Статья:

Педагогические условия развития коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Феофанова П.Е. Педагогические условия развития коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 3(139). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/139/86068 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Педагогические условия развития коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Феофанова Полина Евгеньевна
магистрант, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, РФ, г. Ярославль
Вачеян Лариса Александровна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, РФ, г. Ярославль

 

В настоящее время возникает стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе с нормально развивающимися сверстниками. Развитию этого вопроса способствует современная система образования, расширяющая права детей и их родителей, декларирующая гарантии равного доступа к образованию для всех категорий детей. Таким образом, одной из задач работы системы дошкольного образования, является обеспечение условий для воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

Следует выделить из детей с особыми образовательными потребностями такую категорию детей, как дети с задержкой психического развития, так как она может рассматриваться как полиморфный тип психического недоразвития, для которого характерно отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально – волевой сферы.

Инклюзивное образование предполагает собой обеспечение возможности успешной социальной адаптации, поэтому невозможно не выделить коммуникативную сферу, которая играет важную роль в социальном развитии личности.

Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития. Нарушения речи преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Нарушения при задержке психического развития носят полиморфный характер, они отличаются сложностью психологической структуры [3]. В то время как нормально развивающийся дошкольник усваивает новые знания в общении со взрослым, проявляя познавательную активность и любознательность, его сверстника с задержкой психического развития отличает некое равнодушие, не направленность к самому коммуникативному акту. У таких детей существенно снижена потребность в общении, беден словарный запас, они затрудняются составлять сложные предложения, их речь отличается фрагментарностью и бессвязанностью [5]. Эти особенности дошкольников с задержкой психического развития затрудняют их вхождение в социальную среду.

Развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития является одной из наиболее актуальных проблем для развития личности обучающихся в условиях инклюзивного образования, так как это помогает облегчить процесс социальной адаптации.

Развитие коммуникативных навыков в условиях инклюзивного образования у дошкольников с задержкой психического развития будет эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

  1. Создание речевой среды, пробуждающей ребенка к речевой активности как важнейшего условия дальнейшего овладения речью, интереса к предметному миру, человеку, развитие предметных и предметно-игровых действий, способности участвовать в коллективной деятельности, понимания соотносящих и указательных жестов.

Стимулирование речевой активности детей проходила через взаимодействие со всеми специалистами ДОУ: на физкультурных занятиях, музыкальных занятиях, а также активное включение родителей дошкольников в процесс речевого развития.

  1. Освоение дошкольником средств общения (вербальных и невербальных) для удовлетворения возникающей коммуникативной потребности. На всех занятиях поддерживается и поощряется речевая активность детей. При этом идёт большая работа по развитию восприятия выразительных движений и естественных жестов. Особое внимание уделяется мимике, развитию понимания эмоциональных состояний человека.

В нашей программе это было реализовано различными способами. Для этого использовался метод демонстрации различных эмоциональных состояний человека. Дидактические игры и упражнения: «Назови, какая?», «Выбери правильно», «Разные люди-разные лица». Также использовался наглядный материал, беседы по теме эмоции, чувства и другие.

  1. Обучение детей взаимодействию. Организация деятельности детей таким образом, чтобы в ее процессе возникала необходимость выполнять действия согласованно для достижения общего результата. Обеспечение позитивного опыта деятельности, для мотивации взаимодействия и сотрудничества с другими людьми.

На занятиях происходило знакомство с новыми способами взаимодействия, а также закрепление пройденного материала и применение полученных знаний в ролевых играх. Дидактические игры и упражнения: «Закончи предложения», «Человек и тень», «Подарок».

  1. Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о речевом этикете. Происходит постоянно, в любых организационных формах, будь то занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях.

При обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, важно учитывать особенности детей с ЗПР, особенно в развитии коммуникативных навыков.

 

Список литературы: 
1. Борисова, И. В. Реализация процесса сопровождения детей с задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения / И. В. Борисова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 769-772. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22700/ (дата обращения: 22.11.2020).
2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. —— М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.
3. Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солн¬цева Л. И.и др.Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солн¬цева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр.— М.:Издательский центр «Академия», 2005.— 464 с.
4. Платохина Н. А., Абашина Н. Н. Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 10 (октябрь). - С. 167-178. 
5. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя.—— Мн.: Нар. асвета, 1989.— 64 с.
6. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. —— Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
7. Федеральный закон № 273   ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»