САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КАЧЕСТВО СУБЪЕКТА И ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(267)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(267)
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КАЧЕСТВО СУБЪЕКТА И ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ
Аннотация. В данной статье рассматривается самостоятельность как важное качество личности и её становление.
Ключевые слова: социализация, личность, самостоятельность, познавательная и прикладная самостоятельность.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что для развития современного общества очень важно наличие у человека таких личностных характеристик, которые обеспечивают не только адаптивность к постоянно меняющейся экономической, политической, социальной жизни, но и развитие каждой личности, т.е. общества в целом. В данном свете важной личностной характеристикой является самостоятельность.
Самостоятельность, являясь многосторонним свойством личности, представляет собой один из показателей степени развития умственных возможностей личности, включающий в себя осознанность и мотивированность действий, неподверженность влиянию окружающих, проявление собственной воли, понимание необходимости действовать в данных обстоятельствах в соответствии с принятым решением и собственной внутренней позицией.
Вопросам самостоятельности в педагогике всегда уделялось большое внимание. Российским основоположников теории формирования самостоятельности является К.Д. Ушинский, который считал, что приучение ребенка к наблюдению дает ему возможность самостоятельно думать и выражать собственные мысли: «самостоятельность мысли вытекает только из самостоятельно приобретенных знаний» [2]. То есть самостоятельность - это качество, в основе которого - самостоятельность мышления, и формируется она в процессе самостоятельной деятельности учащегося под руководством учителя.
Проанализировав существующие по вопросам самостоятельности точки зрения, дадим собственную трактовку данного понятия. Самостоятельность - это способность личности без посторонней помощи принимать решения по планированию, организации, осуществлению, анализу, контролю деятельности и соответственно ее результатов. Это умение человека управлять собственной деятельностью и нести ответственность за принимаемые решения. Поэтому самостоятельность невозможна без понимания целей и мотивов деятельности, оценки ее результатов, планирования, самоконтроля, самоанализа.
Представляется, что формирование самостоятельности начинается с развития познавательной самостоятельности, являющейся основой интеллектуальной и прикладной самостоятельности. В основе самостоятельности в мышлении находятся интеллектуальные умения личности, которые позволяют человеку активно мыслить, самостоятельно анализировать информацию, делать выводы.
Можно сказать, что самостоятельность - это готовность человека к совершению тех или иных действий и к самообразованию. Структуру познавательной самостоятельности образуют знания, навыки, умения, способности, организованность, мотивы, высокие моральные качества личности. Являясь качеством личности, самостоятельность может формироваться только в самостоятельной познавательной деятельности, в процессе которой формируется не только самостоятельность, но и развиваются способности, умения и навыки, знания. Самостоятельность можно только сформировать в процессе воспитания и самостоятельной работы.
В основе любой деятельности находится совершение того или иного действия, исходящего из определенных мотивов и направленного на достижение определенной цели. Соответственно самостоятельность выражается в способности индивида самостоятельно, без помощи посторонних лиц, осуществлять действия по решению задач, заключающиеся в принятии решений по планированию, организации, оценки деятельности и ее результатов [3].
Самостоятельность основана на единстве мышления и деятельности и проявляется как в умственной, так и в практической деятельности, формирование самостоятельности осуществляется в первую очередь посредством развития познавательной самостоятельности, являющейся основой интеллектуальной и прикладной самостоятельности. В основе мыслительной, интеллектуальной самостоятельности находятся интеллектуальные умения человека - умение сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать, классифицировать, делать выводы. В основе же прикладной самостоятельности находятся практические навыки человека - жизненные, бытовые, рабочие и так далее, базирующиеся на практических навыках и умениях.
В современной школе навыки самостоятельности формируются при изучении всех дисциплин. При этом в связи с образовательной концепцией учащиеся в процессе обучения должны получить представления и навыки анализа и решения возникающих практических проблем преобразования материалов, энергии, информации, конструирования, проектирования, изготовления, оценки процессов, а также представления о мире науки, технологий, техносферы, влияния технологий на общество и окружающую среду, представления о сферах человеческой деятельности и общественного производства, навыки самооценки собственных возможностей в мире профессий.