Статья:

СПЕЦИФИКА КОРПОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(265)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Рудь П.И. СПЕЦИФИКА КОРПОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 42(265). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/265/133936 (дата обращения: 23.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПЕЦИФИКА КОРПОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Рудь Полина Игоревна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Ломако Алла Юрьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

В сфере экономики, корпорации в Европе являются двигателями роста и инноваций. Многие крупные корпорации, такие как BMW, Nestle, и Siemens, играют решающую роль в мировой экономике, внося значительный вклад в национальные бюджеты. Их многонациональные операции позволяют им оптимизировать производственные процессы и максимизировать прибыль, в то время как их инвестиции в исследования и разработки способствуют технологическим инновациям и укрепляют позиции Европы в мировом бизнесе.

Однако вместе с преимуществами, функционирование корпораций в Европе сталкивается с рядом вызовов. Одним из них является баланс между экономическими интересами корпораций и социальными ожиданиями общества. Проблемы налогообложения, корпоративной коррупции и уровня заработной платы также стоят перед корпорациями, требуя сбалансированного подхода к управлению. Стоит отметить, что на современном этапе наблюдается разнообразие корпоративных структур, включая традиционные корпорации, стартапы, корпоративные инновационные лаборатории, партнерства и альянсы. Это отражает стремление к гибкости и адаптивности в бизнес-среде.

Кроме того, во всем мире набирают популярность создание экосистем в корпорациях (бизнес-экосистемы представляют собой концепцию, благодаря которой корпорация расширяется в различных отраслях, создавая новые продукты и сервисы, например: Яндекс – не только сайт, но и почта, такси, музыка, система доставки товаров (маркет), станция «Алиса» и др.). Экосистемы являются очень удобными для пользователей, поскольку все ресурсы находятся на единой платформе, что упрощает регистрацию и вход.

Корпорация происходит от слова «corpus» (тело), что изначально обозначало союз, объединение, объединяемых общностью интересов [1].

Гражданский кодекс Российской Федерации в 2014 году ввел понятие корпорации. В ст. 65.1 дается следующее определение: «Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса (к ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные организации, общественные движения и др.) являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями)». Понятие не является исчерпывающим, и его можно толковать в узком и широком смыслах. В узком смысле корпорациями являются акционерные общества, как их основный вид; в широком – любые организации, основанные на членстве или участии, как хозяйственные товарищества и общества, так и некоммерческие организации [2].

Именно здесь мы видим два основных подхода в юридической науке к определению понятия «корпорация»: в широком и узком смысле. В широком смысле корпорацией является любое юридическое лицо, основанное на членстве (т.е. и коммерческие и некоммерческие организации). В узком понимании – это только коммерческие организации, основанные на членстве [3]. Анализируя научную литературу, можно отметить, что наиболее распространенным является именно узкий смысл понятия «корпорация».

Говоря о зарубежных странах, под корпорацией в основных западноевропейских континентальных правовых системах понимают общность частных лиц, добровольно (на основе сделки) созданную ими для достижения общих целей путем внесения и совместного использования имущественных вкладов в любой форме [4].

В Германии понятие «корпорация» обычно соответствует юридическому термину «Aktiengesellschaft» (AG), что переводится как «акционерное общество» или «публичное акционерное общество». Вот несколько ключевых характеристик корпораций в Германии:

  1. Акционерное общество – это форма юридического лица, которая предоставляет ограничение ответственности акционеров. Она имеет отдельную юридическую личность от своих акционеров.
  2. Акции и капитал: Уставный капитал AG разделен на акции, которые могут быть приобретены акционерами. Акции представляют доли в собственности компании. Законом установлен минимальный требуемый уставный капитал для AG – 50 000 евро. Для сравнения, в Австрии минимальный размер уставного капитала составляет 70 000 евро, при этом минимум ¼ часть должна быть внесена на момент регистрации [5].
  3. Совет директоров и наблюдательный совет: AG управляется советом директоров (Vorstand), который ответственен за ежедневное руководство компанией. Также существует наблюдательный совет (Aufsichtsrat), который контролирует деятельность совета директоров.
  4. Дивиденды: AG имеют право выплачивать дивиденды своим акционерам из прибыли, полученной компанией.
  5. Прозрачность и отчетность: AG обязаны соблюдать высокие стандарты прозрачности и отчетности. Это включает регулярные финансовые отчеты, доклады об управлении и другую информацию, предоставляемую акционерам.
  6. Участие в управлении: Акционеры имеют ограниченное участие в управлении компанией. Они могут участвовать в принятии ключевых решений на общих собраниях акционеров, но ежедневное руководство остается в компетенции совета директоров.
  7. Устав и учредительные документы: AG должны иметь устав, который содержит основные положения организации и деятельности компании.

Анализируя Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК), можно сделать вывод, что корпорации (в узком понимании данного термина) – хозяйственные общества. Они могут создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерного общества.

Нормативные правовые акты Республики Беларусь содержат прямое указание только на транснациональные корпорации. В связи с данным положением, а также опираясь на опыт зарубежных стран, можем сделать вывод о том, что белорусское законодательство нуждается в конкретизации понятия «корпорация» и закреплении определения данного понятия в ГК в следующей формулировке: «Корпорация – это юридическое лицо, созданное путем объединения имущества участников, которые обладают определенными (корпоративными) правами и обязанностями, в целях ведения предпринимательской деятельности, при этом имущество и управление делами организации обособлены от имущества и личной воли участника». Закрепление данного понятия поможет лучшим образом понимать специфику корпораций, а также поспособствует дальнейшему развитию и улучшению корпоративного права в Республике Беларусь.

 

Список литературы:
1. Понятие корпорации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ecanet.ru/word/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F. – Дата доступа: 14.11.2023.
2. Сахарова, Ю.В., Грибченко, И.С. Понятие и признаки корпораций в российском законодательстве/ Ю. В. Сахарова // Экономика. Социология. Право. – 2022. – №2 (26).
3. Давудов, Д.А., Ивлев, И.Ю. Право корпораций в России и за рубежом // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 12. – С. 248-252.
4. Суханов, Е.А. Сравнительное корпоративное право: учеб. пособ. / Е.А. Суханов. – Москва : Статут, 2014. – 456 с.
5. Бизнес в Австрии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biznesskurs.ru/business_in_austria. – Дата доступа: 15.11.2023.