Статья:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВЫ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(265)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Зязев Д.М. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВЫ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 42(265). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/265/134032 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВЫ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Зязев Даниил Минхатович
студент, Пермский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Пермь
Худолей Дмитрий Михайлович
научный руководитель, Пермский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Пермь

 

Аннотация. В настоящей статье предметом исследования являются актуальные проблемы института досрочного прекращения полномочий главы местной администрации. Исследуемый процесс рассматривается в контексте его влияния на политическую стабильность и доверие общества к местной власти, выдвигаются предложения по улучшению законодательства, увеличению транспарентности процесса и укреплению роли гражданского общества в принятии решений. Делается вывод о необходимости разработки чётких критериев для досрочного прекращения полномочий, а также установления законодательных гарантий для предотвращения безосновательного прекращения и повышения правовой грамотности и осведомленности граждан. Предлагаемые нами меры прогрессивны и направлены на создание более справедливой, транспарентной и эффективной системы местного самоуправления.

 

Ключевые слова: досрочное прекращение полномочий, местное самоуправление, политическая стабильность, гражданское общество, глава местной администрации.

 

В современной России, где местное самоуправление играет ключевую роль в жизни социума, актуальность вопроса досрочного прекращения полномочий его руководителей непереоценима. Эта тема вызывает неподдельный общественный интерес, а также интерес ученых-юристов, так как затрагивает такие базовые теоретические аспекты, как институт демократии и правового государства. На примере различных правовых систем иностранных государств можно сделать вывод о том, что процедура досрочного прекращения полномочий главы местной администрации может быть как эффективным инструментом обеспечения ответственности и транспарентности власти, так и поводом к политическим конфликтам и правовой неопределенности, поэтому необходимо исследовать актуальные проблемы, связанные с правовым регулированием данного института, а также разработать пути их решения с целью укрепления демократических институтов и правовой защиты прав и интересов граждан.

Данная тема уже давно становится предметом исследования многих научных работ, в связи с чем представляется необходимым проанализировать результаты такой обширной исследовательской работы, так, С. В. Гончаров выделяет следующие актуальные проблемы досрочного прекращения полномочий главы местной администрации:

1) необоснованное предоставление субъектам РФ полномочий продления либо сокращения сроков полномочий уже избранных региональных органов (выборных официальных лиц) в целях синхронизации избирательного цикла во всех субъектах РФ с едиными днями голосования в порядке ч.4 ст. 82 ФЗ № 67, [1] поскольку это существенно нарушает избирательные права граждан, которые отдавали свой голос за орган либо официальное лицо местной администрации на тот срок полномочий, который установлен уставом местного управления;

2) незаконное применение таких муниципально-правовых санкций, как удаление в отставку, отзыв избирателями, отрешение от должности, которое не всегда основано на установленных фактах, свидетельствующих о действиях (бездействии) главы местной администрации, приведших к нарушению соответствующих муниципально-правовых норм и утрате доверия со стороны субъектов применения муниципально-правовых санкций;

3) неопределенность в уставах местного управления в части сроков полномочий главы местной администрации, когда в устав местного управления вносятся изменения, промежутков времени и содержания полномочий органов местного управления, но прежний глава местной администрации в силу ч. 4 ст. 40 ФЗ № 131 продолжает исполнять свои полномочия;

4) неимение необходимой систематизации установленного законодательством списка оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации;

5) к настоящему времени законодательная процедура исполнения предусмотренных законодательством оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации охватывает только удаление в отставку, отрешение от должности и отзыв избирателями».

По мнению С. Е. Чаннова, основными проблемами досрочного прекращения полномочий главы местной администрации  являются:

‒ спорный характер вопроса о возможности досрочного прекращения контракта с главой местной администрации, так как увольнение глав местных администраций по предусмотренным основаниям ТК РФ, а также Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ [2] неприемлемо, как с формально-юридических позиций, так и с точки зрения потребностей залога независимости главы местной администрации в системе муниципальной власти;

‒ присутствие бесспорных пробелов в регулировании расторжения соглашения с главой местной администрации

Выделенные в доктрине проблемы, на наш взгляд, оказывают негативное влияние на реализацию института досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, но помимо уже выделенных российскими учеными существуют и другие проблемы, также из уже выявленных вытекают и другие.

Принятие решений о досрочном прекращении полномочий осуществляется людьми, а потому является субъективным, имеет место человеческий фактор. В некоторых случаях, такое решение может быть продиктовано политическим или личным интересом конкретного субъекта, что безусловно ведет к подрыву доверия к процедуре. Помимо этого, прозрачность процедуры также далека от идеала, это связано с недостатками доведения информации о причинах и обстоятельствах, которые повлекли за собой прекращение полномочий до общественности. Процесс досрочного прекращения полномочий часто бывает обременен различными сложностями в его реализации и представляется обществу запутанным, что влечет за собой проблемы в понимании и восприятии этого процесса людьми. Также во многих случаях, граждане оказываются неоправданно отстранены от процесса принятия решений, то есть не могут повлиять на результаты исследуемой процедуры.

Доверие социума к досрочному прекращению полномочий подрывается еще и из-за частоты изменений в руководстве органа мастного самоуправления, это в целом может приводить к политической нестабильности, порой процедура воспринимается как безосновательная или незаконная, что еще больше усугубляет эту проблему, возникает так называемая «эрозия доверия».

Для позитивной модернизации процедуры досрочного прекращения полномочий глав местных администраций, ключевым фактором является изменение существующего законодательства. Думается, что законодателю необходимо провести разработку чётких и понятных критериев (оснований) для досрочного прекращения полномочий, с учетом складывающейся практики. Эти критерии должны быть основаны на объективных и проверяемых фактах, чтобы исключить человеческий фактор, насколько это возможно, проявления субъективизма и предвзятости при применении процедуры должны быть минимизированы, кроме того, случаи необоснованного снятия с должности говорят о необходимости введения законодательных гарантий, которые позволят защитить должностных лиц. Последующим этапом является обеспечение транспарентности процесса. Для этого необходимо разработать средства и порядок информирования общества о прошедших процессах досрочного прекращения полномочий и причинах или событиях, которые повлекли такие решения, помимо этого общественные организации и эксперты должны участвовать в мониторинге и оценке законности принимаемых решений. Этот комплекс мер будет выполнять превентивную функцию, предотвращая злоупотребления и укрепляя доверие и уверенность граждан в отношении органов власти. Возрастание роли гражданского общества в РФ также станет ключом к совершенствованию процесса досрочного прекращения полномочий. Возможности для участия граждан в принятии решений, включая общественные слушания и референдумы, должны быть расширены, для решения проблемы должна быть усилена степень общественного контроля. Организация социального проектирования, направленного на ликвидацию правовой безграмотности населения в вопросах местного самоуправления и процедур досрочного прекращения полномочий, также будет способствовать включению граждан в управлении, контроле и принятие решений.

Реализация этих мер позволит существующей системе стать справедливой, транспарентной и эффективной, целью которой будет достижение баланса интересов и прав как глав местных администраций, так и граждан, тем самым способствуя укреплению демократичности и законности исследуемой процедуры. Проблематика досрочного прекращения полномочий главы местной администрации имеет законодательное регулирование, процедурные аспекты, социальные, политические и экономические причины и последствия. Для того, чтобы устранить перечисленные причины необходим комплекс мероприятий, включающий совершенствование законодательства, повышение транспарентности процессов, а стимулирование общественности к организации контроля за деятельностью органов. Реализация предложенных нами рекомендаций позволит, во-первых, минимизировать риски злоупотреблений и правовой неопределенности, а также поспособствует укреплению доверие граждан к системе местного самоуправления в Российской Федерации, что необходимо для функционирования современного демократического общества.

 

Список литературы:
1. ФЗ № 67 ч.4 ст. 82
2. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ