Статья:

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(267)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Дзауров Х.Ш. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 44(267). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/267/143178 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РФ

Дзауров Харон Шамсудинович
магистрант, Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас
Батыгов Заяудин Османович
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры Теория и история государства и права, Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас

 

На сегодняшний день прокуратура играет ключевую роль в поддержании стабильности государства, обеспечивает соблюдение законности и укрепляет порядок. Её широкие надзорные полномочия находят законное обоснование в этой роли. Особо следует выделить универсальный и межведомственный характер прокурорского надзора в современной России, особенно в контексте контрольно-надзорной деятельности государства.

При анализе статуса прокуратуры в контрольно-надзорной сфере следует отметить, что прокурорский надзор является всеобъемлющим и охватывает деятельность различных ведомств. Сравнение прокурорского надзора с функциями контроля и надзора других органов власти позволяет лучше понять роль прокуратуры в этой сфере. Прокурорский надзор выступает эффективным инструментом для обеспечения соблюдения законности как со стороны субъектов контрольно-надзорной деятельности, так и их объектов. Это обеспечивает комплексный контроль исполнения законов, охватывая обе стороны контрольного процесса [6, с. 166].

Прокурорский надзор – это специфический вид деятельности, реализуемый федеральными органами прокуратуры. Данная деятельность осуществляется от лица Российской Федерации и заключается в проверке точности и правильности трактовки и исполнения норм Конституции РФ и прочих законов, действующих на территории государства [7, с. 60].

Прокурорский надзор охватывает широкий спектр деятельности органов власти, предприятий, и общественных организаций. Эта универсальность позволяет прокурорам оценивать и контролировать соблюдение законности в различных сферах, включая исполнительную, законодательную и судебную власть.

Правовое регулирование прокурорского надзора осуществляется: Конституцией РФ, которая регламентирует деятельность прокуратуры за исполнением и соблюдением законов, Федеральным законом «О прокуратуре РФ», закрепляет общие положения о прокуратуре, организацию деятельности и полномочия органов прокуратуры, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

В Конституции РФ положения о прокуратуре содержатся в статье 129, главе 7 «Судебная власть и прокуратура». Здесь утверждается, что прокуратура РФ является единой централизованной системой с иерархией, включая подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Данная статья также устанавливает порядок назначения и освобождения от должностей Генерального прокурора РФ и прочих прокуроров.

Ключевым нормативным актом, регулирующим организацию и функционирование органов прокуратуры в Российской Федерации, является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Этот закон устанавливает следующие основные аспекты: цели, стоящие перед органами прокуратуры, их структура и порядок функционирования; принципы организации и деятельности прокуратуры; функции и основные направления деятельности прокуроров, включая участие в различных сферах надзора; полномочия прокуроров, применяемые к конкретным областям надзора и другим видам деятельности; порядок назначения на должности прокурорских работников и требования, предъявляемые к лицам, занимающим должности прокуроров; условия прохождения службы и правовой статус прокуроров.

Прокурорский надзор обладает рядом характерных особенностей, которые отличают его от контрольной деятельности вневедомственных и специальных контрольных органов:

1. Он осуществляется единой системой однородных органов, в то время как другие формы контроля могут быть децентрализованы.

2. Прокуроры оценивают работу органов и должностных лиц, ориентируясь на аспекты законности, в то время как многие контрольные органы оценивают деятельность с позиции как законности, так и целесообразности.

3. В ходе проверок контрольные органы имеют право применять административные меры к объектам контроля, чего прокуроры делать не могут.

Закон о прокуратуре (п. 2, ст. 1) устанавливает следующие полномочия для органов прокуратуры:

- Осуществление надзора за соблюдением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и прочими федеральными органами исполнительной власти, а также представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

- Осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными органами.

- Осуществление надзора за исполнением законов органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и предварительным следствием (например, органы внутренних дел, ФСБ России, таможенная служба и др.).

- Осуществление надзора за исполнением законов судебными приставами.

- Осуществление надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, занимающихся исполнением наказания и применением назначаемых судом мер принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

- Осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством РФ.

- Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, включая созыв координационных совещаний, организацию рабочих групп и запрос необходимой информации [8, с. 114].

В дополнение к вышесказанному, прокурор:

- В соответствии с процессуальным законодательством РФ принимает участие в рассмотрении судами дел различных категорий, включая уголовные, гражданские и административные дела. Он представляет мнение прокуратуры относительно решений судов, которые противоречат закону, включая приговоры, определения и постановления.

- В ходе выполнения своих обязанностей и участия в процессе правотворчества прокурор проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов и организаций, органов местного самоуправления и их должностных лиц, согласно статье 9.1 Закона о прокуратуре.

- При выявлении в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд [3].

Результаты прокурорского надзора могут проявиться в четырех разновидностях реагирования прокурора:

- Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении – это акт, которым прокурор официально инициирует начало расследования административного правонарушения.

- Протест – представляется в случае, если прокурор считает, что правовой акт, вынесенный органом или должностным лицом, противоречит закону. Протест может быть направлен в орган, издавший акт, а также в суд в случае несогласия с решением, приговором, определением или постановлением суда.

- Представление – прокурор обращается к органу или должностному лицу с требованием устранить выявленные нарушения закона.

- Предостережение о недопустимости нарушения закона – прокурор предостерегает должностных лиц путем предупреждения в письменной форме, основываясь на информации о возможных нарушениях закона с целью предотвращения правонарушений [4, с. 173].

Подводя итоги, можно сказать, что прокуратура в Российской Федерации играет ключевую роль в обеспечении законности, защите прав граждан и поддержании стабильности государства. Прокуроры осуществляют разносторонний надзор за соблюдением законов различными органами и должностными лицами, включая федеральные и региональные органы исполнительной власти, представительные и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и другие.

Прокуратура в России представляет собой ключевой элемент системы правопорядка, обеспечивая соблюдение законности, защиту прав граждан и поддержание порядка в соответствии с принципами, закрепленными в законах страны.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СПС Гарант // (дата обращения: 20.12.2023)
2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения: 20.12.2023)
3. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902201122 (дата обращения: 21.12.2023)
4. Асташкина Е. Н., Курохтина Е. С. Сущность прокурорского надзора: теоретико-правовые аспекты // Вестник СГЮА. 2020. №1 (132). С. 169-177.
5. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор. М.: Проспект, 2016. 445 с.
6. Исаков А. М. Прокуратура в системе контрольно-надзорных органов // Вопросы науки и образования. 2018. №7 (19). С. 165-168. С. 166 
7. Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Юстицинформ, 2012. 390 с.
8. Тагирова Д. Т., Сулейманов В. Г. Прокурорский надзор в Российской Федерации // Законность и правопорядок в современном обществе. 2011. №7. С. 114-117.