Статья:

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАКТОРОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(254)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Устин А.Е. ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАКТОРОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 31(254). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/254/130846 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАКТОРОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Устин Александр Евгеньевич
магистрант Университет Управления «ТИСБИ», РФ, г. Казань
Еникеева Суфия Загитовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Университет Управления «ТИСБИ», РФ, г. Казань

 

Аннотация. Изучая проблему взаимосвязи семейного воспитания и склонности подростка к суициду, ученые доказали, что развитие поведенческих, личностных и эмоциональных нарушений у ребенка часто является следствием пагубного влияния среды в виде семейной дисгармонии и неправильного воспитания. Однако в психологических исследованиях связь суицидальной активности подростка с факторами семейного воспитания раскрыта недостаточно.

Abstract. Studying the problem of the relationship between family upbringing and a teenager’s tendency to commit suicide, scientists have proven that the development of behavioral, personality and emotional disorders in a child is often a consequence of the harmful influence of the environment in the form of family disharmony and improper upbringing. However, in psychological studies, the connection between a teenager’s suicidal activity and family upbringing factors has not been sufficiently revealed.

 

Ключевые слова: Суицид, суицидальное поведение, семья, семейное воспитание, личность, воспитание.

Keywords: Suicide, suicidal behavior, family, family education, personality, education.

 

Суицид представляет собой явление, которое с каждым годом увеличивается, и самое страшное это увеличение феномена детского и подросткового суицида. Для подросткового возраста характерен гормональный шторм, с которым еще не созревшая личность не может справиться. Происходят внешние и внутренние изменения, повышается негативное отношение к себе, непринятие себя и окружающих. В совокупности изменений более 35 % подростков оказываются в зоне риска [1, С. 87].

Сегодня общество и ситуация в мире нестабильны, технический прогресс и доступность информации повышают требования к взрослеющему человеку [2, С. 31].

Во-вторых, изменения в макроструктуре общества приводят к изменениям в семье, к ее деформации. Семья является источником первого опыта социализации и, отрабатывая его, формирует устойчивые модули поведения. В связи с этим в настоящее время повышенное внимание уделяется семье как наиболее приоритетному институту воспитания. Многочисленные исследования доказывают, что основные базовые структуры личности и установки закладываются в детстве. Семья является основной средой развития и функционирования растущего человека [3, С. 88]. Российские и зарубежные ученые, такие как З. Фрейд, К. Хортни, Э. Дюргейм, Я.А. Варга, Н.А. Сирота, и другие утверждают, что обстановка в семье, отношения между ее членами влияют на развитие личности в целом, на формирование как ее созидательных, так и деструктивных качеств. В исследовании неблагополучных семей Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис пришли к выводу, что основные схемы эмоционально-поведенческого реагирования закрепляются и передаются из поколения в поколение. А.Г.Абраумова, изучая суицид, отмечала закономерность, согласно которой суицидальное поведение не наследуется генетически, а передается из поколения в поколение психопатологическая и социально-психологическая основа возникновения условий дезадаптации личности к социальной среде [4, С. 48]. 

Таким образом, доказана связь между семейным воспитанием и склонностью подростка к суициду. Поведенческие и личностные расстройства у ребенка развиваются при неправильном воспитании и дисгармонии в семье.

При исследовании детско-родительских отношений были получены следующие результаты:

1 группа. 1. Отцы в процессе воспитания проявляют больше позитивного интереса, принятия дочери, чем матери. Причем принятие девочки отцом, по ее мнению, свидетельствует о дружественных отношениях, уважении, внимании, а принятие девочки матерью — воспринимается как прислуживание.

2. Большую строгость и жесткость, директивность в воспитании подростка-девочки, по мнению дочерей, проявляют матери. Причем директивность матери есть жесткий контроль, без какого-либо учета мнения подростка, как стремление матери к безусловной власти, а директивность отца воспринимается дочерью более лояльно, как образ твердой руки, которая учит ее подчиняться нормам определенного общества.

3. Большую автономность по отношению к дочерям демонстрируют отцы. При этом автономность отца проявляется в том, что они отгораживаются от семьи, становятся недоступными лидерами, игнорируют потребности других членов семьи.

4. Одинаково непоследовательны, по мнению дочерей-подростков, в их воспитании и отцы, и матери. Различие лишь в таких тенденциях, как самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчиненностью и недоверием — у матерей.

2 группа. 1. Матери в процессе воспитания проявляют больше позитивного интереса, принятия сына, чем отцы. Причем принятие подростка-мальчика отцом означает, по мнению ребенка, дружественные отношения, без применения силы, основанные на авторитете родителя, а принятие матерью значит для сыновей дружеское отношение без опеки.

2. Директивность в воспитании, по мнению подростка-сына, гораздо чаще применяет отец, чем мать. Причем директивность отца для подростка, это проявление власти над сыном путем управления и коррекции поведения ребенка, без излишней деспотичности, а директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней и шантажа.

3. Большую враждебность по отношению мальчика-подростка применяют отцы, чем матери. Враждебность отца, по мнению подростка-сына, это принижение отцом достоинств сына, вечное недовольство им, ориентировка отца на мнение окружающих. Враждебность же матери мальчики-подростки видят в ее агрессивности, в ориентации матери исключительно на себя, в соперничестве с ним.

4. Большую автономность в воспитании сына проявляет отец, чем мать. Автономность отца воспринимается сыном как формальное отношение к воспитанию, а автономность матери — как диктат, упоение властью над ним.

5. Непоследовательность в воспитании сына проявляют практически одинаково оба родителя.

На основании проведенного исследования с применением методов математической статистики были получены следующие результаты:

1. Подросток, чувствуя уверенность в своей уникальности, часто выбирает суицид, как уникальный выход из сложной ситуации.

2. Использование отцом физической силы в воспитании подростка приводит к замкнутости ребенка, он перестает проявлять свои чувства, у него отсутствует желание высказываться о своих проблемах и просить помощи у окружающих.

3. Если родители стараются не применять к подростку наказание или же наказание используется в крайних ситуациях, тогда подросток не использует или использует меньше шантаж в своем поведении.

4. При резкой смене методов и стиля воспитания у подростка формируется демонстративность, стремления обратить внимание окружающих на свои несчастья, добиться сочувствия и понимания.

5. Непоследовательная и неустойчивая тактика воспитания со стороны матери может способствовать формированию у подростка высокой аффективности, доминирования эмоций над интеллектуальным контролем при оценке ситуации, готовности реагировать на травмирующую ситуацию непосредственно, эмоционально.

6. При проявлении полного невнимания со стороны матери в совокупности с завышенными требованиями обоих родителей они могут вызывать у подростка восприятие себя и своей жизни как уникальных, непохожих на других, исключительных, могут способствовать формированию страха перед поражениями, и неудачи в будущем.

Таким образом, исследование доказывает, что в зависимости от типа воспитания в семье у ребенка формируются определенные психологические особенности личности, влияющие на суицидальное поведение. При благоприятном отношении и проявлении интереса к жизни и воспитанию ребенка со стороны матери и отца ему удается адекватно реагировать на возникающие стрессовые ситуации. И, наоборот, при невнимательном и негативном отношении к жизни, воспитанию и проблемам ребенка возрастает вероятность суицидальных попыток.

 

Список литературы:
1. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 2015. - 146 с.
2. Менделевич В.Д., Мухаметзянова Д.А. Антиципационные особенности деятельности детей, страдающих неврозами // Социальная и клиническая психиатрия.  2015. - №2. - 279 с.
3. Минуллина А.Ф., Муртазина Э.И., Коряшина В.И. Исследование структуры и взаимосвязи актуальных страхов у матерей и их детей // Практическая медицина.  2014. - №2 (78). - 188 с.
4. Амбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации. 2012. - 55 с.