Статья:

ВЛИЯНИЕ БУЛЛИНГА НА ПОДРОСТКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(269)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Мальцев З.В. ВЛИЯНИЕ БУЛЛИНГА НА ПОДРОСТКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 2(269). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/268/143338 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ БУЛЛИНГА НА ПОДРОСТКОВ

Мальцев Захар Валерьевич
учащийся МАОУ СОШ № 57, РФ, г. Краснодар
Фанян Аршалуйс Людвиковна
научный руководитель, педагог- психолог, МАОУ СОШ 57, РФ, г. Краснодар

 

Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось еще в XX веке, однако современное значение оно приобрело недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.

Буллинг – школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей. Это систематическое проявление агрессии и причинение вреда.

Основоположниками исследования буллинга считаются такие ученые, как Д. Олвеус, А. Пикас и П. Хайнеманн. Впервые упоминания об исследованиях школьного буллинга относятся к 1905 г. Французский ученый К. Дьюкс в одной из своих работ впервые исследовал данный феномен, и его научные изыскания были положены в основу ряда трудов европейских исследователей. Благодаря работам Д.Олвеуса, Е.Роланда и других ученых в 1978 г. понятие «буллинг» было введено в научный оборот. В 1969 г. школьный врач Петер Пауль Хайнеманн опубликовал свою первую статью, посвященную феномену школьной травли. В 1972 г. вышла первая книга П. Хайнеманна «Моббинг. Групповое насилие среди детей и взрослых», основывающаяся на наблюдениях ученого за детьми в одном из школьных дворов Швеции.

 Одной из проблем буллинга является чувство безнаказанности у агрессоров, которое уничтожает нравственные границы и носит социально-опасный характер.

Характерными признаками буллинга являются:

  1. Неравные силы. Жертва не может защитить себя.
  2. Насилие над жертвой буллинга осуществляется на регулярной основе.
  3. Травля вызывает у жертвы негативную психологическую реакцию.

Основная цель буллера (агрессора) обычно заключается в том, чтобы скрыть свою неполноценность.

Участниками буллинга являются:

- Жертва – человек, испытывающий травлю. Жертвами буллинга, как правило, становятся дети чувствительные и не способные постоять за себя.

- Агрессор – человек, начинающий травлю.

- Последователи – люди, следующие примеру агрессора. Преследователи обычно несамостоятельны и легко поддаются влиянию окружающих. Они не склонны признавать свою ответственность за происходящее.

- Наблюдатели – люди, наблюдающие травлю. В школе основная масса является наблюдателями. Очевидцы буллинга часто испытывают страх в школе и беспомощность перед лицом насилия. Даже если оно направлено не на них непосредственно.

- Защитники – люди, защищающие жертву. Зачинщиками обычно становятся дети, легко возбудимые и импульсивные, не способные сочувствовать.

Виды булллинга

Существует прямой и косвенный буллинг. Прямой буллинг представляет собой открытое воздействие, например, избиение. Косвенный буллинг предполагает собой скрытые издевательства.

По направленности буллинг бывает:

  1. Только между 2-мя учениками.
  2. Между учениками и учеником.
  3. Между учителем и учеником.
  4. Между учителем и учениками.

Выделяют 5 видов буллинга:

  • Cловеcный (вербальный)

Словесный или вербальный вид буллинга направлен на издевательства или запугивание. Дети, подвергшиеся вербальному буллингу, часто замыкаются в себе, становятся капризными и имеют проблемы с аппетитом.

  • Физичеcкий

Физичеcкий вид буллинга – это вид буллинга, направленный на запугивание c помощью физического воздействия, например, удары, пинки и другие действия, которые причиняют боль.

  • Cоциальный (психологический)

Cоциальный или пcихологический вид буллинга направлен на игнорирование, оскорбительные жесты или действия, намеренное исключение человека из какой-либо деятельности.  Последствиями являются изменения настроения ребенка, нежелание поддерживать участие в компании сверстников, стремление к одиночеству.

  • Кибербуллинг

Киббербуллинг – это буллинг с использованием гаджетов, направленный на оскорбительные комментарии, запугивание, обвинение кого-либо с использованием интернет сферы. Данное направление травли представляет наибольшую опасность, так как обидчик чувствует большую безнаказанность и не видит последствия своего поступка.

  • Экономический

Экономический вид буллинга – это буллинг, который направлен на вымогательство денег, вещей, порчу одежды и тому подобное.

Основные причины возникновения буллинга

Подростковый возраст является наиболее сложным этапом становления в жизни человека.

Именно в этот период активно происходят изменения не только в личности и учебной деятельности ребенка, но также и в общении и взаимодействии со сверстниками, учителями и родителями.

В этом возрасте происходят как внешние конфликты, так внутриличностные, которые связаны с переходным возрастом.

Данные проявления влекут за собой появление конфликтных ситуаций и ситуаций буллинга.

Причины буллинга различны, но основными являются:

  • Национальность и цвет кожи;
  • Избыточный или недостаточный вес;
  • Нарушения речи;
  • Зависть успехам, внешним, физическим или умственным проявлениям;
  • Борьба за лидерство;
  • Демонстрация силы;
  • Привлечение внимания;
  • Месть;
  • Чувство неприязни.

Многие исследователи сходятся во мнении, что мальчики больше склонны к агрессивному поведению, чем девочки, у них преобладает физическая и косвенная агрессия. Однако у девочек больше преобладает вербальная агрессия, подозрительность и раздражительность. Они стараются выражать свою агрессию в скрытой форме.

Стоит отметить, что буллинг проходит несколько стадий становления:

Первая стадия – это образование буллинг-группировки. В подростковой среде вокруг лидера собираются сверстники, которые также хотят доминировать над окружающими или, наоборот, ищут защиту у лидера.

На второй стадии ситуация буллинга упрочняется.

Этому может способствовать бездействие педагогов, равнодушие одноклассников и сверстников.

Насильственные действия повторяются в физических и психологических формах, подросток, подвергающийся им, постепенно перестает сопротивляться, замыкается в себе и становится уязвимой для последующих нападок обидчиков.

На третьей стадии буллинга, за подростком, подвергающимся постоянным нападкам окончательно закрепляется статус «жертвы».

Окружающие и сверстники привыкают к буллингу в отношении данного человека, со временем начинают обвинять его самого в сложившейся ситуации, человек также начинается верить в то, что он сам виноват.

Влияние буллинга на его участников

Самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.

Американские исследования Дэна Олвеуса позволяют выделить два типа жертв:

Первый тип – это жертвы, которые не умеют скрывать свои слабости, например, физически слабые и неуверенные в себе дети.

Второй тип – это жертвы, которые невольно провоцируют к себе негативное отношение, например, дети, которые слишком бурно реагируют на провокации.

Последствия для жертв буллинга: высокий уровень тревоги;  эмоциональный стресс;  депрессия; риск самоубийства;  антисоциальное поведение; социальная изоляция;проблемы со здоровьем.

Последствия для буллеров:  проблемы с учебой; проблемы с социализацией; трудности с самоопределением.

Последствия буллинга

Как мы можем заметить, последствия буллинга в школе бывают не только у жертвы буллинга. Буллер, пытаясь морально, а возможно даже физически уничтожить жертву, пытается поднять свою самооценку и самоутвердиться за чужой счет.

По итогу получается, что негативные последствия буллинга проявляются и у жертвы буллинга, и у буллера, и у очевидцев этого буллинга.

Самые тяжелые последствия буллинга переносит жертва, которая после издевок буллера, начинает замыкаться в себе, получает тонну болезней и начинает задумываться о суициде.

Не редки случаи, когда жертвы школьного буллинга заканчивали жизнь самоубийством.

Также последствия терпят очевидцы буллинга. У очевидцев появляется страх за свою жизнь, ибо они понимают, что с ними может произойти ровно такая же ситуация, как и с жертвой буллинга. Достаточно много случаев, когда очевидцы, насмотревшись на то, как уничтожают жертву буллинга, теряют эмоциональную чувствительность, у очевидцев появляется желание доминировать над теми, кто слабее их.

По итогу очевидцы сами становятся буллерами.

Последствия буллинга появляются и у буллеров. У буллеров формируются асоциальные черты, они склонны к зависимостям, а также подвержены чрезмерной тревожности и проблемам с психикой. У буллеров возникают проблемы с социализацией, с самоопределением, а также буллеры имеют сильные проблемы с успеваемостью в школе. Рано или поздно, но буллеры наживают себе врагов, которых после боятся. Любой буллер когда-то был либо жертвой буллинга, либо очевидцем буллинга. Не важно какого – домашнего или школьного, но сегодня буллер, а в прошлом – жертва или очевидец буллинга.

Как – то раз Р. Гросс, член Комитета школьного здравоохранения сказал: «Мы все либо буллеры, либо жертвы, либо наблюдатели». Данное высказывание является верным. Все мы когда – нибудь видели как буллят человека, а возможно кто – то был жертвой этого буллинга или даже буллером.

Заключение

В заключении хочется сделать вывод о том, что буллинг – это действительно ужасная вещь, которая портит жизнь и психику детей. В данной статье было изучено что такое буллинг, его виды, основные причины буллинга, влияние буллинга на его участников и последствия буллинга.

 

Список литературы:
1. Википедия
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Травля
3. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/shkolnyy-bulling
4. С.В. Кривцова. Азбука буллинга.
5. Бочавер А.А., Женодарова Е.Д., Хломов К.Д. «Методические рекомендации по снижению частоты ситуаций буллинга в школе для учителей и других специалистов, работающих в школах». Москва, «Перекресток», 2014.