Статья:

НОВАЯ ГЛАВА В РАЗВИТИИ АМЕРИКАНО-КИРГИЗСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С НАЧАЛА ПРЕЗИДЕНТСТВА С.ЖАПАРОВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(258)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Рябчикова А.А. НОВАЯ ГЛАВА В РАЗВИТИИ АМЕРИКАНО-КИРГИЗСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С НАЧАЛА ПРЕЗИДЕНТСТВА С.ЖАПАРОВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 35(258). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/258/131411 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НОВАЯ ГЛАВА В РАЗВИТИИ АМЕРИКАНО-КИРГИЗСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С НАЧАЛА ПРЕЗИДЕНТСТВА С.ЖАПАРОВА

Рябчикова Анна Андреевна
магистрант, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

A NEW CHAPTER IN THE DEVELOPMENT OF US-KYRGYZ RELATIONS FROM S.ZHAPAROV’S PRESIDENCY

 

Anna Ryabchikova

Master’s student, Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье анализируются важные составляющие сотрудничества между США и Киргизией. После прихода С.Жапарова на пост президента республики наблюдаются некоторые изменения в приоритетах отношений взаимовыгодного сотрудничества. На фоне роста геополитического противостояния КНР и США дается оценка значимости Киргизии в качестве союзника американцев в регионе Центральной Азии и дается прогноз дальнейшему углублению отношений.

Abstract: The article analyses important components of cooperation between the USA and Kyrgyzstan. After Zhaparov came to the post of President of the Republic, there are some changes in the priorities of the relations of mutually beneficial cooperation. With the growing geopolitical confrontation between China and the United States, the author evaluates the significance of Kyrgyzstan as a US ally in the Central Asian region and the future of further deepening of relations is given.

 

Ключевые слова: Киргизия, Центральная Азия, американо-киргизские отношения, «оазис демократии», российско-киргизские отношения.

Keywords: Kyrgyzstan, Central Asia, US-Kyrgyz relations, «oasis of democracy», Russian-Kyrgyz relations.

 

Новая стратегия США в Центральной Азии на 2019-2025 гг., девизом которой является «укрепление суверенитета и экономическое процветание», доказывает заинтересованность США в развитии сотрудничества со странами данного региона.

Киргизия, в свою очередь, занимает важное стратегическое положение, обладает экономическим потенциалом и на протяжении долгого времени являлась «оазисом» демократии.

Представляется важным проанализировать отношения США и Киргизии с прихода С.Жапарова в качестве президента Республики и оценить перспективы сотрудничества государств. В работе используются преимущественно американские источники ввиду недостаточного количества материала в киргизском медиадискурсе и отсутствия перевода на русский язык.

В 1991 году США первыми признали независимость Киргизии после демонтажа Советского Союза. С 2001 года (начала военной операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане) по 2014 год отношения между государствами развивались в положительном ключе.

Этому способствовало множество факторов, в том числе разрешение на открытие единственной в Центральной Азии американской авиабазы «Манас».

Взаимоотношения стали ухудшаться с приходом к власти президента А. Атамбаева (2011-2017 гг.).

Военная база была полностью закрыта в 2014 году и сотрудничество в сфере безопасности резко сократилось.

Согласно официальной позиции США, причиной данного события стало давление со стороны России и КНР [1], в свою очередь Бишкек апеллировал к невыполнению Вашингтоном своих обязательств, касающихся выплаты компенсации. В 2015 году руководство Киргизии объявило, что в одностороннем порядке расторгает базовое соглашение о сотрудничестве, подписанное с Вашингтоном в 1993 году.

Это решение было принято в знак протеста против присуждения премии Госдепартаментом США в области прав человека правозащитнику Азимжану Аскарову, приговоренному к пожизненному заключению за организацию массовых беспорядков.

Несмотря на это, вплоть до сегодняшнего дня США продолжает подчеркивать заинтересованность в развитии двустороннего сотрудничества в области борьбы с терроризмом и экстремизмом, содействия региональной стабильности, укрепления демократических институтов, противодействия коррупции и т.д.

Важным моментом в комплексе взаимоотношений между двумя государствами стали президентские выборы в Киргизии и оценка американскими экспертами фигуры С.Жапарова.  

Ряд исследователей выразили обеспокоенность по поводу чрезмерной централизации президентской власти на тот момент в единственной парламентской республике Центральной Азии [2]. Некоторые американские аналитики полагают, что фигура Жапарова привлекла киргизских избирателей ввиду ожидания искоренения масштабной коррупции и реформирования неэффективного парламента.

Опрос общественного мнения, проведенный американским Международным республиканским институтом (МРИ) в сентябре 2022 года выразил общее удовлетворение работой Жапарова. 69% опрошенных заявили, что страна движется в правильном направлении (по сравнению с 41% в августе 2020 года) [3].

Другой источник, Институт по освещению войны и мира, способствующий развитию демократии в странах, охваченных конфликтами и изменениями, отмечал стабилизацию общественно-политической ситуации в стране после вступления Жапарова в должность [4].

Киргизия с момента обретения независимости рассматривается американскими учеными и НКО как наиболее демократическая страна в Центральной Азии, участвующая в программе «Демократического партнерства» [5].

Тем не менее, недавний визит заместителя госсекретаря США Узры Зея в Киргизию ознаменовался критикой деятельности Жапарова из-за растущего давления на процессы демократизации в стране.  Freedom House охарактеризовал Киргизию как «несвободное» государство из-за нерегулярной и подозрительной передачи власти, которая привела Садыра Жапарова на пост президента. «Жапарову свойственны авторитарные тенденции, популистские и националистические идеологии и пренебрежение верховенством закона» [6].

Можно предположить, что несоблюдение новой администрацией Жапарова демократических ценностей является одним из главных раздражителей отношений между государствами.

Критика касается преследований и нападок на НКО, независимых журналистов, ученых, давление на либеральные институты и др.

Ситуацию обострил допрос Эндрю Качинса, специалиста Американского университета по Центральной Азии (АУЦА), по делу о незаконном ввозе наркотиков. Аналитический центр отметил, что агрессивные действия против Качинса являются репрессией против гражданского общества Киргизии в целом.

Анализируя приоритеты отношений во взаимном сотрудничестве между США и Киргизей, можно отметить, что при президенте С.Жээнбекове данный аспект включал в себя: безопасность, экономическое развитие, гуманитарное сотрудничество, развитие гражданского общества, здравоохранение, образование и др.

Особое внимание стоит уделить экономической сфере, так как США стремились продвигать в Киргизии принципы рыночной экономики. С 2012 г. в стране действуют две экономические программы США: программа Фонда экономического развития для сельскохозяйственного сектора и программа местного развития, по которой американцы взаимодействуют с органами местной власти в области сельского хозяйства.

После прихода Жапарова на пост президента республики наиболее приоритетной сферой стала экономика.

Необходимо обратить внимание на недавнюю встречу посла Киргизии в США Б.Аманбаева, который подчеркнул особую важность развития и диверсификации торгово-экономических отношений с американской стороной. В 2022 году Киргизия вошла в состав Международного центра по урегулированию инвестиционных споров.

Государственные представители Киргизии периодически подчеркивают, что важным для страны остается углубление всесторонних связей с Европой и США. На данный момент реализуется ряд важных совместных проектов, что приводит к наращиванию торгово-экономического оборота.

Характеризуя экономические взаимоотношения, необходимо упомянуть действующий двусторонний инвестиционный договор между США и Киргизией 1994 года и членство Республики в программе Всеобщей системы преференций США (GSP) с 1993 года. Недавно реорганизованное Агентство по продвижению и защите инвестиций (АСПЗ) Киргизии при Министерстве экономики и финансов служит средством поддержания постоянного диалога с иностранными инвесторами и выступает за инвестирование в Республику.

Аналитики Государственного департамента США указывают на то, что Киргизия остается ориентированной на западных инвесторов, а правительство во главе с президентом Садыром Жапаровым выразило желание привлекать более крупные и диверсифицированные прямые иностранные инвестиции (ПИИ), одновременно развивая «зеленую экономику» для поддержания устойчивого экономического роста. В 2021 году президент осуществил множество визитов с целью заключения соглашений с инвестиционными партнерами в разных регионах, а представители правительства посетили несколько торговых и инвестиционных выставок в США. 

Инвесторов привлекают такие развивающиеся отрасли как текстильная промышленность, сельское хозяйство, образование, франчайзинг и информационные технологии.  «Зеленые» инвестиции —достаточно перспективная область для потенциальных инвесторов, поскольку правительство усилило приверженность борьбе с изменением климата и устойчивому развитию.

Тем не менее за прошедшие годы финансовая помощь Вашингтона Киргизии сократилась. Последний объем финансовой помощи на 2022 год составил 31,4 млн. дол. по сравнению с 38 млн. дол. в 2019 году (приложение 1) [7]. 

 

Рисунок 1. Приложение 1.

 

На такое изменение конъюнктуры оказали влияние множество факторов, включая уменьшение присутствия США в Афганистане после 2014 года и окончательный вывод войск в 2021 году. Также, американские эксперты указывают на деятельность администрации Жапарова.

В период проведения широкомасштабной кампании по борьбе с коррупцией, участились задержания и агрессивная тактика в отношении частного бизнеса, что вызывает у американских инвесторов серьезные опасения касающиеся безопасности инвестиционной деятельности.

Примечателен факт того, что в 2019 году, по оценке Всемирного Банка, было направлено максимальное количество инвестиций за всю историю двустороннего экономического сотрудничества. В 2020 году в стране произошла попытка государственного переворота и были организованы массовые протесты против предварительных результатов выборов в парламент Киргизии.

Ряд киргизских СМИ оценили данное событие как очередную попытку США устроить цветную революцию в стране Центральной Азии. В свете данных событий была опубликована статья на сайте американского Проекта института по освещению войны и мира:

«Среди кыргызстанцев произошло очевидное пробуждение, переросшее в решительную готовность использовать свое фундаментальное право свободы выражения и через мирные протесты донести до власти сообщение – мы вами недовольны [8]».

Не менее важной составляющей в стремлении улучшить отношения США и Киргизией является американо-китайское соперничество. Учитывая стратегическое положение Киргизии и граничащее положение с КНР, США пытаются восстановить ранее ослабленные отношения в обмен на поддержку в решении проблем Киргизии.

Следует отметить, что американцы обеспокоены укреплением связей между представителями власти и бизнеса страны с Китаем. КНР стала одним из крупнейших инвестиционных и торговых партнеров Киргизии и других среднеазиатских государств, выступив с инициативой осуществления проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Согласно киргизским данным, в 2020 году прямые инвестиции Китая в Киргизию составили 136 миллионов долларов США, что является одной четвертью от общего объема прямых иностранных инвестиций в этот период и количество в 3 раза превышает объем американских инвестиций [9].

Исследователи института Карнеги отмечают растущую напряженность между США и КНР, а также рост партнерского сотрудничества Китая и России в регионе Центральной Азии [10]. В данном противостоянии Киргизия может стать платформой для военного базирования США, так как государство выступало одним из первых союзников в регионе и по мнению американских исследователей у Вашингтона все еще есть возможности для восстановления прежнего уровня сотрудничества.

Тем не менее, препятствием выступает тот факт, что Россия занимает ключевое место во внешней политике Киргизии, а взаимоотношения двух стран можно назвать устойчивыми.

Сотрудничество носит многоплановый и стратегический характер, что подчеркнули лидеры двух стран на полях саммита ШОС в сентябре 2022 года. Киргизия состоит в большинстве региональных интеграционных объединений с участием России как политического и торгово-экономического плана (СНГ, ЕАЭС, ШОС), так и военно-технического (ОДКБ). Неслучайно С. Жапаров свой первый зарубежный визит в качестве главы государства феврале 2021 г. совершил именно в Россию.

Российско-киргизские отношения после начала специальной военной операции, на первый взгляд, не претерпели серьезных изменений. Кыргызстан по-прежнему акцентирует внимание на стратегическом союзническом характере связей с Россией, а российское руководство подчеркивает значимость Кыргызской Республики в торгово-экономической сфере и в вопросах безопасности. Садыр Жапаров стал едва ли не единственным главой государства в Центральной Азии, кто в первые дни после начала СВО дал оценку происходящему, которую пресс-служба президента РФ оценила, как солидарную с Россией.

Значимость Киргизии для России определяется перспективами сохранения российского присутствия в Центральной Азии на фоне растущего экономического и инфраструктурного влияния Китая, военно-политической активизации США в регионе.

Государства имеют долгосрочные проекты в сфере горнодобывающей отрасли, имеются предпосылки для наращивания экспортного потенциала, укрепления региональной безопасности, сотрудничества по интеграционным трекам, в особенности в ЕАЭС. Россия — второй после Китая инвестор в экономику Киргизии, причем российские инвестиции за первое полугодие 2022 года увеличились в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [11].

Позиция Киргизии по СВО также объясняется востребованностью российского рабочего рынка. Кроме того, граждане Киргизии (государства - члена ЕАЭС) имеют равные права с работниками других стран евразийской пятерки.

Мягкая миграционная политика и относительно доступная трудовая инфраструктура сохраняют привлекательность российского направления для заработка и сокращают риски социального взрыва в самом Кыргызстане.

Таким образом, выгодное геостратегическое положение и ресурсно-сырьевая база Киргизии, относительно развитые институты демократии, возможность повторного открытия американской военной базы вызывают повышенный интерес со стороны США для возобновления взаимоотношений между государствами.  На данный момент американскому руководству важно прояснить отношение политических элит региона и выявить возможные точки возврата в регион.

В результате анализа взаимоотношений между США и Киргизией, можно сделать вывод о том, что с момента прихода С.Жапарова в качестве президента произошли следующие качественные изменения:

-усилилось давление на демократические и либеральные движения, американские НКО и гражданское общество в целом;

-укрепились отношения с главными союзниками в регионе в лице КНР и Российской Федерации;

-прослеживается более независимый от США вектор политики Киргизии.

Несмотря на заметное охлаждение взаимоотношений между Киргизией и США с момента начала работы администрации Жапарова, американская сторона стремится восстановить и укрепить связи с киргизским руководством.

США будут продолжать выстраивать попытки сформировать проамериканскую ориентацию Киргизии и региона Центральной Азии в дальнейшем с целью сдерживания растущего влияния России и КНР, применяя инструменты экономических преференций, развития политического сотрудничества, культурной дипломатии, мягкой силы и др. 

На данный момент наиболее эффективным рычагом давления остается сфера экономики, так как киргизская сторона стремится к дальнейшему сотрудничеству и привлечению американских инвестиций. В случае успешной реализации данной стратегии, ситуация может повлиять на глобальный баланс сил в контексте противостояния США против КНР и России.

Тем не менее, Соединенным Штатам сложно выстраивать долгосрочные отношения с Киргизией, поскольку постоянная вражда политических элит страны приводит к непредсказуемым последствиям, и даже к государственным переворотам.

Эта нестабильность может затруднить обеспечение безопасности американских войск при возможности повторного открытия военной базы.

В отличие от 2010-х гг., когда, по мнению Ш.Султанова, среднесрочной задачей Вашингтона являлось столкновение интересов России, Китая и стран Центральной Азии, на сегодняшний момент американское правительство пытается найти другие точки влияния, так как вышеупомянутая стратегия наоборот укрепила сотрудничество между лидерами, объединив страны против одного врага в виде США [12].

 

Список литературы:
1. U.S. Relations With Kyrgyzstan. — Текст : электронный // crsreports : [сайт]. — URL:  https://www.state.gov/u-s-relations-with-kyrgyzstan/ (дата обращения: 24.11.2022);
2. «Peoples' Perspectives: Assessing Sadyr Japarov Opinions & Constituents». — Текст : электронный // crsreports : [сайт]. — URL:  https://centralasiaprogram.org/peoples-perspectives-assessing-sadyr-japarov-opinions-constituents/ (Дата обращения: 16.11.2022);
3. Parliamentary Elections in the Kyrgyz Republic. — Текст : электронный // crsreports : [сайт]. — URL: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IN/IN11812 (дата обращения: 24.11.2022);
4. Who is Acting President of Kyrgyzstan Sadyr Zhaparov? Here’s the Explanation. — Текст : электронный // cabar.asia : [сайт]. — URL: https://cabar.asia/en/who-is-acting-president-of-kyrgyzstan-sadyr-zhaparov-here-s-the-explanation (дата обращения: 25.11.2022);
5. Freedom House. Kyrgyzstan. — Текст : электронный // crsreports : [сайт]. — URL:  https://freedomhouse.org/country/kyrgyzstan (Дата обращения: 15.11.2022).
6. The People’s Perspectives: Assessing Sadyr Japarov Through the Opinions of His Constituents. — Текст : электронный // centralasiaprogram.org : [сайт]. — URL: https://centralasiaprogram.org/peoples-perspectives-assessing-sadyr-japarov-opinions-constituents (дата обращения: 24.11.2022);
7. Kyrgyzstan - International Trade and Investment Country Facts // apps.bea.gov URL: https://apps.bea.gov/international/factsheet/factsheet.html#339 (дата обращения: 24.11.2022);
8. «What Leads to Protests in Kyrgyzstan and Where Can They Lead Us» // apps.bea.gov : [сайт]. — URL: https://cabar.asia/en/what-leads-to-protests-in-kyrgyzstan-and-where-can-they-lead-us (Дата обращения: 16.11.2022);
9. Прямые инвестиции Китая за рубеж в 2020 году выросли на 12,3% // finam.ru URL: https://www.finam.ru/publications/item/pryamye-investicii-kitaya-za-rubezh-v-2020-godu-vyrosli-na-12-3-do-153-7-mlrd-doklad-20210929-085843/ (дата обращения: 16.11.2022);
10. Влияние американо-китайского соперничества на отношения между Россией и Китаем // carnegiemoscow.org URL: https://carnegiemoscow.org/2021/11/03/ru-pub-85688 (дата обращения: 24.11.2022);
11. Кыргызский нейтралитет в российско-украинском конфликте. — Текст : электронный // russiancouncil : [сайт]. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics (дата обращения: 24.11.2022);
12. Султанов Ш.М. Геополитика Центральной Азии: от противостояния и минирования границ к восстановлению сотрудничества и стратегическому партнерству. Управленческое консультирование. 2020;(1):20-26.