Статья:

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(266)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Евтушенко И.С. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 43(266). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/266/134208 (дата обращения: 11.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Евтушенко Илья Сергеевич
студент, Сибирский университет потребительской кооперации, РФ, г. Новосибирск
Достовалов Сергей Александрович
научный руководитель, Сибирский университет потребительской кооперации, РФ, г. Новосибирск

 

В настоящее время процессы миграции занимают определенною роль в экономическом развитии Российской Федерации. Согласно Указу Президента РФ от 31 октября 2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы», переселение мигрантов становится одним из источ­ников увеличения численности населе­ния страны и её регионов. Так же говориться и о том, что в 2022 году под влиянием изменившихся социально-экономических условий увеличился миграционный отток населения Российской Федерации за рубеж. В связи с этим требуется принятие дополнительных мер по созданию привлекательных финансовых, социальных и иных механизмов сохранения человеческого капитала, снижения оттока населения Российской Федерации за рубеж.

Вместе с этим, отмечается и то что миграционное законодательство не в полной мере соответствует текущим экономическим и социальным потребностям. Несовершенство действующей системы приводит к тому что появляется большое количество незаконных мигрантов следствия чему развивается теневой сектор экономики.

Глава СК РФ Александр Бастрыкин в ходе Петербургского международного юридического форума озвучил факт роста преступности среди мигрантов. За минувший год количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных мигрантами, выросло с 11 до 15 тысяч – на 37%.

С учётом изложенного прокурорский надзор за исполнением миграционного законодательства в современных усло­виях приобрёл особую актуальность, в том числе как средство профилактики преступлений. Приказом Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. № 7 «Об организации работы органов проку­ратуры Российской Федерации по про­тиводействию преступности» прокуро­рам предписано обращать особое вни­мание на исполнение законов о борьбе с нелегальной миграцией.

Каждый год число выявляемых прокурорами нарушений законодательных актов о миграции остается стабильно высоким.

Стоит определится в том, что именно представляет из себя предмет прокурорского надзора в сфере миграционного законодательства. Предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства закреплен в ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации». Следовательно, предмет прокурорского надзора за исполнение миграционного законодательства представляет собой соответствующую функциональную деятельность прокурора которая направлена на своевременное и полное выявление, устранение, пресечение и предупреждение каких-либо нарушений норм Конституции страны о правах человека и гражданина в сфере миграции, а также на применении соответствующие мер по привлечению к ответственности лиц, которые виновны в нарушении законодательства в сфере миграции и прав субъектов миграционных правовых отношений.

Как свидетельствует практика прокурорского надзора, большая часть нарушений связанна с несоблюдением мигрантами порядка пребывания на территории Российской Федерации, осуществления ими трудовой деятельности без официального разрешения, фиктивной пропиской. Как пример, в результате прокурорской проверки было установлено, что житель Новосибирска прописал у себя в квартире 68 мигрантов, мужчина получил от иностранных граждан 46 тысяч рублей в качестве вознаграждения. Так же в ходе прокурорской проверки прокурор Бердска и специалисты отдела по вопросам миграции МВД России проверили выполнение требований миграционного законодательства в магазинах «Лента» в Бердске и нашли нарушения. Они выявили пятерых граждан Республики Узбекистан – работников другого общества, оказывающего магазину услуги уборки помещений. Они работали уборщиками без патента, а также незаконно пребывали на территории Российской Федерации. 

Из этого следует, что в действующем законодательстве имеется ряд упущений в плане регистрации и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Можно выделить несколько недостатков в организации прокурорского надзора за исполнением миграционного законодательства

- низкая организация информационно-аналитического обеспечения по своевременному сбору, оперативной обработке, анализу и обобщению статистических и иных необходимых сведений о нарушениях законодательства, ущемляющих права участников миграционных правоотношений;

- во многих регионах прокурорские проверки проводятся с удручающей динамикой и в основном по заданиям вышестоящих прокуроров. В результате правонарушения своевременно не выявляются, а нарушенные права не восстанавливаются

- в представлениях не всегда анализируются причины и обстоятельства, способствовавшие совершению миграционного законодательства. Во многих случаях не выявляются виновные должностные лица и не ставятся вопросы их об ответственности, установленной законом;

Следует отметить, что существует явная необоснованность в оплате труда сотрудникам, как показывает практика иностранным гражданам и гражданам Российской Федерации обладающим равной квалификацией платят разные суммы.

В связи с этим необходимо организация надзорной функции прокуратуры в этой сфере, чтобы плата труда была без каких-либо признаков дискриминации по отношению к иностранным гражданам.

Для совершенствования прокурорского надзора за исполнением миграционного законодательства соблюдением прав и свобод субъектов, необходимостью будет повышать уровень информационно-аналитического и методического обеспечения применительно к организации и осуществлению именно данного вида надзора. Одним из средств развития информационного обеспечения органов прокуратуры, которые будут способствовать укреплению законности и правопорядка в сфере миграционных правовых отношений являются существенное расширение и организационное укрепление сотрудничества органов прокуратуры с общественными организациями, которые непосредственно функционируют в сфере миграции, а значит, владеют всеми данными о совершаемых в данной сфере правонарушениях.

Таким образом, своевременная активизация надзора за исполнением миграционного законодательства, поможет предотвратить многие проблемы. Так же стоит отметить, что взаимодействие органов прокуратуры целесообразно МВД с иными органами государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне, общественными организациями, средствами массовой информации.

 

Список литературы:
1. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон [от 17 января 1992 г. №2202-I] // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - № 8, Ст. 366
2. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы"
3. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16 января 2012 г. № 7 "Об организации работы органов Прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности"
4. Паламарчук А. Задачи прокурорского надзора за исполнением миграционного законодательства // Законность. 2014. № 1.
5. Зайцев С.П. Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства в миграционной сфере // Законность. – 2012. – № 11