ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(266)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(266)
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В настоящее время процессы миграции занимают определенною роль в экономическом развитии Российской Федерации. Согласно Указу Президента РФ от 31 октября 2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы», переселение мигрантов становится одним из источников увеличения численности населения страны и её регионов. Так же говориться и о том, что в 2022 году под влиянием изменившихся социально-экономических условий увеличился миграционный отток населения Российской Федерации за рубеж. В связи с этим требуется принятие дополнительных мер по созданию привлекательных финансовых, социальных и иных механизмов сохранения человеческого капитала, снижения оттока населения Российской Федерации за рубеж.
Вместе с этим, отмечается и то что миграционное законодательство не в полной мере соответствует текущим экономическим и социальным потребностям. Несовершенство действующей системы приводит к тому что появляется большое количество незаконных мигрантов следствия чему развивается теневой сектор экономики.
Глава СК РФ Александр Бастрыкин в ходе Петербургского международного юридического форума озвучил факт роста преступности среди мигрантов. За минувший год количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных мигрантами, выросло с 11 до 15 тысяч – на 37%.
С учётом изложенного прокурорский надзор за исполнением миграционного законодательства в современных условиях приобрёл особую актуальность, в том числе как средство профилактики преступлений. Приказом Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» прокурорам предписано обращать особое внимание на исполнение законов о борьбе с нелегальной миграцией.
Каждый год число выявляемых прокурорами нарушений законодательных актов о миграции остается стабильно высоким.
Стоит определится в том, что именно представляет из себя предмет прокурорского надзора в сфере миграционного законодательства. Предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства закреплен в ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации». Следовательно, предмет прокурорского надзора за исполнение миграционного законодательства представляет собой соответствующую функциональную деятельность прокурора которая направлена на своевременное и полное выявление, устранение, пресечение и предупреждение каких-либо нарушений норм Конституции страны о правах человека и гражданина в сфере миграции, а также на применении соответствующие мер по привлечению к ответственности лиц, которые виновны в нарушении законодательства в сфере миграции и прав субъектов миграционных правовых отношений.
Как свидетельствует практика прокурорского надзора, большая часть нарушений связанна с несоблюдением мигрантами порядка пребывания на территории Российской Федерации, осуществления ими трудовой деятельности без официального разрешения, фиктивной пропиской. Как пример, в результате прокурорской проверки было установлено, что житель Новосибирска прописал у себя в квартире 68 мигрантов, мужчина получил от иностранных граждан 46 тысяч рублей в качестве вознаграждения. Так же в ходе прокурорской проверки прокурор Бердска и специалисты отдела по вопросам миграции МВД России проверили выполнение требований миграционного законодательства в магазинах «Лента» в Бердске и нашли нарушения. Они выявили пятерых граждан Республики Узбекистан – работников другого общества, оказывающего магазину услуги уборки помещений. Они работали уборщиками без патента, а также незаконно пребывали на территории Российской Федерации.
Из этого следует, что в действующем законодательстве имеется ряд упущений в плане регистрации и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.
Можно выделить несколько недостатков в организации прокурорского надзора за исполнением миграционного законодательства
- низкая организация информационно-аналитического обеспечения по своевременному сбору, оперативной обработке, анализу и обобщению статистических и иных необходимых сведений о нарушениях законодательства, ущемляющих права участников миграционных правоотношений;
- во многих регионах прокурорские проверки проводятся с удручающей динамикой и в основном по заданиям вышестоящих прокуроров. В результате правонарушения своевременно не выявляются, а нарушенные права не восстанавливаются
- в представлениях не всегда анализируются причины и обстоятельства, способствовавшие совершению миграционного законодательства. Во многих случаях не выявляются виновные должностные лица и не ставятся вопросы их об ответственности, установленной законом;
Следует отметить, что существует явная необоснованность в оплате труда сотрудникам, как показывает практика иностранным гражданам и гражданам Российской Федерации обладающим равной квалификацией платят разные суммы.
В связи с этим необходимо организация надзорной функции прокуратуры в этой сфере, чтобы плата труда была без каких-либо признаков дискриминации по отношению к иностранным гражданам.
Для совершенствования прокурорского надзора за исполнением миграционного законодательства соблюдением прав и свобод субъектов, необходимостью будет повышать уровень информационно-аналитического и методического обеспечения применительно к организации и осуществлению именно данного вида надзора. Одним из средств развития информационного обеспечения органов прокуратуры, которые будут способствовать укреплению законности и правопорядка в сфере миграционных правовых отношений являются существенное расширение и организационное укрепление сотрудничества органов прокуратуры с общественными организациями, которые непосредственно функционируют в сфере миграции, а значит, владеют всеми данными о совершаемых в данной сфере правонарушениях.
Таким образом, своевременная активизация надзора за исполнением миграционного законодательства, поможет предотвратить многие проблемы. Так же стоит отметить, что взаимодействие органов прокуратуры целесообразно МВД с иными органами государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне, общественными организациями, средствами массовой информации.