АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(248)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(248)
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Административное наказание представляет собой юридически формализованный метод применения административной ответственности и заключается в установлении правоограничений, обусловленных виновным совершением проступка. Посредством административного наказания устанавливаются обременения имущественных и личных неимущественных прав нарушителя, соразмерные общественной опасности деяния [2, с. 227].
Согласно ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ [1] предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы представляют собой основные административные наказания и не могут применяться в дополнение к другим. Остальные виды административных наказаний, т.е. конфискация и административное выдворение, могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний.
Дополнительные административные наказания не назначаются самостоятельно, они могут применяться только наряду с основными, т.е. санкцией за административный проступок может быть основное или основное и дополнительное административные наказания.
Такое административное наказание как предупреждение, представляет собой особую правоохранительную санкцию. В отличие от других видов административных наказаний, вынесение предупреждения не влечет за собой ограничений конституционных прав и свобод нарушителя. Основная его цель - превентивное воздействие на волю нарушителя, препятствующее рецидиву проступка. Предупреждение выносится только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда.
Предупреждение назначается только в отношении первичного правонарушения, это наказание не может быть применено при рецидиве совершения проступка, а также при причинении имущественного ущерба. Применительно к главе 20 КоАП РФ данный вид наказания предусмотрен только в нескольких статьях (например, в ст. ст. 20.4 20.6.1 20.11).
Основным применяемым видом административных наказаний в главе 20 КоАП РФ является административный штраф.
Например, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме 100 тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ.
Например, судьей Красноперекопского районного суда Республики Крым было изменено постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Крым по пожарному надзору о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ юридического лица - Администрации Красноперекопского района, в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до 75 000 рублей. Снижая размер назначенного административного штрафа до указанного размера, судом первой инстанции учтены: характер совершенного административного правонарушения, отсутствие негативных последствий, финансовое положение юридического лица [5].
В 2022 г. на рассмотрение судей Красноперекопского районного суда Республики Крым поступило 15 дел об административных правонарушениях, предусмотренных различными частями ст. 20.2 КоАП РФ. Из общего количества дел рассматриваемой категории в указанном периоде:
- 14 дел рассмотрено по существу с привлечением виновных лиц к административной ответственности, по всем делам назначено наказание в виде административного штрафа, из них по 5 делам административный штраф назначен с применением ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей;
- по 1 делу вынесено определение о возвращении протокола и иных материалов дела должностному лицу, органу, составившему протокол [5].
Статья 3.9 КоАП РФ указывает, что административный арест назначается только в исключительных случаях и за отдельные виды правонарушений. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режимов чрезвычайного положения и контртеррористической операции - до 30 суток (ст. 20.5, ч. 3 ст. 20.27 КоАП РФ).
Административный арест назначается судьей (ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ), может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания. Административный арест - единственное административное наказание, которое ограничивает свободу нарушителя.
Так, например, в 2022 г. Красноперекопским районным судом Республики Крым было рассмотрено 32 дела об административных правонарушениях, по которым назначено административное наказание в виде административного ареста, из них по ст. 20.1 КоАП РФ - 27 дел (мелкое хулиганство) и по ст. 19.3 КоАП РФ - 5 дел (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы) [5].
Так, например, мировым судьей судебного участка № 60 Красноперекопского судебного района было рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении Л. по ст. 20.21 КоАП РФ, который, согласно протоколу об административном правонарушении находился в состоянии алкогольного опьянения, утратил способность передвигаться, имел неопрятный внешний вид, от него исходил резкий запах алкоголя, чем оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность. Вина Л. в совершении правонарушения была подтверждена исследованными в судебном заседании доказательствами. Мировой судья при назначении наказания, принял во внимание характер совершенного правонарушения, данные о личности, имущественное положение Л., наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, которыми явилось признание вины, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также отсутствия обстоятельств, препятствующих аресту. Суд пришел к выводу о необходимости назначения наказания Л. в виде административного ареста, т.к. применение других видов наказания не обеспечило бы реализации задач административной ответственности. Л. назначено наказание в виде административного ареста сроком на 10 (десять) суток [5].
Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей (ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ), может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
Конфискация предмета представляет собой разновидность административных наказаний, ограничивающих имущественные права собственника, в том числе и в тех случаях, когда нарушитель являлся собственником принудительно изымаемой вещи. Применение конфискации влечет за собой прекращение права собственности на отчуждаемый имущественный объект.
Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.
Лишение специального права назначается судьей (ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ). Срок лишения не может быть менее 1 месяца и более 3 лет, по истечении которого правомочия лица должны быть восстановлены (ч. 4 ст. 32.6 КоАП РФ). В этом случае изъятые документы возвращаются. Таким образом, данное административное наказание представляет собой временное приостановление правомочий нарушителя - физического лица.
В главе 20 КоАП РФ указывается такой вид лишения специального права как лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему (ч. 4 ст. 20.8, ч. 2, 3 ст. 20.13 КоАП РФ).
Так, например, за 2022 г. сотрудниками органов внутренних дел Республики Крым из незаконного оборота изъято 127 единиц огнестрельного оружия, 11640 шт. патронов различного калибра [4].
Административное выдворение за пределы РФ иностранного физического лица заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных российским законодательством, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ (ч. 1 ст. 3.10 КоАП РФ).
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Данное административное наказание назначается судьей (ч. 1 ст. 3.11 КоАП). Дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет и может быть применена лишь в качестве основного административного наказания. В главе 20 КоАП РФ содержится 6 составов за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность в виде дисквалификации.
Административное приостановление деятельности относится к административным наказаниям, влекущим релятивные имущественные обременения [3, с. 76]. Данное административное наказание применяется к субъектам предпринимательства, в том числе к публичным коммерческим организациям, а также к государственным некоммерческим учреждениям (например, к образовательным или лечебным учреждениям) только при наличии предпосылок, установленных ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного приостановления деятельности может быть назначено только в том случае, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Обязательные работы заключаются в выполнении нарушителем - физическим лицом в свободное от основной работы, службы или учебы время общественно полезных работ. Назначаются судьями районных судов на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более четырех часов в день.
Такой вид административного наказания как административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ст. 3.14 КоАП РФ) может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания за административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.31 КоАП РФ; применяется лишь к специальному субъекту - гражданину, нарушившему правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований; назначается судьей; заключается во временном запрете гражданину на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Таким образом, виды административных наказаний предусмотрены КоАП РФ. Административное наказание представляет собой юридически формализованный метод применения административной ответственности и заключается в установлении правоограничений, обусловленных виновным совершением проступка. Посредством административного наказания устанавливаются обременения имущественных и личных неимущественных прав нарушителя, соразмерные общественной опасности деяния.