Статья:

Проблемы адаптации России к экономическим санкциям Евросоюза

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(264)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Скрябина К.С. Проблемы адаптации России к экономическим санкциям Евросоюза // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 41(264). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/264/133322 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы адаптации России к экономическим санкциям Евросоюза

Скрябина Кристина Сергеевна
студент, Орловский Государственный Университет имени И.С. Тургенева, Ливенский филиал, РФ, г. Ливны
Дорогавцева Елена Ивановна
научный руководитель, Орловский Государственный Университет имени И.С. Тургенева, Ливенский филиал, РФ, г. Ливны

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные угрозы и проблемы адаптации нашей страны к экономическим санкциям Евросоюза, проведен обзор государственной поддержки различных отраслей хозяйства и обозначены перспективы развития предпринимательства в условиях санкционного давления.

 

Ключевые слова: экономические санкции; Евросоюз; экономическая безопасность; угрозы и риски; государственная поддержка.

 

В эпоху, отмеченную эскалацией геополитической напряженности, олицетворяемой на начало СВО, возник каскад экономических санкций, провоцирующих кризисы как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях. Эти кризисы не только ставят под угрозу экономическую безопасность государств, но и представляют значительную угрозу для отдельных хозяйствующих субъектов.

Распространение международных санкций, число которых в настоящее время превышает шесть тысяч, нацелено на экономическую основу Российской Федерации. Их цели многогранны: существенное снижение уровня жизни населения, принуждение к незаконной смене руководства и, в конечном счете, подрыв суверенитета России. Среди наиболее серьезных санкций - замораживание половины золотовалютных резервов России, арест активов, принадлежащих российским финансовым институтам, и воспрепятствование международным операциям в ключевых валютах, таких как доллар и евро. Кроме того, эти санкции нарушают международную логистику, вынуждают к выводу или приостановке деятельности многочисленных иностранных предприятий и инвесторов и ограничивают экспорт товаров первой необходимости, необходимых российскому бизнесу. [1]

Хозяйствующие субъекты, являющиеся неотъемлемыми компонентами экономики, сталкиваются со значительными операционными проблемами. К ним относятся распад международных и межотраслевых экономических связей, потеря поставщиков и клиентов, истощение финансовых ресурсов и снижение конкурентного позиционирования на рынке. Это сочетание факторов приводит к дестабилизации бизнес-операций.

Последствия остро ощущают субъекты, занимающиеся международной торговлей или зависящие от импортных материалов и товаров, такие как логистические фирмы, специализирующиеся на международных перевозках, и организации в сфере культуры, спорта, средств массовой информации и туризма. Кроме того, банковский сектор, наряду с различными строительными, сельскохозяйственными, продовольственными, медицинскими, фармацевтическими и торговыми организациями, сталкивается с частичными экономическими последствиями из-за этих санкций.

После начала специальной военной операции 24 февраля 2022 года Россия оказалась в тяжелом политическом и экономическом положении. Эта ситуация усугубилась исходом многочисленных крупных иностранных деловых партнеров, изменением маршрутов международных авиаперевозок из-за ограничений воздушного пространства и значительными колебаниями курса национальной валюты по отношению к основным валютам, таким как евро и доллар США. В свете этих событий стала очевидной настоятельная необходимость принятия мер по смягчению последствий санкций. [3]

Введение санкций ускорило возникновение многогранного спектра угроз экономической безопасности для российских предприятий. Эта сложная ситуация проявляется в различных проблемах: трудностях с закупкой сырья и материалов, сложностях с использованием программного обеспечения, проблемах с осуществлением платежей за товары и услуги от международных партнеров, а также препятствиях, связанных с экспортом их собственных товаров и услуг. Эти санкции, несмотря на то, что они оказывают некоторое положительное влияние на российскую экономику – например, стимулируют внутреннее производство в рамках программы импортозамещения, – в основном оказывают пагубное влияние на деятельность корпораций. Это происходит прежде всего потому, что ранее созданные логистические сети распадаются в результате этих санкций, вынуждая компании выделять значительные ресурсы на установление новых отношений сотрудничества, поиск источников сырья, освоение новых рынков и другие связанные с этим капиталоемкие виды деятельности.

Введение этих санкций послужило катализатором для российской экономики, заставившим ее сместить фокус своей политики с сырьевых предприятий на промышленные предприятия. Исторически сложилось так, что склонность экономики к экспорту сырья порождала зависимость от внешних, часто устаревших или неактуальных технологий. В этом контексте реиндустриализация предстает как потенциальный путь подъема национальной экономики на новый уровень экономической безопасности и самообеспеченности.

Чтобы защититься от этих санкций, крайне важно разработать и активно внедрять программы развития отраслей, обладающих значительным потенциалом и востребованностью на международных рынках. В таких сценариях введение санкций в отношении отраслей, имеющих решающее значение для внешних рынков, повлекло бы за собой существенные убытки и ограничения для самих сторон, применяющих санкции, обеспечивая тем самым определенную степень иммунитета от будущих санкционных мер. Наглядный пример такой динамики наблюдается в ослаблении ограничений на поставки нефти, газа и ядерного топлива. [2]

Тем не менее, ландшафт проблем для российских предприятий остается насыщенным проблемами, вытекающими из этих ограничительных мер. Экономическая стратегия России до этих событий была сильно ориентирована на агрессивные закупки товаров, оборудования и комплектующих на мировых рынках. Только в 2021 году импорт в Россию превысил 300 миллиардов долларов. Введение антироссийских санкций ввергло эти национальные предприятия, которые в значительной степени полагались на импортные комплектующие, в напряженную фазу поиска, реструктуризации и адаптации своих технологий для использования альтернативных источников ресурсов. Этот переход, вызванный санкциями, подчеркивает значительную переориентацию операционной и стратегической структуры российских предприятий.

Перед лицом растущих внешних ограничений, оказывающих влияние на российский бизнес, необходимость государственного вмешательства для смягчения этого давления становится все более очевидной. Это вмешательство является многогранным и включает в себя снижение административного и регулятивного бремени, а также увеличение как финансовой, так и консультативной поддержки.

В настоящее время российское правительство активно внедряет свой четвертый пакет стратегий поддержки. Эти стратегии тщательно разработаны для смягчения давления, оказываемого на бизнес. Они включают в себя целый спектр мер, таких как налоговые льготы, схемы льготного кредитования и адресная поддержка конкретных отраслей промышленности.

Суть этих антикризисных мер заключается в предоставлении предприятиям дополнительных финансовых ресурсов в различных формах в сочетании с определенной степенью операционной автономии. Примечательными среди этих мер являются: [1]

- Введение обязательного платежа за российский природный газ в рублях государствами, которые считаются недружественными, вступает в силу с 1 апреля 2022 года.

- Переход к расчетам в национальных валютах с деловыми партнерами.

- Создание фонда для поддержки ключевых предприятий наряду с механизмами льготного кредитования.

- Содействие льготному кредитованию технологических предприятий и ИТ-компаний, а также предоставление грантовой поддержки перспективным ИТ-инновациям.

- Предоставление льгот от различных форм государственного надзора, включая налоговый, валютный и другие виды контроля; и введение нулевой ставки налога на прибыль для организаций ИТ-отрасли до 31 декабря 2024 года.

- Предоставление отсрочки или рассрочки налоговых платежей в качестве гарантии от банкротства в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации.

- Увеличение авансовых платежей организациям, осуществляющим государственные закупки, тем самым ускоряя доступ к оборотному капиталу.

- Предоставление льготных возобновляемых и инвестиционных кредитов, кредитных каникул и вариантов отсрочки платежа (до шести месяцев) для малых и средних предприятий.

- Введение шестимесячного моратория на возбуждение дела о банкротстве организаций-должников на основании заявлений кредиторов, как это предусмотрено статьей 9.1 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” и Постановлением Правительства Российской Федерации.

Кроме того, реализуется комплекс программ, направленных на повышение финансовой устойчивости российских предприятий. Эти программы направлены на предоставление компаниям льготных кредитных ресурсов, субсидирование расходов и предоставление гарантий по кредитам. [3]

Дополнительную информацию об этих мерах можно получить на веб-сайте правительства и в соответствии с Федеральным законом № 71-ФЗ от 26 марта 2022 года. Этот закон устанавливает новый порядок начисления и выплаты процентов по кредитам с плавающей процентной ставкой, выданным до 27 февраля 2022 года. В соответствии с этой системой, в течение трех месяцев банки обязаны рассчитывать процентные ставки поэтапно: максимум 12,5% за первый месяц, 13,5% за второй и 16,5% за третий.

В сфере системообразующих предприятий, включая их дочерние компании, а также предприятий агропромышленного комплекса и торговли, активно реализуется программа льготного кредитования. Эта инициатива облегчает доступ к кредитам на сумму от десяти до тридцати миллиардов рублей, характеризующимся процентной ставкой в размере 11% годовых. Эти предприятия имеют право на получение субсидий, которые служат для компенсации затрат, понесенных при производстве, выполнении работ и предоставлении услуг. Эта финансовая поддержка соответствует целям, изложенным в Постановлении Правительства № 549 от 10.05.2017, которое направлено на повышение устойчивости экономического развития перед лицом насущных проблем.

Параллельно с этим Фонд промышленного развития взял на себя роль управляющего программой "Проекты развития". Эта инициатива предоставляет кредиты на срок до пяти лет, на сумму от пятидесяти до пятисот миллионов рублей, по процентным ставкам 1-3% годовых, как описано в [7, с. 49]. Предприятия, внесенные в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, приглашаются к участию в программах льготного кредитования под эгидой национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".

Участники этой программы могут воспользоваться кредитными линиями по льготным ставкам, варьирующимся в пределах 13,5-15% годовых, наряду с вариантами рефинансирования существующих кредитов, как указано в Распоряжениях № 535-р и № 536-р от 18 марта 2022 года и Постановлении Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 года. 441, датированный 23.03.2022. Примечательно, что портфель мер поддержки предприятий находится в состоянии динамичной эволюции, постоянно совершенствуясь для обеспечения быстрой адаптации и стабилизации в ответ на требования, предъявляемые международными санкциями.

Таким образом, следует отметить, что введение международных санкций против предприятий России снижает их уровень экономической безопасности, негативно влияет на инвестиционную привлекательность российских компаний, способствует массовому оттоку капитала, формирует недостаточность инвестиционных ресурсов для модернизации и развития, а также затрудняет доступ к зарубежным кредитным ресурсам, повышает стоимость их привлечения и др.

 

Список литературы:
1. Ахметзянов Р. М. Вызовы экономической безопасности: риски в условиях санкций и решения на основе проектного подхода / Р. М. Ахметзянов. // Россия в ХХI веке в условиях глобальных вызовов: проблемы управления рисками и обеспечения безопасности социально-экономических и социально-политических систем и комплексов: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Москва. – 2022. – С. 154-157.
2. Барсуков Ю. Г. Экономическая безопасность России в условиях санкций / Ю. Г. Барсуков, Н. А. Лопатин. // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: материалы X Международной научно-практической конференции ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов, студентов, Нижний Новгород. – 2022. – С. 234-237.
3. Воскресенская О. В. Экономическая безопасность промышленных предприятий в условиях международных санкций / О. В. Воскресенская. // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: сборник статей по итогам XVII национальной научно-практической конференции с международным участием. – 2022. – С. 68-73.