Нормативно-правовое регулирование учета материально-производственных запасов в Российской Федерации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(26)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(26)
Нормативно-правовое регулирование учета материально-производственных запасов в Российской Федерации
Материальными запасами обозначают находящуюся на различных стадиях производства продукцию производственно-технического назначения, изделия народного потребления и иные товары, которые ожидают введения в процесс внутреннего или производственного потребления [6, с. 51].
Бухгалтерский учет как материально-производственные запасы предусматривает принятие следующих активов:
− применяемые как сырье, материалы и т. д. при изготовлении продукции, которая предназначается для продажи (выполнении работ, оказании услуг);
− определенные для продажи (в виде готовой продукции, товаров);
− применяемые для удовлетворения управленческих нужд организации (топливо, запасные части, вспомогательные материалы и др.)[8, с. 102].
Ввиду того, что учет таких операций как приобретение, хранение и использование материалов выступает одним из наиболее важных участков бухгалтерской работы в организации, полагаем необходимым провести анализ нормативно – правового обеспечения бухгалтерского учета материально-производственных запасов.
Основным нормативным документом, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета в России в целом, и материально-производственных запасов в том числе, с 1 января 2013 года является Федеральный закон от 6 декабря 2012 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»[2]. Закон устанавливает единые правовые методические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ для всех организаций, являющихся юридическими лицами.
Нормативными актами, которые регулируют порядок ведения бухгалтерского учета материально-производственных запасов в Российской Федерации, кроме вышеназванного федерального закона являются следующие.
Порядок налогообложения операций с материально-производственными запасами регламентируется Налоговым кодексом РФ, частью первой от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп.)[1], законодательно закрепляющей понятие налога, налоговой системы, регулирующий права и взаимные обязанности налогоплательщиков и налоговых органов и частью второй от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп.), регулирующей порядок расчета и уплаты конкретных налогов.
Эти законы являются первым уровнем нормативно-правовой документации.
Пожалуй среди важнейших нормативных актов, отнесенных ко второму уровню, который регламентирует порядок учета материально-производственных запасов выступает Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Минфином РФ своим приказом от 09.06.2001 г. № 44н. В нем установлены правила создания в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах предприятия.
Международная учетная практика закрепляет порядок учета и оценки запасов в МСФО (IAS) «Запасы»[4, с. 57].
На основании указанного стандарта запасы определены как активы, которые предназначаются для продажи процессе обычной деятельности компаний, находятся в процессе производства или выступают как сырье и материалы, которые впоследствии будут использованы в ходе производства или при оказании услуг. Следуя данному определению действие Стандарта охватывает все товары, сырье и материалы, готовую продукцию, а также незавершенное производство этих товаров на всех его стадиях[5, с. 124].
В мировой практике порядок организации бухгалтерского учета отличен по сравнению с требованиями и положениями действующего национального законодательства.
На сегодняшний момент в Минфине России находится на рассмотрении проект нового ПБУ, определяющий учет запасов. Данный проект нормативного акта по содержанию является более близким к требованиям Международных стандартов, чем ныне действующее ПБУ 5/01.
Проект предлагает следующие изменения: включить в сферу деятельности ПБУ 5/01 незавершенное производство; определить момент признания запасов как перехода к организации экономических рисков и выгод, которые связанны с владением запасами; предусматривается возможность капитализации обязательств по демонтажу в первоначальной стоимости запасов.
Принятие нового ПБУ по учету материально-производственных запасов приведет к сближению российского бухгалтерского учета и учета по международным стандартам в части учета материально-производственных запасов[7, с.57].
В число документов, относящихся ко второму уровню необходимо отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, а также Инструкцию, конкретизирующую его применение, утвержденные Минфином России своим приказом от 31.10. 2000 г. № 94 н, выступающие как базовые документы системы бухгалтерского учета в Российской Федерации и которые регламентируют использование конкретных счетов для отражения в бухгалтерском учете материально-производственных запасов.
Важнейшим нормативным документом, относящимся к третьему уровню можно считать Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Минфином России своим приказом от 28.12. 2001 г. № 119 н. с внесенными изменениями и дополнениями
Начиная с 1 января 2013 года согласно требований федерального закона № 402-ФЗ руководителем экономического субъекта на основании представления должностного лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета утверждаются формы первичных учетных документов коммерческой организации. Ввиду чего, организациям надлежит самостоятельно разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов в учетной политике на предстоящий рабочий год [5, с. 28].
Базовым документом, отнесенным к четвертому уровню будет являться учетная политика предприятия, которая должна быть разработана в соответствии с теми требованиями, которые установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным Минфином России в своем приказе от 06.10.2008 г. № 106н [3].
Учетная политика при учете материально-производственных запасов должна отражать следующую информацию:
· порядок учета при приобретении (заготовлении) материально-производственных запасов;
· методы оценки видов материально-производственных запасов при их списании[6, с. 78].
Рассмотренный перечень нормативных актов, которыми регулируется порядок отражения в учете материально-производственных запасов не следует считать исчерпывающим, так как решение о порядке учета любых операций должны быть приняты с учетом всех требований, всех действующих на данный момент нормативных документов, при рассмотрении конкретного вопроса.