Статья:

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ВОЙНАМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(268)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Поюров И.Н. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ВОЙНАМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 1(268). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/268/143378 (дата обращения: 14.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ВОЙНАМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Поюров Игорь Николаевич
магистрант, Частное образовательное учреждение высшего образования "Южный университет (Институт Управления, Бизнеса и Права)" РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Сегодня мы видим, крайнее обострение информационной войны, как вокруг России, так и на ее территории (ежедневный рост числа фейков и лжи, пропаганды ненависти, вражды, войны и насилия, замалчивания и оправдания геноцида и ксенофобии, в том числе с использованием глобальной сети Интернет (штаб управления которой находится в США), информационных ресурсов и технологий как отдельных иностранных государств, так и межгосударственных объединений и даже международных организаций.

Небывалое ранее распространение и использование недостоверной, вредной и запрещенной к обороту информации (за распространение которой национальным законодательством большинства стран мира и нормами международного права предусмотрена уголовная и международно - правовая ответственность), в качестве основного источника и основы для принятия решений на государственном уровне (прежде всего, США, Великобритания, Германия, Украина), на межгосударственном уровне (ЕС) и международном уровнях (ООН) свидетельствует о кризисе права в целом, как системы регулирования общественных отношений, как в этих странах, так и на международном уровне.

Так в международном праве, в частности, установлены следующие запреты: общее запрещение дискриминации, запрет на подлог с использованием компьютерных технологий, запрет на правонарушения, связанные с нарушением авторского права и смежных прав, запрет на отрицание, грубое преуменьшение значения или оправдание геноцида или преступлений против человечности.

На сегодняшний день к числу первоочередных мер отнесены, в т.ч.:

- создание условий для принятия государствами - членами ООН Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности (на данный момент РФ приостановлено членство в ООН);

- продвижение национальных стандартов Российской Федерации в области информационной безопасности и содействие их принятию в качестве международных, региональных и межгосударственных стандартов;

- проведение организационно-штатных мероприятий, направленных на создание (укрепление) структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти и совершенствование координации и взаимодействия в области международной информационной безопасности.

К числу государственных органов - основных субъектов реализации государственной политики в области международной информационной безопасности, наряду с МИД России и Минобороны России, можно отнести: Минцифры России; Роскомнадзор; Прокуратуру РФ и Следственный комитет России.

Противодействие информационным войнам в России имеет свои уголовно-правовые аспекты, которые направлены на наказание и пресечение деятельности лиц, занимающихся распространением дезинформации, фейковых новостей и провокаций с целью разрушения информационной безопасности страны. Некоторые уголовно-правовые меры, применяемые в России, могут включать:

Уголовная ответственность за распространение ложной информации и провокаций, направленных на нарушение общественной безопасности. Например, статья 207 Уголовного кодекса Российской Федерации «Распространение заведомо ложной информации о событиях, подрывающих общественную безопасность».

Уголовная ответственность за организацию преступной группы с целью распространения дезинформации и провокаций. Например, статья 210 Уголовного кодекса Российской Федерации "Организация преступного сообщества (преступной организации).

Уголовная ответственность за хакерскую деятельность и вторжение в информационные системы для получения и распространения ложной информации. Например, статья 272 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконный доступ к компьютерной информации».

Защита информационной безопасности государства. В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государство имеет право на применение мер по недопущению использования информационных технологий в целях ведения информационных войн и нарушения информационной безопасности государства».

Сотрудничество с дружественными государствами в борьбе с информационными войнами. Россия может заключать международные соглашения и сотрудничать с другими государствами для пресечения деятельности и противодействия информационным войнам.

В целом, уголовно-правовые аспекты противодействия информационным войнам в России направлены на защиту информационной безопасности государства и наказание лиц, занимающихся распространением дезинформации и провокаций.

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 18.12.2011 года №174-ФЗ (ред. от 23.09.2021 года) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 06.01.2024).
2. Мысина, А. И. К вопросу о региональных правовых основах сотрудничества государств по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий / А. И. Мысина. — Текст : электронный // Российская юстиция. — 2019. — № 5. — С. 20–24. — URL: www.yusticemag.ru (дата обращения: 06.01.2024).
3. Карабанова, Е. Н. Понятие объекта преступления в современном уголовном праве / Е. Н. Крабанова. — Текст : непосредственный // Журнал российского права. — 2018. — № 6. — С. 69–77. — Библиогр. : с. 77.