ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РФ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(267)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(267)
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РФ
На сегодняшний день прокуратура играет ключевую роль в поддержании стабильности государства, обеспечивает соблюдение законности и укрепляет порядок. Её широкие надзорные полномочия находят законное обоснование в этой роли. Особо следует выделить универсальный и межведомственный характер прокурорского надзора в современной России, особенно в контексте контрольно-надзорной деятельности государства.
При анализе статуса прокуратуры в контрольно-надзорной сфере следует отметить, что прокурорский надзор является всеобъемлющим и охватывает деятельность различных ведомств. Сравнение прокурорского надзора с функциями контроля и надзора других органов власти позволяет лучше понять роль прокуратуры в этой сфере. Прокурорский надзор выступает эффективным инструментом для обеспечения соблюдения законности как со стороны субъектов контрольно-надзорной деятельности, так и их объектов. Это обеспечивает комплексный контроль исполнения законов, охватывая обе стороны контрольного процесса [6, с. 166].
Прокурорский надзор – это специфический вид деятельности, реализуемый федеральными органами прокуратуры. Данная деятельность осуществляется от лица Российской Федерации и заключается в проверке точности и правильности трактовки и исполнения норм Конституции РФ и прочих законов, действующих на территории государства [7, с. 60].
Прокурорский надзор охватывает широкий спектр деятельности органов власти, предприятий, и общественных организаций. Эта универсальность позволяет прокурорам оценивать и контролировать соблюдение законности в различных сферах, включая исполнительную, законодательную и судебную власть.
Правовое регулирование прокурорского надзора осуществляется: Конституцией РФ, которая регламентирует деятельность прокуратуры за исполнением и соблюдением законов, Федеральным законом «О прокуратуре РФ», закрепляет общие положения о прокуратуре, организацию деятельности и полномочия органов прокуратуры, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
В Конституции РФ положения о прокуратуре содержатся в статье 129, главе 7 «Судебная власть и прокуратура». Здесь утверждается, что прокуратура РФ является единой централизованной системой с иерархией, включая подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Данная статья также устанавливает порядок назначения и освобождения от должностей Генерального прокурора РФ и прочих прокуроров.
Ключевым нормативным актом, регулирующим организацию и функционирование органов прокуратуры в Российской Федерации, является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Этот закон устанавливает следующие основные аспекты: цели, стоящие перед органами прокуратуры, их структура и порядок функционирования; принципы организации и деятельности прокуратуры; функции и основные направления деятельности прокуроров, включая участие в различных сферах надзора; полномочия прокуроров, применяемые к конкретным областям надзора и другим видам деятельности; порядок назначения на должности прокурорских работников и требования, предъявляемые к лицам, занимающим должности прокуроров; условия прохождения службы и правовой статус прокуроров.
Прокурорский надзор обладает рядом характерных особенностей, которые отличают его от контрольной деятельности вневедомственных и специальных контрольных органов:
1. Он осуществляется единой системой однородных органов, в то время как другие формы контроля могут быть децентрализованы.
2. Прокуроры оценивают работу органов и должностных лиц, ориентируясь на аспекты законности, в то время как многие контрольные органы оценивают деятельность с позиции как законности, так и целесообразности.
3. В ходе проверок контрольные органы имеют право применять административные меры к объектам контроля, чего прокуроры делать не могут.
Закон о прокуратуре (п. 2, ст. 1) устанавливает следующие полномочия для органов прокуратуры:
- Осуществление надзора за соблюдением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и прочими федеральными органами исполнительной власти, а также представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
- Осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными органами.
- Осуществление надзора за исполнением законов органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и предварительным следствием (например, органы внутренних дел, ФСБ России, таможенная служба и др.).
- Осуществление надзора за исполнением законов судебными приставами.
- Осуществление надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, занимающихся исполнением наказания и применением назначаемых судом мер принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
- Осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством РФ.
- Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, включая созыв координационных совещаний, организацию рабочих групп и запрос необходимой информации [8, с. 114].
В дополнение к вышесказанному, прокурор:
- В соответствии с процессуальным законодательством РФ принимает участие в рассмотрении судами дел различных категорий, включая уголовные, гражданские и административные дела. Он представляет мнение прокуратуры относительно решений судов, которые противоречат закону, включая приговоры, определения и постановления.
- В ходе выполнения своих обязанностей и участия в процессе правотворчества прокурор проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов и организаций, органов местного самоуправления и их должностных лиц, согласно статье 9.1 Закона о прокуратуре.
- При выявлении в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд [3].
Результаты прокурорского надзора могут проявиться в четырех разновидностях реагирования прокурора:
- Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении – это акт, которым прокурор официально инициирует начало расследования административного правонарушения.
- Протест – представляется в случае, если прокурор считает, что правовой акт, вынесенный органом или должностным лицом, противоречит закону. Протест может быть направлен в орган, издавший акт, а также в суд в случае несогласия с решением, приговором, определением или постановлением суда.
- Представление – прокурор обращается к органу или должностному лицу с требованием устранить выявленные нарушения закона.
- Предостережение о недопустимости нарушения закона – прокурор предостерегает должностных лиц путем предупреждения в письменной форме, основываясь на информации о возможных нарушениях закона с целью предотвращения правонарушений [4, с. 173].
Подводя итоги, можно сказать, что прокуратура в Российской Федерации играет ключевую роль в обеспечении законности, защите прав граждан и поддержании стабильности государства. Прокуроры осуществляют разносторонний надзор за соблюдением законов различными органами и должностными лицами, включая федеральные и региональные органы исполнительной власти, представительные и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и другие.
Прокуратура в России представляет собой ключевой элемент системы правопорядка, обеспечивая соблюдение законности, защиту прав граждан и поддержание порядка в соответствии с принципами, закрепленными в законах страны.