Статья:

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(249)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Клюева А.А. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 26(249). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/249/129904 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Клюева Анастасия Александровна
студент, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва

 

Политические партии играют важную роль в жизни любого государства. Они представляют интересы различных групп населения и являются ключевым инструментом в формировании политической системы. Китай, как одна из крупнейших экономик мира, имеет свою систему политических партий, которые играют важную роль в управлении страной. В данной статье мы рассмотрим правовой статус политических партий Китая.

Китай имеет единую партийную систему, которая была создана под эгидой Коммунистической партией Китая (КПК) в 1949 году. Как отмечается всеми исследователями данного вопроса, наибольшее влияние имеет Коммунистическая партия Китая (КПК), которая возглавляет страну уже более 70 лет. Коммунистическая партия Китая проводит ряд реформ, направленных на укрепление экономики и общества, и продолжает играть ключевую роль в экономическом, социальном и политическом развитии страны. Однако, помимо КПК, в Китае существует ряд других политических партий и общественных организаций, которые также имеют свое влияние на политическую жизнь страны.

Помимо КПК в Китае существует восемь официальных политических партий: Революционный комитет Гоминьдана Китая    ; Демократическая лига Китая; Ассоциация демократического национального строительства Китая; Ассоциация содействия развитию демократии Китая ; Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая; Партия Чжигундан Китая; Общество «Цзюсань»; Лига демократической автономии Тайваня.

В своей деятельности политические партии руководствуются Конституцией государства, а также внутренними Уставами.

Согласно Конституции КНР: «Вся власть в Китайской Народной Республике принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных уровней. Народ в соответствии с положениями закона различными путями и в различных формах управляет государственными, хозяйственными, культурными и общественными делами» [1].

Хотя ВСНП выглядит как главный орган государственной власти в Китае, на самом деле основное управление страной осуществляется Постоянным комитетом Политбюро Центрального комитета КПК. Поскольку большинство государственных должностных лиц являются членами КПК, партия играет важную роль в управлении и оказывает огромное влияние на деятельность правительства на всех уровнях. Как результат, политика Коммунистической партии может сильно влиять на принятие законов и решений правительства, что ставит под вопрос прозрачность и честность принятых решений.

Революционный комитет Гоминьдана Китая занимается второе место после КПК и занимает 30% мест в Народном политическом консультативном совещании. Данный политический институт активно занимается управлением политических школ, всячески поддерживает политику Коммунистической партии Китая, и кроме этого выступает за объединение территорий и всяческое сплочение китайского населения.

Демократическая лига Китая (ДЛК) – еще одна второстепенная партия КНР, которая внесла свой вклад при борьбе за независимость Китая и боролась за демократические принципы и права человека [2, с. 323].

В настоящее время в Уставе ДЛГ закреплена необходимость проводить политику по поддержанию социализма и обеспечению стабильности в обществе; построение и совершенствование рыночной экономики [5]. В действительности партия реализует проекты, направленные на устранение нищеты, повышение уровня образования и культуры в государстве; выступает за развитие интеллектуальных ресурсов.

Ассоциация демократического национального строительства Китая, Китайская ассоциация содействия демократии, Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая, Партия Чжигундан Китаянка, Обществовед «Цзюсань» - политические партии, которые занимаются социально-экономическими, культурными, образовательными вопросами. Как такого влияния на политический курс они не оказывают, поддерживая КПК. Однако, их деятельность привела к значительным улучшениям жизни людей, высоким темпам экономического роста и т.п. Грамотное распределение задач между политическими институтами позволило китайскому народу добиться определенного уровня в каждой сфере (образования, здравоохранения, культуры, технологий и т.д.).

Важным инструментом деятельности является многопартийное сотрудничество в Китае – это процесс сотрудничества между Коммунистической партией Китая и другими политическими партиями и организациями страны. Этот процесс был начат еще в 1920-х годах и продолжается до сегодняшнего дня.

Многопартийное сотрудничество в Китае имеет свои особенности. В отличие от западных стран, где существует множество политических партий, каждая из которых имеет свою программу и цели, в Китае все партии работают в рамках единой идеологии – коммунизма. Это означает, что все партии сотрудничают для достижения общих целей, таких как экономическое развитие и укрепление национальной безопасности [4, с. 93].

В рамках многопартийного сотрудничества Коммунистическая партия Китая предоставляет другим партиям возможность участвовать в принятии решений на государственном уровне [6, с. 225]. Например, национальный конгресс Китая, который является высшим законодательным органом страны, включает представителей всех зарегистрированных партий.

В Китае существует несколько форм многопартийного сотрудничества, включая:

1. Участие в национальном конгрессе Китая: Все зарегистрированные политические партии имеют право выдвигать своих представителей для участия в национальном конгрессе Китая, который является высшим законодательным органом страны.

2. Совместные действия в рамках национальных программ: Все партии работают вместе для достижения общих целей, таких как экономическое развитие и укрепление национальной безопасности.

3. Обмен опытом и знаниями: Политические партии обмениваются опытом и знаниями друг с другом для улучшения своей работы и достижения общих целей [3, 121-122].

4. Сотрудничество в рамках региональных и международных организаций: Политические партии сотрудничают в рамках региональных и международных организаций для решения общих проблем и достижения общих целей.

Таким образом, проведенный выше анализ позволил сформировать вывод о наличии в Китае своей собственной уникальной политической структуре, которая не имеет аналогов в мире. Флагманом всей политической, и в большинстве своем, общественной жизни выступает Коммунистическая партия Китая, которая плотно закрепилась на всех государственных позициях. Все существующие партии, официально признанные законными, в своих уставных документах прямо закрепляет полное подчинение и поддержку КПК. Да, в большинстве случаев, каждая партия добавляет свои уникальные элементы в программы, но они не влияют на важнейшие политические вопросы.

Все существующие политические организации могут предлагать свой политический курс и свое видение развития государства, но без положительного удовлетворения таких идей Компартией, реализация каких-либо концепций осуществлена не будет.

Большинство партий в действительности стали институтами, занимающимися социальными вопросами в обществе, что является весьма немаловажным. Они способствуют улучшению качества жизни людей, что и показывает их роль в системе Китайских организаций.

 

Список литературы:
1. Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://chinalaw.center/constitutional_law/china_constitution_ revised_2018_russian/ (дата обращения: 10.07.2023)
2. Семенов А. А. Роль малых демократических партий в политической системе КНР // Общество и государство в Китае. – 2018. – № 1. – С. 321-331. 
3. Сюй С. Исследование китайской системы многопартийного сотрудничества и межпартийного контроля // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы : тезисы докл. XXII Международной научной конференции. (Москва, 12–13 окт. 2016 г.)  – Москва, 2016. – С. 121-123. 
4. Улюмджиева Д. Д. Современные политические партии и общественные организации Китая // Аспирант. – 2018. – № 2(39). – С. 92-94. 
5. Цаньчжэн дан дэ лилунь цзячжи хэ шицзянь ии: Официальный сайт Демократической лиги Китая [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dem-league.org.cn/llxc/1172/32459.aspx (дата обращения: 10.07.2023)
6. Чжан Л. Многопартийное сотрудничество как основа стабильного развития Китая // Russian Economic Bulletin. – 2020. – № 1. – С. 223-228.