ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАКТОРОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(254)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(254)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАКТОРОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация. Изучая проблему взаимосвязи семейного воспитания и склонности подростка к суициду, ученые доказали, что развитие поведенческих, личностных и эмоциональных нарушений у ребенка часто является следствием пагубного влияния среды в виде семейной дисгармонии и неправильного воспитания. Однако в психологических исследованиях связь суицидальной активности подростка с факторами семейного воспитания раскрыта недостаточно.
Abstract. Studying the problem of the relationship between family upbringing and a teenager’s tendency to commit suicide, scientists have proven that the development of behavioral, personality and emotional disorders in a child is often a consequence of the harmful influence of the environment in the form of family disharmony and improper upbringing. However, in psychological studies, the connection between a teenager’s suicidal activity and family upbringing factors has not been sufficiently revealed.
Ключевые слова: Суицид, суицидальное поведение, семья, семейное воспитание, личность, воспитание.
Keywords: Suicide, suicidal behavior, family, family education, personality, education.
Суицид представляет собой явление, которое с каждым годом увеличивается, и самое страшное это увеличение феномена детского и подросткового суицида. Для подросткового возраста характерен гормональный шторм, с которым еще не созревшая личность не может справиться. Происходят внешние и внутренние изменения, повышается негативное отношение к себе, непринятие себя и окружающих. В совокупности изменений более 35 % подростков оказываются в зоне риска [1, С. 87].
Сегодня общество и ситуация в мире нестабильны, технический прогресс и доступность информации повышают требования к взрослеющему человеку [2, С. 31].
Во-вторых, изменения в макроструктуре общества приводят к изменениям в семье, к ее деформации. Семья является источником первого опыта социализации и, отрабатывая его, формирует устойчивые модули поведения. В связи с этим в настоящее время повышенное внимание уделяется семье как наиболее приоритетному институту воспитания. Многочисленные исследования доказывают, что основные базовые структуры личности и установки закладываются в детстве. Семья является основной средой развития и функционирования растущего человека [3, С. 88]. Российские и зарубежные ученые, такие как З. Фрейд, К. Хортни, Э. Дюргейм, Я.А. Варга, Н.А. Сирота, и другие утверждают, что обстановка в семье, отношения между ее членами влияют на развитие личности в целом, на формирование как ее созидательных, так и деструктивных качеств. В исследовании неблагополучных семей Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис пришли к выводу, что основные схемы эмоционально-поведенческого реагирования закрепляются и передаются из поколения в поколение. А.Г.Абраумова, изучая суицид, отмечала закономерность, согласно которой суицидальное поведение не наследуется генетически, а передается из поколения в поколение психопатологическая и социально-психологическая основа возникновения условий дезадаптации личности к социальной среде [4, С. 48].
Таким образом, доказана связь между семейным воспитанием и склонностью подростка к суициду. Поведенческие и личностные расстройства у ребенка развиваются при неправильном воспитании и дисгармонии в семье.
При исследовании детско-родительских отношений были получены следующие результаты:
1 группа. 1. Отцы в процессе воспитания проявляют больше позитивного интереса, принятия дочери, чем матери. Причем принятие девочки отцом, по ее мнению, свидетельствует о дружественных отношениях, уважении, внимании, а принятие девочки матерью — воспринимается как прислуживание.
2. Большую строгость и жесткость, директивность в воспитании подростка-девочки, по мнению дочерей, проявляют матери. Причем директивность матери есть жесткий контроль, без какого-либо учета мнения подростка, как стремление матери к безусловной власти, а директивность отца воспринимается дочерью более лояльно, как образ твердой руки, которая учит ее подчиняться нормам определенного общества.
3. Большую автономность по отношению к дочерям демонстрируют отцы. При этом автономность отца проявляется в том, что они отгораживаются от семьи, становятся недоступными лидерами, игнорируют потребности других членов семьи.
4. Одинаково непоследовательны, по мнению дочерей-подростков, в их воспитании и отцы, и матери. Различие лишь в таких тенденциях, как самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчиненностью и недоверием — у матерей.
2 группа. 1. Матери в процессе воспитания проявляют больше позитивного интереса, принятия сына, чем отцы. Причем принятие подростка-мальчика отцом означает, по мнению ребенка, дружественные отношения, без применения силы, основанные на авторитете родителя, а принятие матерью значит для сыновей дружеское отношение без опеки.
2. Директивность в воспитании, по мнению подростка-сына, гораздо чаще применяет отец, чем мать. Причем директивность отца для подростка, это проявление власти над сыном путем управления и коррекции поведения ребенка, без излишней деспотичности, а директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней и шантажа.
3. Большую враждебность по отношению мальчика-подростка применяют отцы, чем матери. Враждебность отца, по мнению подростка-сына, это принижение отцом достоинств сына, вечное недовольство им, ориентировка отца на мнение окружающих. Враждебность же матери мальчики-подростки видят в ее агрессивности, в ориентации матери исключительно на себя, в соперничестве с ним.
4. Большую автономность в воспитании сына проявляет отец, чем мать. Автономность отца воспринимается сыном как формальное отношение к воспитанию, а автономность матери — как диктат, упоение властью над ним.
5. Непоследовательность в воспитании сына проявляют практически одинаково оба родителя.
На основании проведенного исследования с применением методов математической статистики были получены следующие результаты:
1. Подросток, чувствуя уверенность в своей уникальности, часто выбирает суицид, как уникальный выход из сложной ситуации.
2. Использование отцом физической силы в воспитании подростка приводит к замкнутости ребенка, он перестает проявлять свои чувства, у него отсутствует желание высказываться о своих проблемах и просить помощи у окружающих.
3. Если родители стараются не применять к подростку наказание или же наказание используется в крайних ситуациях, тогда подросток не использует или использует меньше шантаж в своем поведении.
4. При резкой смене методов и стиля воспитания у подростка формируется демонстративность, стремления обратить внимание окружающих на свои несчастья, добиться сочувствия и понимания.
5. Непоследовательная и неустойчивая тактика воспитания со стороны матери может способствовать формированию у подростка высокой аффективности, доминирования эмоций над интеллектуальным контролем при оценке ситуации, готовности реагировать на травмирующую ситуацию непосредственно, эмоционально.
6. При проявлении полного невнимания со стороны матери в совокупности с завышенными требованиями обоих родителей они могут вызывать у подростка восприятие себя и своей жизни как уникальных, непохожих на других, исключительных, могут способствовать формированию страха перед поражениями, и неудачи в будущем.
Таким образом, исследование доказывает, что в зависимости от типа воспитания в семье у ребенка формируются определенные психологические особенности личности, влияющие на суицидальное поведение. При благоприятном отношении и проявлении интереса к жизни и воспитанию ребенка со стороны матери и отца ему удается адекватно реагировать на возникающие стрессовые ситуации. И, наоборот, при невнимательном и негативном отношении к жизни, воспитанию и проблемам ребенка возрастает вероятность суицидальных попыток.