Статья:

ПРОПАГАНДА ТРУДОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВЕТСКИХ ЖЕНЩИН В 1930-е ГОДЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(258)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Чугунова Е.В. ПРОПАГАНДА ТРУДОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВЕТСКИХ ЖЕНЩИН В 1930-е ГОДЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 35(258). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/258/131558 (дата обращения: 23.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОПАГАНДА ТРУДОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВЕТСКИХ ЖЕНЩИН В 1930-е ГОДЫ

Чугунова Екатерина Владимировна
магистрант, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Малахова Анастасия Сергеевна
научный руководитель, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Современная отечественная и зарубежная историография уделяет значительное внимание проблеме формирования стереотипов советской пропаганды 1930-х гг. и их влиянию на массовое сознание граждан. В публикациях А.В. Голубева, Д. Бранденбергера и других авторов описаны различные формы идеологической обработки населения Советской России [2, 3].  Не обошла стороной советская пропаганда и женский труд. Пропаганда интенсивного трудового образа жизни советских женщин играло важную роль в политике советского государства, совершавшего социалистическую модернизацию. Первыми организациями, взявшими на себя такую задачу стали так называемые женотделы, действовавшие с 1919 по 1930 год. Задачи женотделов были определены партийными директивами, закрепленными в резолюциях и постановлениях съездов и конференций. Среди них значилось «трудовое раскрепощение работниц и крестьянок», вовлечение женщин «в те отрасли производства, где женский труд не применялся или применялся не в достаточной мере» [6, с. 895], развитие самодеятельности женского пролетариата, борьба «с консерватизмом по отношению к женщине, унаследованным от капиталистического общества» [6, с. 896].

Большевистская политика выделяла различные категории женщин, различия их по уровню сознательности. Целевыми группами воздействия был, в первую очередь, «женский пролетариат» и «работницы от станка», а также такие социальные категории как «жены рабочих, наиболее сознательные крестьянки, в том числе жены бедняков, батраков и лучшей части середняков» [6, с. 895]. Гендерная политика была и этнически ориентированной: особое внимание в партийных документах уделялось специальной работе среди тружениц Востока, подчеркивалась необходимость «содействия их начавшемуся пробуждению» [6, с. 755, 896]. Женщина как бы мобилизуется государством в систему общественного коммунистического производства.

Стремление большевистской партии вовлечь в свою политику традиционно пассивный «женский элемент» в период коллективизации привело к появлению массы новых пропагандистских форм. Одной из них стали женские «делегатские собрания», руководимые «женотделами», где обычно  принимались коллективные резолюции и обращения.

Заметным явлением 1930-х годов стало движение женщин-общественниц, которое О.А. Хасбулатова определила как технологию государственной политики по вовлечению домашних хозяек в общественное производство [8]. Исследователь справедливо предположила, что, хотя это движение в печати подавалось как инициатива снизу, на самом деле это была хорошо продуманная прагматичная акция ВКП(б). Дело в том, что к середине 1930-х годов женщины составляли всего 35,8 % от общего числа занятых в промышленном производстве, поэтому домашние хозяйки были существенным резервом рабочей силы [5, с. 445-446].

С 1936 года советы жен-общественниц стали создаваться на заводах, фабриках, шахтах, стройках, железнодорожном транспорте. Журнал «Общественница», издававшийся Наркоматом тяжелой промышленности, писал о движении жен хозяйственников, инженеров и техников тяжелой промышленности как о «новом отряде по перестройке быта и культуры» [7, с. 5].

Официальный статус «новой советской женщины» определялся ее способностью хорошо работать на государственном предприятии. Эти характеристики соседствуют с перечислением социальных достижений женщин – «отличная общественница», «член комсомола» [4, с. 15].

Профсоюзные организаторы и работницы женотделов вели работу среди женщин в форме лекций, бесед, беспартийных конференций, поясняя новые возможности, открывшиеся советским законодательством: женщины получили право на труд наравне с мужчинами, в том числе страхование по болезни, равную минимальную зарплату, ежегодный оплачиваемый отпуск. В борьбе с «отсталостью» и «старорежимностью» активно использовалось создание «трудо-бытовых коллективов», вмешивавшихся в частную жизнь семьи. Эмансипаторская деятельность власти привела к появлению различных форм феминизма. Помимо уже упоминавшихся институтов женотделов и делегаток, можно отметить движение рабкорок, группировавшихся вокруг «женских» журналов – «Работница», «Делегатка» и др. [1, с. 20-21].

В предвоенный период производственная деятельность женщин занимала первое место по количеству публикаций и их важности в центральных партийных журналах для женщин — «Работнице» и «Крестьянке». Задачей этих журналов было привлечь массы женщин к трудовой деятельности, удержать их на производстве и способствовать изменению их уклада жизни, привычного жизненного сценария. Советские женские издания, не собирались следовать вкусам и интересам женской аудитории. Целью журналов было профессиональное воспитание женской аудитории и пропаганда трудовых подвигов женщин как проявление равноправия в овладении тяжелыми «мужскими» профессиями, связанными с физическим трудом [1, с. 21].

Трудовое продвижение женщин представляло собой сложный социальный процесс, заключающий в себе множество разнообразных проблем. Его специфика в России была связана, с одной стороны, с особенностями организационной культуры, отягощенной патриархальными и авторитарными традициями, с другой стороны, с тем, что в годы советской власти вовлеченность женщин в общественное производство была выше, чем в большинстве стран мира, и, следовательно, они обладали значительным потенциалом активности. Все это сильно меняло гендерные отношения в трудовой сфере: женщины осваивали «мужские» профессии. При этом вовлекая женщин в общественное производство и общественную деятельность, официальная идеология провозглашала, что главной задачей женщины является воспитание детей и семья. Можно сказать, что в период социалистической модернизации формировался «гендерный контракт», в котором совмещались производственные и семейные функции работающей женщины.

 

Список литературы:
1. Алферова И.В. Большевистская женская печать: к истории становления (1914–1920-е) // Грамота. – 2011. – № 6. – Ч. III. C. 16–23.
2. Бранденбергер Д. Кризис сталинского агитпропа: пропаганда, политпросвещение и террор в СССР, 1927–1941. – М., 2017.
3. Голубев А.В. Запад глазами советского общества (Основные тенденции формирования внешнеполитических стереотипов в 30-х годах) // Отечественная история. – 1996. – №1. – С. 104–120.
4. Дашиева А.Д. Образ советской женщины накануне Великой Отечественной войны // Вестник Бурятского госуниверситета. – 2010. – № 7. – С. 14–17.
5. Здравомыслова Е.А. Советский этакратический гендерный порядок // Социальная история. 2003. Женская и гендерная история / Под ред. Н.Л. Пушкаревой. – М., 2003. – С. 436–463.
6. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М.,1953.
7. Общественница. – 1936. – № 1. С. 5.
8. Хасбулатова О.А. Движение женщин-общественниц в 1930-е годы как технология государственной политики по вовлечению домашних хозяек в общественное производство [Электронный ресурс] // Гендерные исследования: методологические подходы. – Режим доступа: http:// www.genderstudies.info/social/s04.php