Статья:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(252)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шестакова О.А. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 29(252). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/252/130590 (дата обращения: 20.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Шестакова Олеся Андреевна
студент, Московский Государственный Институт Культуры, РФ, г. Москва

 

На сегодняшний день прослеживается тревожная тенденция к росту числа детей, анамнез которых свидетельствует о наличии диагноза задержки психического и речевого развития. Для детей с ЗПР (задержка речевого и психического развития) характерно:

  • отсутствие выраженных отклонений в развитии,
  • отсутствие выраженных первичных признаков в работе анализаторных систем,
  • отставание в речевом и психическом развитии от нормы, характерной для того или иного возрастного периода.

Для ЗПРР характерно качественное и количественное недоразвитие словарного запаса; экспрессивная сторона речи (эмоциональная окраска, передаваемая с помощью речевых и неречевых средств) сформирована недостаточно. Зачастую, структура онтогенеза таких детей отягощена нарушением моторного и психомоторного развития.

Так как в первый год жизни ребенка его нервная система отличается незрелостью (в этот период чаще наблюдаются специфические особенности созревания двигательных и психоречевых функций), то уже в раннем детстве можно говорить об общей задержке психомоторного развития с большей выраженностью отставания психоэмоциональной или психоречевой сферы [1].

Как отмечает М.Ш. Вроно, клинические признаки задержки психического развития выглядят следующим образом:

  • отставание развития и совершенствования базовых психофизических функций (речь, моторика, социальное поведение),
  • дисбаланс развития отдельных психических функций,
  • эмоциональная незрелость,
  • обратимость нарушений.

Говоря о результативности лечения ЗПРР, необходимо отметить, что применение комплексного подхода, структуру которого составляют коррекционная работа логопеда дефектолога совместно с врачом-неврологом, массаж и медикаментозная терапия и т.д., является обязательным.

Акцентируя внимание на комплексном подходе при лечении ЗПРР, важно упомянуть о необходимости совместной работы и нацеленности на общий результат логопеда, воспитателя и музыкального работника коррекционного детского сада или группы. Преодоление речевых нарушений базируется на многогранной работе над коррекцией речи, связанных с ней неречевыми процессами и развитием личности ребенка в целом.  Данное обстоятельство предопределяет важность исключения процесса прямого дублирования занятий учителя-логопеда воспитателем и музыкальным работником.

В рамках музыкального занятия разучивается песенный и танцевальный репертуар, в то время как речевые упражнения и игры с одновременным исполнением действия в отсутствии музыкального сопровождения используются на индивидуальных логопедических занятиях (закрепление знаний происходит в свободное время под руководством воспитателя) [5].

По мнению А.П. Зарина, Е.А. Ложко, особую ценность представляют различные музыкальные игры и упражнения, направленные на развитие двигательной координации, мимики, ритмики детей с ЗПРР, так как они способствуют выработке умений у детей способности передавать музыкальные образы в движении: в процессе слушания и восприятия музыкального произведения ребенок «трансформирует» свои движения в такт музыки. Правильно подобранные музыкальные произведения (ритм, тембр, характер музыки) способствует формированию радостного настроения у ребенка [2].

Развитие речи происходит на протяжении всех этапов урока музыки и внеурочной деятельности: во время распевания и пения (при разучивании текстов), во время устного анализ слушания при помощи педагога. Музыкальная деятельность способствует раскрепощению ребёнка, что благоприятно влияет на его психоэмоциональное состояние. Дети учатся искренне выражать те эмоции, которые вызвало то или иное музыкальное произведение.

Что касается музыкального воспитания в коррекционных группах детского сада, то оно реализовывается на базе учета симптомов, характерных признаков детей с ЗПРР и решает такие важные коррекционные задачи в таких направлениях, как:

  • психологическое оздоровление (формирование уверенности в себе, самореализация в выбранном музыкальном направление, развитие воли, стойкости и т.д.);
  • психическое оздоровление (оптимизация функционирования психических процессов, представленных вниманием, мышлением, восприятием, памятью, слуховым вниманием и восприятием);
  • оздоровление опорно-двигательного аппарата (работа над равновесием, укреплением мышечного корсета, снятием чрезмерного мышечного напряжения, координацией, ловкостью, выносливостью, силой, формирование навыков правильного дыхания и осанки).

В процессе коррекционной работы подбор приемов осуществляется на основе:

  • психофизиологических особенностей детей;
  • специфических особенностей, присущих дошкольному возрасту;
  • индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • особенностей процессов чувственного восприятия, абстрактного мышления и эмпирического опыта как составляющих процесса познания.

Совокупность всех вышеперечисленных обстоятельств позволяет выделить наиболее распространенные методы, используемые в коррекционной работе: наглядные, практические и словесные методы.

Наглядные методы включают в себя приемы наглядно-слухового, наглядно-зрительного и тактильно-мышечного характера.

Основные наглядно-слуховые приемы:

  • исполнение музыкального произведения педагогом на том или ином музыкальном инструменте;
  • пение музыкального руководителя;
  • пение детей;
  • слуховое восприятие музыкального произведения (аудиозапись);
  • использование словесного, певческого, инструментального фольклора.

Из наглядно-зрительных приемов целесообразно использовать следующие:

  • педагогический показ различных приемов в музыкальной деятельности (простейшие жесты дирижирования, игра на музыкальных инструментах и т.д.);
  • сравнительный показ (педагогический показ правильного и неправильного выполнения движения с последующей рефлексией детей: дети хлопками сопровождают правильное исполнение);
  • показ приема ребенком, хорошо усвоившего прием.

К словесным методам относятся:

  • рассказ;
  • беседа;
  • объяснение;
  • дискуссия.

Но все эти методы имеют специфику при работе с детьми с ЗПРР и зачастую сочетаются с наглядными и практическими методами. Недостаточная сформированность основных мыслительных операций у детей с ЗПРР определяет необходимость дозированного сообщения нового материала с большей детализацией.

Практический метод или метод упражнений включает в себя:

  • дыхательную гимнастику и игровые упражнения, решающие проблему правильного речевого выдоха;
  • пальчиковый массаж и игры;
  • дидактические игры, направленные на развитие пассивного словаря;
  • артикуляционные упражнения для развития дикции и укрепления речевого аппарата;
  • музыкальные игры, направленные на развитие слухового внимания и восприятия.

Так как превалирующим видом деятельности дошкольников является игра, целесообразно включать игровые приемы, комбинируя их с различным дидактическим материалом: иллюстрации, мультимедийные презентации, видеофильмы, игрушки и т.д.

На сегодняшний день, проблема лечения детей с ЗПРР остаётся полностью нерешенной, и многие дети нуждаются в помощи специалистов. Но при организации комплекса, состоящего из регулярного посещения специалистов и соблюдении рекомендаций, коррекционно-педагогической и музыкально-творческой работы, в результате к концу обучении у детей прослеживается положительная динамика речевого развития, а у некоторых детей речь приближается к возрастной норме.

Таким образом, музыкальное воспитание и обучение представляет собой обязательный процесс в коррекционном образовательном учреждение, так как многогранное влияние музыки на личность ребенка: музыкальные произведения формируют эстетический взгляд на мир, создают правильные представления о прекрасном; музыка способствует нормализации многих психических процессов, а также преодолению многих невротических расстройств, которые могут быть характерны для учащихся специальных образовательных учреждений [4].

 

Список литературы:
1. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М.: Просвещение, 1972.
2. Зарин А.П, Ложко Е.А., Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в специальном детском саду для детей с понижением интеллекта. СПб., 1994.
3. Николаева О.А. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.su/sG6Dj (дата обращения: 31.08.23)
4. Федорова Ю.В. Роль музыкального развития для детей с задержкой психического развития (ЗПР) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.su/FUMeBg5 (дата обращения: 02.09.23)
5. Яковлева Т. Музыкально-логопедические занятия, как средство преодоления задержки речевого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://logopedprofiportal.ru/blog/566150 (дата обращения: 02.09.23)