Статья:

ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(255)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Рождественский С.Р. ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 32(255). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/255/130905 (дата обращения: 28.05.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

Рождественский Семен Романович
студент, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, РФ, г. Владимир
Баранова Алла Федоровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент кафедры ПООБП, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, РФ, г. Владимир

 

Аннотация. В наши дни были практически вся таможенная деятельность оцифрована, не исключением стало и таможенное декларирование. Мною рассмотрены основные аспекты таможенного декларирования товаров, нормативно-правовая база таможенного декларирования, изучены основные программные продукты для таможенного декларирования на Российском рынке.

 

Ключевые слова: таможня, таможенное декларирование, электронное таможенное декларирование, программные продукты, ЕАЭС.

 

Использование электронного таможенного декларирования товаров является одним из главных способов ускорения таможенных операций по сравнению с традиционными методами декларирования. Декларирование товаров представляет собой обязательную процедуру по заявлению в таможенные органы необходимых сведений о товаре при его выпуске. Согласно ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование товаров может осуществляться как в письменной, так и в электронной формах с использованием таможенной декларации.

Декларирование в письменной форме может осуществляться в случаях:

1. перевозки товаров под таможенной процедурой таможенного транзита;

2. перевозки товаров для личного пользования;

3. перевозки товаров международными почтовыми отправлениями;

4. перемещения транспортных средств международной перевозки;

5. использования в качестве таможенной декларации транспортных(перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной в соответствии с п. 6 ст. 105 ТК ЕАЭС;

6. иных, определяемых Комиссией и законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

Но в Российской Федерации предусмотрено обязательное электронное декларирование. Электронная декларация заверяется и подтверждается электронной подписью участника внешне экономической деятельности, которая проверяется с использованием специальной таможенной системы. Если через таможенную границу ЕАЭС выезжают частные лица, электронное декларирование не применяется.

Есть несколько основных видов таможенного декларирования:

  • неполное таможенное декларирование – такой вид декларирования может осуществляться в случае с импортируемыми товарами, и отечественными, предназначенными для экспорта, если декларант, по независящим от него причинам не может предоставить таможенным органам необходимую для конкретного товара информацию. Если декларант попадает в такую ситуацию, у него есть 45 дней в случае импорта, и 8 месяцев в случае экспорта для предоставления необходимых данных после предоставления таможенному органу неполной декларации (ст. 115 ТК ЕАЭС);
  • полное таможенное декларирование – применяется для всех ввозимых и вывозимых товаров, особенно для юридических лиц и коммерческой деятельности;
  • периодическое таможенное декларирование – осуществляется в случаях, когда участник внешнеэкономической деятельности перевозит товары двумя или более партиями на одних и тех же условиях в течении периода поставки (ст. 116 ТК ЕАЭС).
  • предварительное таможенное декларирование – подобный вид декларирования применяется только к иностранным товарам, ввозимых в ЕАЭС, но ещё не прибывших на таможенную территорию, либо находящихся под внутренним таможенном транзите (ст.114 ТК ЕАЭС).

Помимо этого, таможенное декларирование может отличаться в зависимости от выбранной таможенной процедуры, или перевозимого товара. К примеру:

  • Декларация на товары;
  • Транзитная декларация;
  • Пассажирская таможенная декларация;
  • Декларация на транспортное средство.

Нормативно правовое регулирование в сфере таможенного декларирования является основой для совершения любой таможенной операции декларантом, таможенным представителем или должностным лицом таможенного органа. Основными целями нормативно-правового регулирования таможенного декларирования являются следующие: обеспечение соблюдения международных соглашений и договоров в области таможенного декларирования; гарантирование внешнеэкономической безопасности Российской Федерации; надзор за соблюдением прав и законных интересов всех участников внешнеэкономической деятельности; создание благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности и таможенной инфраструктуры.

Основными нормативными актами, регулирующими таможенное декларирование, являются: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), устанавливающий правовую основу таможенного декларирования в странах-членах ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения);Регламент ЕС о таможенном кодексе(Имплементированный как Часть I Таможенного кодекса Евразийского экономического союза), регулирующий применение ТК ЕАЭС на территории Европейского Союза; Законы и постановления, регулирующие отдельные аспекты таможенного декларирования в различных странах, такие как Таможенный кодекс РФ, Таможенный кодекс РБ, Таможенный кодекс РК ит. д. Кроме того, в некоторых случаях таможенное декларирование может подлежать регулированию и другими нормативными актами, например, законодательством о защите прав потребителей, экологическими нормами и т.д.

В связи с введением обязательного электронного декларирования товаров и транспортных средств 1 января 2014г., перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, на рынке программных продуктов появились специализированные системы для заполнения таможенных деклараций. В настоящее время подобные программы являются для декларанта постоянным инструментом для заполнения таможенных деклараций. Они выдерживают соответствующую современному таможенному законодательству форму и могут помогать декларанту в процессе заполнения таможенной декларации подсказками, либо посредством блокировки того или иного действия. Ниже перечислим основные программные продукты для заполнения таможенных деклараций на рынке в наше время:

  1. Личный кабинет Федеральной Таможенной службы;
  2. «ВЭД-Декларант». Разработчик: ООО «СТМ»;
  3. «Альта-ГТД». Разработчик «Альта-софт»;
  4. АСПТД «Декларант». Разработчик: ООО «ТКС софт»;
  5. «Магистр-Декларант.ЭД». Разработчик: ООО «Сигма-софт»;
  6. «Контур.Декларант». Разработчик: АО «Производственная фирма «СКБ Контур».

Вышеперечисленные продукты являются самыми известными на Российском рынке в наше время. При выборе программы, лучше всего прислушиваться к отзывам участников внешнеэкономической деятельности, у которых есть опыт их использования. Ни в коем случае, при выборе программного продукта для таможенного декларирования нельзя ориентироваться только на цену, так как непонимание продукта может впоследствии привести к неправильному заполнению декларации.

 

Список литературы: 
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза);
2. Воловик, Н.П.  Таможенно-тарифная политика и стимулирование инноваций в России // Дело. –  2020. –  №4. –  С. 431;
3. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 №12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» [Электронный ресурс].  URL: Справочная правовая система «Консультант Плюс» http://consultant.ru.