ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(261)
Рубрика: Медицина и фармацевтика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(261)
ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Аннотация. В статье был проведен сравнительный анализ удовлетворённости пациентов медицинской помощью в Удмуртской Республике и Республике Татарстан, а также рассмотрены вопросы, связанные с оценкой удовлетворенности медицинской помощью. Работа включала анкетный опрос, в котором участвовало 600 пациентов из Удмуртской Республики и Республики Татарстан.
Ключевые слова: удовлетворенность медицинской помощью, качество медицинской помощи, социологический опрос, коэффициент социальной эффективности, коэффициент корреляции.
Актуальность темы:
Социальная эффективность системы здравоохранения является приоритетным видом результативности отрасли на каждом уровне управления. Происходящие преобразования в организации медицинской помощи требуют изучения результативности и не должны сказываться неблагоприятно на показателях деятельности медицинских организаций. В социологических опросах особое внимание уделяется исследованию условий оказания медицинских услуг, которые субъективно оцениваются пациентами
К оценке социальной эффективности системы здравоохранения на различных управленческих уровнях относят удовлетворённость населения качеством и доступностью медицинской помощи. Изучение удовлетворённости населения системой оказания медицинской помощи в настоящее время продиктовано рядом отраслевых нормативных документов, в соответствии с которыми данный показатель является критерием эффективности деятельности органов управления здравоохранением на федеральном и территориальном уровнях, службы Росздравнадзора, территориальных фондов ОМС, страховых медицинских организаций Удовлетворённость пациентов является одним из наиболее важных показателей качества медицинской помощи, отмеченной в приоритетных задачах государственной политики в сфере здравоохранения.
Цель исследования: изучить удовлетворенность населения медицинской помощью и провести сравнительный анализ коэффициента социальной эффективности в Удмуртской Республике и Республике Татарстан.
Материалы и методы исследования.
Работа включала анонимный социологический опрос, в котором участвовало 600 пациентов старше 18 лет, обратившихся в поликлиники в период с июля по сентябрь 2023 года. Для сбора данных применялся метод анонимного анкетирования. Отбор респондентов носил случайный характер. Данный раздел научного исследования включал в себя анализ удовлетворенности по вопросам качества и доступности медицинской помощи пациентов первичного звена здравоохранения.
Результаты, обсуждение.
Таблица 1
Коэффицент социальной эффективности среди разных групп населения
|
Республика Татарстан |
Удмуртская Республика |
среди всех опрошенных |
0,48 |
0,41 |
среди пожилых и людей старческого возраста |
0,52 |
0,52 |
среди людей зрелого и юношеского возрастов |
0,46 |
0,58 |
среди женатых или замужних |
0,51 |
0,5 |
среди неженатых или незамужних |
0,46 |
0,48 |
среди женщин |
0,46 |
0,42 |
среди мужчин |
0,5 |
0,4 |
среди людей, чей доход на 1 человека в семье ниже прожиточного минимума по региону |
0,33 |
0,29 |
среди людей, чей доход на 1 человека в семье выше прожиточного минимума по региону |
0,51 |
0,53 |
Коэффициент социальной эффективности медицинской помощи в 2023 году
Рисунок 1. Результаты
В ходе опроса было выявлено, что в Республике Татарстан 52% опрошенных неудовлетворенно общением с врачом и медсестрой в поликлинике, 42% опрошенных указали, что столкнулись с очередями в регистратуру. Так же необходимо отметить, что 51% опрошенных столкнулись с очередями на прием в поликлинику.
В Удмуртской Республике 54% пациентов не могут записаться на прием к врачу по причине нехватки номеров. Больше всего опрошенные не удовлетворены частотой общения с врачом и медсестрой в поликлинике (59%). В целом многие считают недостаточным общение с врачом и медсёстрами вне зависимости от отделения
Таблица 2.
Корреляционный анализ
Коэффициент корреляции |
Республика Татарстан |
Удмуртская Республика |
Возраст |
0,24 |
0,32 |
Пол |
0,3 |
0,25 |
Семейное положение |
0,45 |
0,27 |
Материальное положение (сколько денег приходится на одного человека в семье в месяц) |
0,6
|
0,54
|
Взаимоотношения врачей и медсестер с пациентами |
0,8 |
0,72 |
Условия в медицинской организации |
0,6 |
0,62 |
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что удовлетворенность медицинской помощью коррелирует с материальным положением человека, отношением врачей и медсестер к пациенту, а также с условиями в медицинской организации.
Анализ достоверности исследования
Ошибка репрезентативности коэффициента по Республике Татарстан составила 2,9, а по Удмуртской Республике – 2,8. Доверительные границы составили 48 ± 1,96 и 41 ± 5,6 соответственно. Коэффициент социальной эффективности в обоих случаях больше ошибки репрезентативности более чем в 2 раза, следовательно можно сказать, что результат можно перенести на генеральную совокупность.
Вывод:
По данным проведенного анализа социологического опроса населения Удмуртской Республики и Республики Татарстан, установлено, что удовлетворенность оказания медицинской помощью в целом, и в частности амбулаторно-поликлинической и стационарной помощью, в Республике Татарстан выше, чем в Удмуртской Республике.
В Республике Татарстан, в отличие от Удмуртии, среди опрошенных превалировали молодые пациенты. В обеих республиках пациенты недовольны общением с врачами и медсестрами, очередями в регистратуру и проблемами с записью на прием.
Анализ показал, что удовлетворенность медицинской помощью коррелирует с материальным положением людей, условиями в медицинской организации. Также удовлетворенность зависит от соблюдения врача этики и деонтологии.