Статья:

ОБРАЗЫ ПОДРОСТКОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖ. Д. СЭЛИНДЖЕРА «НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ» И Н. Г. КЛЕЙНБАУМ «ОБЩЕСТВО МЁРТВЫХ ПОЭТОВ»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(248)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Казакова А.Д. ОБРАЗЫ ПОДРОСТКОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖ. Д. СЭЛИНДЖЕРА «НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ» И Н. Г. КЛЕЙНБАУМ «ОБЩЕСТВО МЁРТВЫХ ПОЭТОВ» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 25(248). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/248/129501 (дата обращения: 28.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБРАЗЫ ПОДРОСТКОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖ. Д. СЭЛИНДЖЕРА «НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ» И Н. Г. КЛЕЙНБАУМ «ОБЩЕСТВО МЁРТВЫХ ПОЭТОВ»

Казакова Анастасия Дмитриевна
студент, АНО ВО Российский новый университет (РосНОУ), РФ, г. Москва
Таирова Ирина Александровна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент АНО ВО Российский новый университет (РосНОУ), РФ, г. Москва

 

Аннотация. Статья посвящена раскрытию образа подростка в американской литературе XX века на основе произведений Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и Н. Г. Клейнбаум «Общество мёртвых поэтов». В процессе анализа произведений выявляются общие черты в описании подростков. Рассматривается влияние общества на молодых героев и их реакция на внешний мир.

 

Ключевые слова: Сэлинджер, Над пропастью во ржи, Клейнбаум, Общество мёртвых поэтов, подростки, образ, свобода, Carpe diem

 

Подростки – не самые частые герои классической литературы. Чаще всего они являются персонажами фэнтезийных («Хроники Нарнии» К. Льюис, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг.) и приключенческих («Приключения Тома Сойера» М. Твен, «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенс) романов, и такую литературу приравнивают к детской. Писать о подростках для взрослых стали в конце XX – начале XXI века. Примерами произведений, рассчитанных на более сознательную аудиторию, являются «Дом, в котором» М. Петросян, «Щегол» Д. Тартт и другие, в том числе «Над пропастью во ржи» Дж. Д. Сэлинджера и «Общество мёртвых поэтов» Н. Г. Клейнбаум.

Джером Дэвид Сэлинджер – первый писатель, которых обратил внимание взрослых на молодое поколение, сделав главным героем своего произведения подростка. Роман «Над пропастью во ржи» вышел в печать в 1951 году, когда все американские взрослые были увлечены развитием техники, а внимание было приковано к холодной войне между США И СССР. Дети были предоставлены сами себе, и на фоне роста подростковой преступности роман Сэлинджера открыл глаза взрослых на внутренний мир подрастающего поколения. «И хотя большинство американцев все же не принимали активного участия в протестных демонстрациях, были и те, кого не устраивал образ жизни, диктуемый оптимистичной Америкой. Такие люди считали окружающее общество пустым и фальшивым, и в Холдене Колфилде они видели собственное отражение» [4, с. 3].

Главный герой – шестнадцатилетний Холден Колфилд – обладает соответствующим тому времени характером: исключённый из школы-интерната бунтарь, который курит и пьёт, дерётся со своим соседом по комнате, а потом и вовсе собирается уехать на Запад, работать на заправочной станции и притворяться глухонемым, но не делает этого, чтобы не расстраивать младшую сестру. Он не ограничен правилами общества, а руководствуется собственными нормами морали и совестью.

Отсутствие взрослых в жизни детей хорошо прослеживается в отрывке: «Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И моё дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак» [3, с. 259].

Рассматривая инициацию героя, стоит отметить, что «схема сегрегации-транзиции-инкорпорации не представлена в чистом виде», то есть «инкорпорация Холдена не воплощена в чистом виде, полной изоляции героя не получается, он проникает домой в ходе транзиции» [5, с. 4]. Для героя-подростка свойственно такое поведение, а именно незавершённость бунта, его безрезультатность.

Итак, в романе «Над пропастью во ржи» мы видим образ подростка бунтующего, в котором присутствуют воля и дух свободы. Он руководствуется своими принципами, смело идет вперёд, иногда наперекор обществу. Холдену характерен «нонконформизм», то есть «категорическое неприятие индивидом общепризнанных устоев и ценностей» [4, с. 2].

Оригиналом «Общества мёртвых поэтов» является сценарий Тома Шульмана, по которому была написана книга журналисткой Нэнси Горовиц-Клейнбаум, а в 1989 году был снят фильм, получивший Оскар и другие престижные награды. История рассказывает о семи мальчишках и их учителе литературы Мистере Киттинге. В престижной академии, где все подчиняются принципам школы: «Традиция», «Честь», «Дисциплина», «Совершенство», – новый учитель с нетрадиционными методами обучения пробуждает у ребят интерес к литературе. Вместе они возрождают «общество мёртвых поэтов», в котором когда-то состоял и сам Киттинг. У каждого свой жизненный путь, но всех объединяет один принцип, предложенный учителем, – «Carpe diem», что в переводе с латинского языка значит «лови мгновение».

Однако такого рода бунт пресекается школьными и родительскими взглядами. Нил Пэрри, горячо любивший театр, был осуждён его собственным отцом, который желал, чтобы его сын посвятил свою жизнь медицине. Мальчик не смог противостоять взрослому, что привело к трагичным последствиям. Мистера Киттинга и его нестандартные подходы к обучению осудил директор, впоследствии учитель потерял должность и был вынужден покинуть школу. Чарли Далтон, узнав о предательстве друга, врезал тому, за что оказался исключён из школы. Каждый из героев боролся, однако взрослый мир оказался сильнее них. Общество не принимало отличавшихся детей, подавляло их, и противостоять ему оказалось непосильной задачей, но в них уже было заложено семя конфронтации с этим стандартизированным миром. Поэтому даже когда ребята проиграли, они были верны принципам, которым научил их Киттинг:

«„О капитан, мой капитан!“ – завопил Андерсон. Тот обернулся, встретившись с ним взором. Теперь Тодд оказался в центре внимания. Задрав одну ногу, он неуклюже взгромоздился на парту и, стараясь не расплакаться, посмотрел Китингу в глаза. … Бросив попытки урезонить детей, Нолан застыл, не веря своим глазам. То, что класс с такой искренностью отдавал дань уважения бывшему педагогу, не укладывалась у него в голове» [1, с. 234].

Таким образом, в произведении «Общество мёртвых поэтов» мы видим подростков с горящими сердцами, которые пытались вырваться из серой обыденности, но взрослое общество жёстко осекло их за попытку быть индивидуальностями. Тем не менее они остались преданы идее быть самими собой и «ловить момент».

Между фильмом «Общество мёртвых поэтов» можно обнаружить интертекстуальную связь с произведением Дж.Д. Селинджера «Над пропастью во ржи», «об этом свидетельствует следующее высказывание: „Великолепный парафраз к 'Над пропастью во ржи' Джерома Д. Селинджера. Такое ощущение, что Холден Колфилд сбежал именно из этой школы, правда ещё до того, как туда пришёл преподаватель Джон Китинг“» [2, с. 99].

События в произведении Сэлинджера происходят в конце 1940-х годов. Характерными чертами в поведении героя-подростка того времени можно назвать свободу, независимость, вольность, а также приходящую осознанность. Холден сам по себе: он самостоятельно принимает решения, выбирает свой жизненный курс, опираясь на собственные нравственные и духовные принципы, при этом делая выводы, которые направляют его на осмысленный путь.

Действия в «Обществе мёртвых поэтов» происходят на десять лет позже, в конце 1950-х годов. За десять лет устои Америки, отражённые в литературе, меняются так, что подростки оказываются загнаны в рамки правил и шаблонов. Однако подростковый бунт остаётся характерным для молодых людей.

Протест подростка в первом случае оборачивается тем, что Холден взрослеет, растёт в своих взглядах и ценностях, приходит к позиции «над пропастью во ржи», то есть хочет защитить детей от двуличного взрослого мира. Во второй книге даже после неудачной попытки противостоять ребята не ломаются под гнетом общества, а остаются верны идее, которая зажгла в них огонь и показала, что каждый из них – отдельная личность со своими особенностями.

Таким образом, для каждого подростка из рассматриваемых произведений свойственно бунтарское поведение, которое идёт вразрез взрослым правилам. Какими бы сложными ни были испытания, ребёнок вступает в борьбу, закаляя характер и укрепляя свои принципы. Каждый герой проходит через процесс формирования личности, взрослеет, пускай и не полностью, а в глазах читателя – растёт, развивается, становится сильной личностью.

 

Список литературы:
1. Клейнбаум Н. Г. Общество мёртвых поэтов [/ пер. с англ. Т. Зборовской]. – М.: Эксмо, 2023. – 240 с.
2. Сургай Ю.В. Интертекстуальные связи кинотекста в межкультурном аспекте // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6. – С. 96–102.
3. Сэлинджер Дж. Д. Над пропастью во ржи [/ перевод с английского Р. Райт-Ковалевой]. – М.: Эксмо, 2021. – 320 с.
4. Федорова Я. И. Феномен нонконформизма в романе Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и его культурно-исторический контекст // Наука без границ. – 2019. – № 2 (30). – С. 61–66.
5. Шалимова Н. С. Роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» как роман-инициация // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 4 (34): в 3-х ч. Ч. III. – C. 202–205.