ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(250)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(250)
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE COMPANY’S FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY’S
Lilia Slavinskaya
Master's student of Private educational institution of higher education Institute of Public Administration, Russia, Moscow
Аннотация. В данной научной статье исследуется тема оценки эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия, анализируются различные аспекты международной торговли и внешнеэкономической активности, обсуждаются ключевые факторы, которые организации должны учитывать при ведении внешнеэкономической деятельности, включая законодательные нормы, рыночные условия, культурные различия, финансовые риски, логистику и безопасность торговли.
Abstract. This scientific article examines the topic of assessing the effectiveness of an enterprise's foreign economic activity, analyzes various aspects of international trade and foreign economic activity, discusses key factors that organizations should take into account when conducting foreign economic activity, including legislative norms, market conditions, cultural differences, financial risks, logistics and trade security.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, эффективность, международная торговля, оценка эффективности, внешнеторговый эффект.
Keywords: foreign economic activity, efficiency, international trade, efficiency assessment, foreign trade effect.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия играет важную роль в его развитии, расширении рынков сбыта, увеличении прибыли и укреплении конкурентных позиций. Поэтому оценка ее эффективности необходима для формирования стратегии и тактики международных операций, определения направлений их оптимизации. Данная статья посвящена именно этому вопросу.
Многообразие вариантов внешнеэкономической активности порождает обширный спектр направлений, в которых можно добиться разнообразных видов выгод.[2]
Эффект внешней торговли учитывает различия между государствами в отношении:
- условий производства товаров, которые выражаются в различном уровне затрат;
- структуры цен, которые приводят к приближению цены продукта к среднему мировому уровню.
Научно-технологический эффект проявляется через совместные научно-исследовательские проекты, обмен знаниями, улучшение квалификации специалистов, что может стимулировать появление новых российских инноваций. [1]
Эффект специализации и кооперации появляется из-за более благоприятного соотношения затрат на производство у потенциального иностранного партнера и собственных затрат.
Эффект ускорения времени при импорте проявляется через более быструю доставку оборудования, технологий и потребительских товаров, что позволяет ускорить запуск производственных и социальных объектов. При экспорте ранний вход на внешний рынок помогает улучшить конкурентоспособность и повысить спрос на продукцию.
Эффект преодоления недостатка ресурсов проявляется через использование иностранных ресурсов (материальных, трудовых, инвестиционных, научно-технических), что способствует увеличению производства, улучшению качества и объема услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
При оценке эффективности внешнеэкономической деятельности можно использовать расчетные показатели любой экспортно-импортной операции: [3]
- товарный курс операции;
- показатель валютной эффективности (коэффициент валютной эффективности);
- экономический эффект от операции.
Организация, участвующая в внешнеэкономической деятельности, должна учитывать целый ряд факторов для успешного ведения бизнеса на международной арене. Вот некоторые из них: [4]
- Международное законодательство. Организации должны понимать и соблюдать международные нормы и правила, регулирующие международную торговлю, включая правила Всемирной торговой организации (ВТО), таможенные законы, нормы и стандарты качества товаров и услуг.
- Национальное законодательство. Компании должны также соблюдать законы и регулятивные акты страны, в которой они осуществляют свою деятельность. Это включает в себя законы о корпоративном управлении, налоговые законы, законы о труде и пр.
- Международные рынки. Организации должны исследовать и понимать международные рынки, на которых они планируют работать. Это включает в себя изучение конкурентоспособности, предпочтений потребителей, экономических условий и т.д.
- Культурные различия. Культурные особенности страны, с которой ведется дело, могут оказать большое влияние на успешность бизнеса. Понимание этих различий помогает избежать межкультурных конфликтов и недоразумений.
- Финансовые риски. Участники ВЭД должны учитывать валютные и кредитные риски, риски изменения ставок налога и таможенных пошлин, инфляционные риски и другие финансовые риски.
- Логистика и транспортировка. Планирование и управление цепочкой поставок также важно для успешной внешнеэкономической деятельности, включая выбор надежных логистических партнеров и методов перевозки.
- Безопасность торговли. Участники ВЭД должны учитывать вопросы безопасности при ведении бизнеса за границей, включая защиту интеллектуальной собственности, защиту от кибератак и коррупции.
- Стратегическое планирование. Наконец, организации должны разрабатывать и реализовывать стратегии для внешнеэкономической деятельности, учитывая все вышеупомянутые факторы.
Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности является неотъемлемой частью стратегического управления предприятием. Она позволяет своевременно выявлять проблемы и риски, а также определять перспективные направления развития международной деятельности предприятия. При этом следует учитывать, что эффективность внешнеэкономической деятельности оценивается не только по финансовым показателям, но и по качеству организации этой деятельности, уровню удовлетворенности партнеров и клиентов, а также возможности адаптации предприятия к изменениям внешней среды.