Педагогические условия развития коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)
Педагогические условия развития коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования
В настоящее время возникает стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе с нормально развивающимися сверстниками. Развитию этого вопроса способствует современная система образования, расширяющая права детей и их родителей, декларирующая гарантии равного доступа к образованию для всех категорий детей. Таким образом, одной из задач работы системы дошкольного образования, является обеспечение условий для воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.
Следует выделить из детей с особыми образовательными потребностями такую категорию детей, как дети с задержкой психического развития, так как она может рассматриваться как полиморфный тип психического недоразвития, для которого характерно отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально – волевой сферы.
Инклюзивное образование предполагает собой обеспечение возможности успешной социальной адаптации, поэтому невозможно не выделить коммуникативную сферу, которая играет важную роль в социальном развитии личности.
Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития. Нарушения речи преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Нарушения при задержке психического развития носят полиморфный характер, они отличаются сложностью психологической структуры [3]. В то время как нормально развивающийся дошкольник усваивает новые знания в общении со взрослым, проявляя познавательную активность и любознательность, его сверстника с задержкой психического развития отличает некое равнодушие, не направленность к самому коммуникативному акту. У таких детей существенно снижена потребность в общении, беден словарный запас, они затрудняются составлять сложные предложения, их речь отличается фрагментарностью и бессвязанностью [5]. Эти особенности дошкольников с задержкой психического развития затрудняют их вхождение в социальную среду.
Развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития является одной из наиболее актуальных проблем для развития личности обучающихся в условиях инклюзивного образования, так как это помогает облегчить процесс социальной адаптации.
Развитие коммуникативных навыков в условиях инклюзивного образования у дошкольников с задержкой психического развития будет эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
- Создание речевой среды, пробуждающей ребенка к речевой активности как важнейшего условия дальнейшего овладения речью, интереса к предметному миру, человеку, развитие предметных и предметно-игровых действий, способности участвовать в коллективной деятельности, понимания соотносящих и указательных жестов.
Стимулирование речевой активности детей проходила через взаимодействие со всеми специалистами ДОУ: на физкультурных занятиях, музыкальных занятиях, а также активное включение родителей дошкольников в процесс речевого развития.
- Освоение дошкольником средств общения (вербальных и невербальных) для удовлетворения возникающей коммуникативной потребности. На всех занятиях поддерживается и поощряется речевая активность детей. При этом идёт большая работа по развитию восприятия выразительных движений и естественных жестов. Особое внимание уделяется мимике, развитию понимания эмоциональных состояний человека.
В нашей программе это было реализовано различными способами. Для этого использовался метод демонстрации различных эмоциональных состояний человека. Дидактические игры и упражнения: «Назови, какая?», «Выбери правильно», «Разные люди-разные лица». Также использовался наглядный материал, беседы по теме эмоции, чувства и другие.
- Обучение детей взаимодействию. Организация деятельности детей таким образом, чтобы в ее процессе возникала необходимость выполнять действия согласованно для достижения общего результата. Обеспечение позитивного опыта деятельности, для мотивации взаимодействия и сотрудничества с другими людьми.
На занятиях происходило знакомство с новыми способами взаимодействия, а также закрепление пройденного материала и применение полученных знаний в ролевых играх. Дидактические игры и упражнения: «Закончи предложения», «Человек и тень», «Подарок».
- Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о речевом этикете. Происходит постоянно, в любых организационных формах, будь то занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях.
При обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, важно учитывать особенности детей с ЗПР, особенно в развитии коммуникативных навыков.