УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ВОЙНАМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(268)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(268)
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ВОЙНАМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Сегодня мы видим, крайнее обострение информационной войны, как вокруг России, так и на ее территории (ежедневный рост числа фейков и лжи, пропаганды ненависти, вражды, войны и насилия, замалчивания и оправдания геноцида и ксенофобии, в том числе с использованием глобальной сети Интернет (штаб управления которой находится в США), информационных ресурсов и технологий как отдельных иностранных государств, так и межгосударственных объединений и даже международных организаций.
Небывалое ранее распространение и использование недостоверной, вредной и запрещенной к обороту информации (за распространение которой национальным законодательством большинства стран мира и нормами международного права предусмотрена уголовная и международно - правовая ответственность), в качестве основного источника и основы для принятия решений на государственном уровне (прежде всего, США, Великобритания, Германия, Украина), на межгосударственном уровне (ЕС) и международном уровнях (ООН) свидетельствует о кризисе права в целом, как системы регулирования общественных отношений, как в этих странах, так и на международном уровне.
Так в международном праве, в частности, установлены следующие запреты: общее запрещение дискриминации, запрет на подлог с использованием компьютерных технологий, запрет на правонарушения, связанные с нарушением авторского права и смежных прав, запрет на отрицание, грубое преуменьшение значения или оправдание геноцида или преступлений против человечности.
На сегодняшний день к числу первоочередных мер отнесены, в т.ч.:
- создание условий для принятия государствами - членами ООН Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности (на данный момент РФ приостановлено членство в ООН);
- продвижение национальных стандартов Российской Федерации в области информационной безопасности и содействие их принятию в качестве международных, региональных и межгосударственных стандартов;
- проведение организационно-штатных мероприятий, направленных на создание (укрепление) структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти и совершенствование координации и взаимодействия в области международной информационной безопасности.
К числу государственных органов - основных субъектов реализации государственной политики в области международной информационной безопасности, наряду с МИД России и Минобороны России, можно отнести: Минцифры России; Роскомнадзор; Прокуратуру РФ и Следственный комитет России.
Противодействие информационным войнам в России имеет свои уголовно-правовые аспекты, которые направлены на наказание и пресечение деятельности лиц, занимающихся распространением дезинформации, фейковых новостей и провокаций с целью разрушения информационной безопасности страны. Некоторые уголовно-правовые меры, применяемые в России, могут включать:
Уголовная ответственность за распространение ложной информации и провокаций, направленных на нарушение общественной безопасности. Например, статья 207 Уголовного кодекса Российской Федерации «Распространение заведомо ложной информации о событиях, подрывающих общественную безопасность».
Уголовная ответственность за организацию преступной группы с целью распространения дезинформации и провокаций. Например, статья 210 Уголовного кодекса Российской Федерации "Организация преступного сообщества (преступной организации).
Уголовная ответственность за хакерскую деятельность и вторжение в информационные системы для получения и распространения ложной информации. Например, статья 272 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконный доступ к компьютерной информации».
Защита информационной безопасности государства. В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государство имеет право на применение мер по недопущению использования информационных технологий в целях ведения информационных войн и нарушения информационной безопасности государства».
Сотрудничество с дружественными государствами в борьбе с информационными войнами. Россия может заключать международные соглашения и сотрудничать с другими государствами для пресечения деятельности и противодействия информационным войнам.
В целом, уголовно-правовые аспекты противодействия информационным войнам в России направлены на защиту информационной безопасности государства и наказание лиц, занимающихся распространением дезинформации и провокаций.