивающих коммуникации в политической, экономической, правовой, семейной, культурной, духовной жизни с целью удовлетворения потребностей человека [6, с.30]. Речь идет о полноценных личностях, которые взаимодействуют между собой и предполагается, что первоочерёдно руководствуются нормами морали, а потом только нормами права. Поэтому, высокоразвитое гражданское общество, прежде всего, представляет собой совокупность высокоорганизованных граждан, которые функционируют в рамках одного государства. Термин «гражданское общество» изначально привязан к понятию государства (гражданин, гражданское рождается во взаимоотношениях между человеком и государством), именно поэтому нужно считать, что гражданское общество существует только в пределах правового демократического государства. Гражданское общество - это часть государства в самом широком его смысле, а также часть системы общественно-политической организации государственной власти.
Гражданское общество является многогранным элементом внутри государства, которое включает в себя множество институтов. Деятельность общественных объединений, некоммерческих организаций регламентируется Гражданским кодексом РФ, федеральными законами. Действительно, гражданское общество, гражданская ответственность, правовая осознанность в России находится на стадии становления, что обуславливается экономическими, социальными, политическими причинами [8, с.54].
Стоит отметить, что сравнивание гражданского общества в России и зарубежных странах представляется весьма дискуссионным в связи с особенностями исторического развития этих государств. Однако тенденция к формированию полноценного гражданского общества очень велика. В этой связи важно отметить меры поддержки институтов гражданского общества со стороны государства. Так, по замыслу законодателя, способствующей укреплению общероссийского гражданского самосознания должна стать Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия). Стратегия направлена на упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации, предполагает достижение целей совместными действиями общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства ее граждан и является основой для решения долгосрочных задач государственного строительства, успешного развития страны в экономической, социально-культурной и внешнеполитической сферах, обеспечения национальной безопасности [3]. Следствием реализации Стратегии должно стать организация проведения этнокультурных, молодежных, образовательных форумов, лагерей и иных мероприятий организуемых государственными органами РФ и субъектами РФ.
Другой стороной поддержки развития гражданского общества со стороны государства является финансирование деятельности общественных организаций на конкурсной основе - грантовая поддержка общественных организаций и граждан РФ. Яркими примерами такой поддержки направленной на развитие гражданского общества является Президентские гранты, направленные на поддержку некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
Говоря об общегосударственных, региональных мерах поддержки институтов гражданского общества, нужно не забывать об успешно функционирующих благотворительных фондах (частных, корпоративных), меценатстве, спонсорстве, филантропии. Каждая малая группа самопомощи также является важным институтом гражданского общества достойным внимания со стороны граждан и государства. В заключении стоит отметить, что гражданское общество начинается не столько с государственной поддержки и финансирования, сколько с реализации гражданских инициатив, которые в настоящее время приобретают все новые качественные свойства.
Итак, глобальные вызовы современности, необходимость обеспечить устойчивое развитие России, а также стремление к разрешению «вечной» проблемы соотношения и оптимального взаимодействия личности, общества и государства в конкретных исторических условиях, отягощенных мировым экономическим и геополитическим кризисом, вызвали к жизни Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (далее – Закон РФ о поправке)[2].
В самом наименовании Закона РФ о поправке заключен механизм его действия, ключевой способ решения поставленных задач, а именно: путем совершенствования организации и функционирования публичной власти. В результате реформы государство на конституционном уровне конкретизирует и закрепляет свои актуальные приоритеты и принципы взаимодействия с обществом, а также определяет ответственных за их реализацию органов государственной власти и обязанности последних.
В современных условиях Россия оказалась перед выбором: следовать ли путем сворачивания социальных программ и редуцирования реального действия конституционно-правового принципа социальности государства или же путем движения к новой модели социального государства, вобравшего в себя как положительный опыт СССР и Российской Федерации, так и положительный зарубежный опыт [5, с.4]? При этом возникла необходимость поиска концептуального решения вопроса о соотношении и формах взаимодействия государства и гражданского общества в новых обстоятельствах.
Такое «расширение социально-ценностной базы Основного закона выступает элементом прогрессивного развития отечественного конституционализма».
Конституционный Суд РФ справедливо установил направленность новой ст. 75.1 Конституции Российской Федерации на «достижение в государственной политике, правовом регулировании и правоприменительной практике оптимального соотношения индивидуальной свободы и общественной солидарности», что возможно только путем эффективного взаимодействия государства и гражданского общества.
Так, подчеркивается, что «гражданское общество есть способ организации экономических, производственных отношений, где личные интересы развиваются до степени коллективных, которые, в свою очередь, воспринимаются через интересы, права и свободы отдельной личности в силу того, что отношение между государством и гражданским обществом есть отношение между публичной властью и индивидуальной свободой»[7, с.338].
Сегодня российское государство уходит от чистого патернализма и актуализирует идею социального партнерства в широком смысле. Именно дуализм идеи социального государства, ответственного за социальное партнерство, позволяет преодолеть риски утраты обществом инициативы и контроля над государством, а также обеспечить в полной мере реализацию партнерских отношений, основанных на согласовании интересов.
В приведенных нормах находит выражение идея государства, реализующего партнерские отношения с обществом. При этом государство принимает на себя ответственность за продвижение самой идеи партнерства, повышение активности и инициативности гражданского общества, его вовлечение в решение государственных задач.
Императивная формулировка п. «е. 1» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, устанавливая обязанность Правительства Российской Федерации обеспечить участие институтов гражданского общества в выработке и проведении государственной политики, косвенно закрепляет обязанности гражданского общества по отношению к государству, поскольку в одностороннем порядке государство не может обеспечить участие институтов гражданского общества в управлении государством. Со своей стороны, гражданское общество должно проявлять инициативу и активно участвовать в партнерстве с государством, т.е. разделить с ним обязанности по выработке и проведению государственной политики.
Конституционная легитимация такой взаимной «правообязанности» государства и общества, с одной стороны, обеспечивает стремление государства к гармонизации отношений с обществом, особенно актуальной в кризисный период, а с другой – составляет гарантию функционирования самих институтов гражданского общества и принципов правового государства.
Таким образом, солидарность и социальное партнерство в широком смысле являются достаточно абстрактными категориями, а их конституционная легитимация предполагает последующую нормативную разработку и внедрение четких механизмов реализации. В противном же случае эти принципы взаимодействия государства и общества так и останутся на бумаге.
Ярким примером участия институтов гражданского общества в выработке и проведении государственной политики можно назвать процесс разработки Правительством РФ единого плана по достижению национальных целей – стратегического документа, который связывает в единое целое и указы Президента РФ, и национальные проекты. В его подготовке участвовали не только органы власти, но и гражданское общество. Единый план прошел обсуждение с представителями Общественной палаты РФ, Общероссийского народного фронта, делового и экспертного сообществ [9].
Как видим, конституционная реформа, во-первых, задала направление развития отношений российского социального государства и гражданского общества в форме партнерства, во-вторых, определила ответственную роль государства в лице Правительства РФ в реализации идеи социального партнерства в широком смысле, в-третьих, опосредованно закрепила участие институтов гражданского общества в выработке и проведении государственной политики в качестве «правообязанности».