КИБЕРПАНК-ВИЗУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ БУДУЩЕГО
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(258)
Рубрика: Искусствоведение
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(258)
КИБЕРПАНК-ВИЗУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ БУДУЩЕГО
Киберпанк — стиль, сформировавшийся благодаря ряду научно-фантастических произведений с основной идеей направления- тёмным будущим, в котором мир находится в сильнейшем моральном и культурном упадке при неправдоподобном техническом прогрессе. Изначально киберпанк зародился как литературный поджанр научной фантастики, где сюжет строится вокруг противостояния «улицы», представленной хакерами и преступниками, и «корпораций».
Другим популярным описанием жанра является «high tech, low life» «высокие технологии, низкая жизнь», что намекает на контраст между технологиями будущего и образами героев: изгоев, бродяг, преступников, наёмников и авантюристов.
Подводя итог можно точнее определить киберпанк как жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху.
Поищем исторический контекст и то, как в этом жанре изображали будущее, какие черты оно приобрело, визуализацию в целом.
Начало 90х годов ознаменовало окончательный приход киберпанка в мейнстрим. Это был ожидаемый толчок в развитии, способствовавший активному обогащению массовой культуры идеями данного жанра. Если говорить о литературе, то здесь, прежде всего, следует выделять таких авторов, как Джон Ширли, Нил Стивенсон, Ричард Морган, а среди отечественных Сергей Лукьяненко и Чертков. Среди фильмов — «Вспомнить все», «Робокоп», дилогия «Трон», «Бегущий человек» и т. д. [2]
Из характерных киберпанк-вселенных на рынке видеоигр вспоминается Syndicate, Enter Matrix, Blade Runner.
Андеграундные картины начали появляться после 1980-го года. Так, полнометражный аниме-фильм Акира рассказывает о Токио будущего, возродившемся после третьей мировой войны, с неизменными атрибутами в виде коррумпированного, прогнившего изнутри общества и потрясающим технологическим прогрессом. Главная часть сюжета — это битва против злой корпорации, когда каждый человек находиться под четким контролем корпоративной машины. В Акире нам покажут, как выглядит город будущего; мы видим его как серым тусклым и невзрачным, так и ярким неоновым, возвышенным над людьми и уходящим в небеса.
Отдельные кадры в данном аниме демонстрируют всем особенности киберпанка. Яркие кадры- здесь архитектура домов ровная и плавная, все они стремятся вверх и занимают, по возможности, все пространство кадра. Многоэтажность в киберпанке важна, так можно понять, что людей становится больше. Улицам городов разрастаться в ширь нельзя, только вверх…[3] Фон также покрыт ярко зеленым неоном, играющим роль подсветки города.
Другие кадры - полная противоположность – бедные, невзрачные закутки, некий уголок антиутопии, такой вид явно не подходит для города будущего.
Таким образом мы видим, что в одном городе уживаются как крутые неоновые высотки, так и бедные районы.
Если вы хотите нарисовать пейзаж города в стиле киберпанка, можно использовать данный контраст.
Жанр киберпанк можно визуализировать через:
- большие футуристичные города в ярком неоне;
- города в разделении на бедные и богатые районы, где разница колоссальна;
- меланхоличную цветовую палитру;
- изображение корпорации как зла;
- импланты;
- и то, что жизнь в сети почти внедрена в жизнь повседневную. [1]
В стиль киберпанк корнями уходит идея протеста человека против глобального бизнеса, бездушных корпораций и развитых технологий; идея того, что несмотря на огромный прогресс практически во всех сферах жизни люди в альтернативной вселенной будущего потеряли самое важное - моральные ценности и культуру. И теперь не важно, насколько технологична и продвинута оболочка созданного ими мира. В нем обитают разобщённые безыдейные биомассы с низменными потребностями, а сами люди лишены надежды и веры, существуют, доживая свой век. Именно это стараются передать художники и дизайнеры киберпанка — величественность и мощь человеческой цивилизации параллельно с разочарованием и унынием.
Сейчас работы, вдохновлённые данным течением, можно увидеть буквально везде: в артах, рекламе, постерах, вебсайтах, строениях и даже банковских картах. Стилистика киберпанка широко распространилась на многие ветки медиаискусства, в том числе на комиксы и дизайн.
Базой стиля стал протест, выражающийся в энтропизме (хаосе или в неподчинении порядку), китче, неприятии общепринятых нравственных норм. Плюс проявляется неомилитаризм в резких формах, холодных образах и при отсутствии эмоций. [5]
Киберпанк не обязательно темный и мрачный. Скорее, он нереальный, непривычный с бежевыми, серыми, коричневыми оттенками. Используется фиолетовый, синий цвет, разные вариации неона.
Основные особенности дизайна в данном стиле:
- насыщенные и неоновые цвета;
- строгие линии;
- антиутопические фоны;
- крупные рекламные баннеры;
- футуристичность;
- неомилитаризм и практичность;
- интерактивность;
- энтропизм;
- лица людей, вызывающие доверие, подчеркивающие мощь и величественность человеческой цивилизации;
- обрезанные изображения, брендовые шрифты и деформации текста. [4]
Несомненно, хотелось бы уделить внимание художникам, работающим в стиле киберпанк.
ЕВГЕНИЙ ЗУБКОВ- знаменитый русский иллюстратор в современной России.
За будущим стоит интеллект, роботы и несчастные люди - так можно можно описать картины этого художника
Изначально Зубков рисовал все вручную, потом стал использовать текстуры и фрагменты фотографий. В итоге пришел к синтезу рисования, 3Д и фото, как к самому оптимальному варианту для создания «кинематографичного» кадра.
Когда он осваивал фотошоп, то начинал с обычных коллажей, совмещая поп-культурные образы с серой российской обыденностью, пример его работы
Примерно тогда у него родилась идея пойти дальше и создавать нечто более оригинальное, учиться работать над собственными концептами.
Так появились первые арты в стиле «русского киберпанка» (Russia 2046/2077 это одно и то же), буквально породившие в дальнейшем целый жанр. Этот экспериментальный проект внезапно собрал дикие миллионы просмотров и внимание мировых СМИ. Но по факту это были просто мемные картинки, построенные на контрасте гипертрофированных технологий с декорациями провинциальной России.
Позже Зубкову захотелось взять эту стилистику и построить на ее основе осмысленное произведение, полноценную вселенную со своим сюжетом — «CARBONGRAD 1999».
Хотелось бы представить еще одного интересного японского художника, работающего в стиле киберпанк Шинго Matsunuma(1977). Это великолепный иллюстратор. В 2002 окончил Университет искусств Tama Arts University в Токио, где учился писать маслом. Позднее изучал Photoshop (а также Clip Studio Paint и другие программы) и работал в качестве цифрового художника и графического дизайнера на ряд японских игровых студий.
Интерес к арт-работам Мацунумы возник после того, как он опубликовал несколько своих картин на сайте DeviantArt. В 2010 году Шинго Мацунума начал публиковать свои работы под псевдонимом Шичигоро-Синго (Shichigoro-Shingo). Сам проект Шичигоро является результатом сотрудничества Мацунумы с дизайнером, известным под псевдонимом Шичигоро-CHR (Shichigoro-CHR). В рамках данного дуэта Мацунума выполняет работу иллюстратора, а Шичигоро-CHR работает над веб-сайтом и представительством проекта в Интернете. В настоящее время живет и работает в г. Иокогама (префектура Канагава), Япония.
Предпочитает заниматься цифровым искусством, то есть компьютерной живописью с помощью специального планшета и компьютерных программ. Помимо создания великолепных иллюстраций, работает в индустрии
В 2015 году прошла его выставка «Место, где живут зайцероботы».
Проходила она в Санкт-Петербурге, в рамках лофтового проекта «Этажи». Посмотреть его картины можно на его профиле Deviant Art.
И наконец Mad Dog Jones— канадский художник, считающийся одним из наиболее дорогих авторов NFT, настоящее имя которого Миша Доубак. Художник родился и вырос в Канаде, проживает в городе Тандер-Бей (Антарио). Имеет особый стиль рисования, предусматривающий сочетание красоты дикой природы, духа свободы и киберпанка. В течение последних лет создавал изображения для Maroon 5, Deadmau 5, Conor McGregor и других. Имеет фирменный стиль, который выделяет его среди других авторов и делает популярным. Создает яркие изображения с яркими цветами и тонкими линиями, сочетая беспокойную обстановку с безмятежными портретами, с азиатскими вывесками, а затем пересекаются с атмосферными пейзажами фантастического города Вьентьян.
В своей практике Доубак создал неотразимый мир, который зависел от баланса между настоящим и будущим. Во многих отношениях это фантазия, создание недостижимого мира, но все в большей степени представление сегодняшней жизни: глобализация, повсеместное распространение технологий и размывание цифрового и физического пространства уже здесь. Настоящее — это будущее.
Писатели, художники, дизайнеры готовят мир к тому, каким он вскоре может стать. Все тенденции налицо: развитие технологий и социальная деградация, концентрация власти в руках транснациональных элит и глубочайший экономический кризис, угрозы военных конфликтов и природные катастрофы. Очевидно, что элементы киберпанка настолько глубоко вошли в привычную картину мира, и человечество даже не замечает, как понемногу, шаг за шагом, движется в сторону будущего, контуры которого уже очерчены. Технологии, о которых 10 лет назад мы знали по фантастическим фильмам и книгам – сегодня реальность.
Сформировал ли концептуально киберпанк будущее, которое наступает? В какой-то мере, да. Но оно, по большей части, все еще впереди. Каким оно будет? Мрачным и суровым, как ему и положено по стилистике (и каковым его нам преподносят художники, писатели, режиссеры и музыканты)? Или же нет? Это, пожалуй, целиком и полностью зависит от нас с вами.