ОБРАЗЫ ПОДРОСТКОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖ. Д. СЭЛИНДЖЕРА «НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ» И Н. Г. КЛЕЙНБАУМ «ОБЩЕСТВО МЁРТВЫХ ПОЭТОВ»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(248)
Рубрика: Филология
![](https://nauchforum.ru/themes/mix_and_match/images/logo.jpg)
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(248)
ОБРАЗЫ ПОДРОСТКОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖ. Д. СЭЛИНДЖЕРА «НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ» И Н. Г. КЛЕЙНБАУМ «ОБЩЕСТВО МЁРТВЫХ ПОЭТОВ»
Аннотация. Статья посвящена раскрытию образа подростка в американской литературе XX века на основе произведений Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и Н. Г. Клейнбаум «Общество мёртвых поэтов». В процессе анализа произведений выявляются общие черты в описании подростков. Рассматривается влияние общества на молодых героев и их реакция на внешний мир.
Ключевые слова: Сэлинджер, Над пропастью во ржи, Клейнбаум, Общество мёртвых поэтов, подростки, образ, свобода, Carpe diem
Подростки – не самые частые герои классической литературы. Чаще всего они являются персонажами фэнтезийных («Хроники Нарнии» К. Льюис, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг.) и приключенческих («Приключения Тома Сойера» М. Твен, «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенс) романов, и такую литературу приравнивают к детской. Писать о подростках для взрослых стали в конце XX – начале XXI века. Примерами произведений, рассчитанных на более сознательную аудиторию, являются «Дом, в котором» М. Петросян, «Щегол» Д. Тартт и другие, в том числе «Над пропастью во ржи» Дж. Д. Сэлинджера и «Общество мёртвых поэтов» Н. Г. Клейнбаум.
Джером Дэвид Сэлинджер – первый писатель, которых обратил внимание взрослых на молодое поколение, сделав главным героем своего произведения подростка. Роман «Над пропастью во ржи» вышел в печать в 1951 году, когда все американские взрослые были увлечены развитием техники, а внимание было приковано к холодной войне между США И СССР. Дети были предоставлены сами себе, и на фоне роста подростковой преступности роман Сэлинджера открыл глаза взрослых на внутренний мир подрастающего поколения. «И хотя большинство американцев все же не принимали активного участия в протестных демонстрациях, были и те, кого не устраивал образ жизни, диктуемый оптимистичной Америкой. Такие люди считали окружающее общество пустым и фальшивым, и в Холдене Колфилде они видели собственное отражение» [4, с. 3].
Главный герой – шестнадцатилетний Холден Колфилд – обладает соответствующим тому времени характером: исключённый из школы-интерната бунтарь, который курит и пьёт, дерётся со своим соседом по комнате, а потом и вовсе собирается уехать на Запад, работать на заправочной станции и притворяться глухонемым, но не делает этого, чтобы не расстраивать младшую сестру. Он не ограничен правилами общества, а руководствуется собственными нормами морали и совестью.
Отсутствие взрослых в жизни детей хорошо прослеживается в отрывке: «Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И моё дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак» [3, с. 259].
Рассматривая инициацию героя, стоит отметить, что «схема сегрегации-транзиции-инкорпорации не представлена в чистом виде», то есть «инкорпорация Холдена не воплощена в чистом виде, полной изоляции героя не получается, он проникает домой в ходе транзиции» [5, с. 4]. Для героя-подростка свойственно такое поведение, а именно незавершённость бунта, его безрезультатность.
Итак, в романе «Над пропастью во ржи» мы видим образ подростка бунтующего, в котором присутствуют воля и дух свободы. Он руководствуется своими принципами, смело идет вперёд, иногда наперекор обществу. Холдену характерен «нонконформизм», то есть «категорическое неприятие индивидом общепризнанных устоев и ценностей» [4, с. 2].
Оригиналом «Общества мёртвых поэтов» является сценарий Тома Шульмана, по которому была написана книга журналисткой Нэнси Горовиц-Клейнбаум, а в 1989 году был снят фильм, получивший Оскар и другие престижные награды. История рассказывает о семи мальчишках и их учителе литературы Мистере Киттинге. В престижной академии, где все подчиняются принципам школы: «Традиция», «Честь», «Дисциплина», «Совершенство», – новый учитель с нетрадиционными методами обучения пробуждает у ребят интерес к литературе. Вместе они возрождают «общество мёртвых поэтов», в котором когда-то состоял и сам Киттинг. У каждого свой жизненный путь, но всех объединяет один принцип, предложенный учителем, – «Carpe diem», что в переводе с латинского языка значит «лови мгновение».
Однако такого рода бунт пресекается школьными и родительскими взглядами. Нил Пэрри, горячо любивший театр, был осуждён его собственным отцом, который желал, чтобы его сын посвятил свою жизнь медицине. Мальчик не смог противостоять взрослому, что привело к трагичным последствиям. Мистера Киттинга и его нестандартные подходы к обучению осудил директор, впоследствии учитель потерял должность и был вынужден покинуть школу. Чарли Далтон, узнав о предательстве друга, врезал тому, за что оказался исключён из школы. Каждый из героев боролся, однако взрослый мир оказался сильнее них. Общество не принимало отличавшихся детей, подавляло их, и противостоять ему оказалось непосильной задачей, но в них уже было заложено семя конфронтации с этим стандартизированным миром. Поэтому даже когда ребята проиграли, они были верны принципам, которым научил их Киттинг:
«„О капитан, мой капитан!“ – завопил Андерсон. Тот обернулся, встретившись с ним взором. Теперь Тодд оказался в центре внимания. Задрав одну ногу, он неуклюже взгромоздился на парту и, стараясь не расплакаться, посмотрел Китингу в глаза. … Бросив попытки урезонить детей, Нолан застыл, не веря своим глазам. То, что класс с такой искренностью отдавал дань уважения бывшему педагогу, не укладывалась у него в голове» [1, с. 234].
Таким образом, в произведении «Общество мёртвых поэтов» мы видим подростков с горящими сердцами, которые пытались вырваться из серой обыденности, но взрослое общество жёстко осекло их за попытку быть индивидуальностями. Тем не менее они остались преданы идее быть самими собой и «ловить момент».
Между фильмом «Общество мёртвых поэтов» можно обнаружить интертекстуальную связь с произведением Дж.Д. Селинджера «Над пропастью во ржи», «об этом свидетельствует следующее высказывание: „Великолепный парафраз к 'Над пропастью во ржи' Джерома Д. Селинджера. Такое ощущение, что Холден Колфилд сбежал именно из этой школы, правда ещё до того, как туда пришёл преподаватель Джон Китинг“» [2, с. 99].
События в произведении Сэлинджера происходят в конце 1940-х годов. Характерными чертами в поведении героя-подростка того времени можно назвать свободу, независимость, вольность, а также приходящую осознанность. Холден сам по себе: он самостоятельно принимает решения, выбирает свой жизненный курс, опираясь на собственные нравственные и духовные принципы, при этом делая выводы, которые направляют его на осмысленный путь.
Действия в «Обществе мёртвых поэтов» происходят на десять лет позже, в конце 1950-х годов. За десять лет устои Америки, отражённые в литературе, меняются так, что подростки оказываются загнаны в рамки правил и шаблонов. Однако подростковый бунт остаётся характерным для молодых людей.
Протест подростка в первом случае оборачивается тем, что Холден взрослеет, растёт в своих взглядах и ценностях, приходит к позиции «над пропастью во ржи», то есть хочет защитить детей от двуличного взрослого мира. Во второй книге даже после неудачной попытки противостоять ребята не ломаются под гнетом общества, а остаются верны идее, которая зажгла в них огонь и показала, что каждый из них – отдельная личность со своими особенностями.
Таким образом, для каждого подростка из рассматриваемых произведений свойственно бунтарское поведение, которое идёт вразрез взрослым правилам. Какими бы сложными ни были испытания, ребёнок вступает в борьбу, закаляя характер и укрепляя свои принципы. Каждый герой проходит через процесс формирования личности, взрослеет, пускай и не полностью, а в глазах читателя – растёт, развивается, становится сильной личностью.
![](/sites/default/files/publ_rinc.png)