Статья:

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(261)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Шайдуллин Б.Э., Перевощиков Д.С., Ахмед М.А. ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 38(261). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/261/132181 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Шайдуллин Булат Эльдарович
студент, ФГБОУ ВО Ижевская государственная медицинская академия МЗ УР, РФ, г. Ижевск
Перевощиков Дмитрий Сергеевич
студент, ФГБОУ ВО Ижевская государственная медицинская академия МЗ УР, РФ, г. Ижевск
Ахмед Махмуд Ашраф Салама
студент, ФГБОУ ВО Ижевская государственная медицинская академия МЗ УР, РФ, г. Ижевск
Савельев Владимир Никифорович
научный руководитель, д-р. мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения, ФГБОУ ВО Ижевской государственной медицинской академии МЗ УР, РФ, г. Ижевск

 

Аннотация. В статье был проведен сравнительный анализ удовлетворённости пациентов медицинской помощью в Удмуртской Республике и Республике Татарстан, а также рассмотрены вопросы, связанные с оценкой удовлетворенности медицинской помощью. Работа включала анкетный опрос, в котором участвовало 600 пациентов из Удмуртской Республики и Республики Татарстан.

 

Ключевые слова: удовлетворенность медицинской помощью, качество медицинской помощи, социологический опрос, коэффициент социальной эффективности, коэффициент корреляции.

 

Актуальность темы:

Социальная эффективность системы здравоохранения является приоритетным видом результативности отрасли на каждом уровне управления. Происходящие преобразования в организации медицинской помощи требуют изучения результативности и не должны сказываться неблагоприятно на показателях деятельности медицинских организаций. В социологических опросах особое внимание уделяется исследованию условий оказания медицинских услуг, которые субъективно оцениваются пациентами

К оценке социальной эффективности системы здравоохранения на различных управленческих уровнях относят удовлетворённость населения качеством и доступностью медицинской помощи. Изучение удовлетворённости населения системой оказания медицинской помощи в настоящее время продиктовано рядом отраслевых нормативных документов, в соответствии с которыми данный показатель является критерием эффективности деятельности органов управления здравоохранением на федеральном и территориальном уровнях, службы Росздравнадзора, территориальных фондов ОМС, страховых медицинских организаций Удовлетворённость пациентов является одним из наиболее важных показателей качества медицинской помощи, отмеченной в приоритетных задачах государственной политики в сфере здравоохранения.

Цель исследования: изучить удовлетворенность населения медицинской помощью и провести сравнительный анализ коэффициента социальной эффективности в Удмуртской Республике и Республике Татарстан.

Материалы и методы исследования.

Работа включала анонимный социологический опрос, в котором участвовало 600 пациентов старше 18 лет, обратившихся в поликлиники в период с июля по сентябрь 2023 года. Для сбора данных применялся метод анонимного анкетирования. Отбор респондентов носил случайный характер. Данный раздел научного исследования включал в себя анализ удовлетворенности по вопросам качества и доступности медицинской помощи пациентов первичного звена здравоохранения.

Результаты, обсуждение.

Таблица 1

Коэффицент социальной эффективности среди разных групп населения

 

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

среди всех опрошенных

0,48

0,41

среди пожилых и людей старческого возраста

0,52

0,52

среди людей зрелого и юношеского возрастов

0,46

0,58

среди женатых или замужних

0,51

0,5

среди неженатых или незамужних

0,46

0,48

среди женщин

0,46

0,42

среди мужчин

0,5

0,4

среди людей, чей доход на 1 человека в семье ниже прожиточного минимума по региону

0,33

0,29

среди людей, чей доход на 1 человека в семье выше прожиточного минимума по региону

0,51

0,53

 

Коэффициент социальной эффективности медицинской помощи в 2023 году

 

Рисунок 1. Результаты

 

В ходе опроса было выявлено, что в Республике Татарстан 52% опрошенных неудовлетворенно общением с врачом и медсестрой в поликлинике, 42% опрошенных указали, что столкнулись с очередями в регистратуру. Так же необходимо отметить, что 51% опрошенных столкнулись с очередями на прием в поликлинику.

В Удмуртской Республике 54% пациентов не могут записаться на прием к врачу по причине нехватки номеров. Больше всего опрошенные не удовлетворены частотой общения с врачом и медсестрой в поликлинике (59%). В целом многие считают недостаточным общение с врачом и медсёстрами вне зависимости от отделения

Таблица 2.

Корреляционный анализ

Коэффициент корреляции

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Возраст

0,24

0,32

Пол

0,3

0,25

Семейное положение

0,45

0,27

Материальное положение (сколько денег приходится на одного человека в семье в месяц)

0,6

 

0,54

 

Взаимоотношения врачей и медсестер с пациентами

0,8

0,72

Условия в медицинской организации

0,6

0,62

 

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что удовлетворенность медицинской помощью коррелирует с материальным положением человека, отношением врачей и медсестер к пациенту, а также с условиями в медицинской организации.

Анализ достоверности исследования

Ошибка репрезентативности коэффициента по Республике Татарстан составила 2,9, а по Удмуртской Республике – 2,8. Доверительные границы составили 48 ± 1,96 и 41 ± 5,6 соответственно. Коэффициент социальной эффективности в обоих случаях больше ошибки репрезентативности более чем в 2 раза, следовательно можно сказать, что результат можно перенести на генеральную совокупность.

 

Вывод:

По данным проведенного анализа социологического опроса населения Удмуртской Республики и Республики Татарстан, установлено, что удовлетворенность оказания медицинской помощью в целом, и в частности амбулаторно-поликлинической и стационарной помощью, в Республике Татарстан выше, чем в Удмуртской Республике.

В Республике Татарстан, в отличие от Удмуртии, среди опрошенных превалировали молодые пациенты. В обеих республиках пациенты недовольны общением с врачами и медсестрами, очередями в регистратуру и проблемами с записью на прием.

Анализ показал, что удовлетворенность медицинской помощью коррелирует с материальным положением людей, условиями в медицинской организации. Также удовлетворенность зависит от соблюдения врача этики и деонтологии.

 

Список литературы:
1. Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению / авт. - сост. В.Н. Савельев, Н.Н. Ежова, В.К. Гасников и др. – Ижевск, 2008. – 396 с.
2. В.В. Павлов, А.Е. Орлов Анализ удовлетворенности пациентов многопрофильного стационара качеством медицинской помощи// Известия Самарского научного центра российской академии наук – 2014. 
3. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение//: учебник / Ю. П. Лисицын,- 2-е изд., - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
4. Лысенко И.Л, Михайлова Т.И., Раймер В.В., Сравнительная характеристика удовлетворённостью населения организацией амбулаторно-поликлинической помощью / Лысенко И.Л., Михайлова Т.И, Раймер В.В.// Дальневосточный аграрный вестник – 2014 - 
5. Решетников, А.В. Проведение медико-социологического мониторинга: учебно-методическое пособие / А.В. Решетников, С.А.Ефименко. – М.: Гэотар-Медиа, 2007. 
6. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
7. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд. – М.: Гэотар-Медиа, 2007.