Статья:

ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Парфенова М.И. ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(73). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(73).pdf (дата обращения: 11.08.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Парфенова Маргарита Игоревна
студент, Курский государственный университет, РФ, г. Курск

 

Проблема эффективности государственной службы относится к важным вопросам государственного управления.

В теории управления под эффективностью понимается соответствие полученных успехов расходованным на это средствам [2, с. 12]. Такой способ является наиболее подходящим к управлению организацией (фирмой). Но при этом полностью сопоставить экономическую или управленческую эффективность и сферу управления государством и государственной службы невозможно ввиду различных задач, присущих служащим органов государственного управления и менеджерам фирм или компаний.

Потребность в осуществлении оценки результативности работы государственных служащих появилась в Российской Федерации в середине 1990-х гг. В 1995 году был принят закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» [6], в котором были изложены правовые основы оценки работы государственных служащих. В начале 2000-х гг. начало происходить возрождение государственности в РФ. В связи с этим эффективность деятельности госслужащих должна была стать двигательным вектором по усилению органов власти и возрождению в обществе престижа государственных институтов. Тогда Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 15.08.2001 г. приняли «Концепцию реформирования системы государственной службы Российской Федерации» [8], которая явилась базой для совершенствования функционирования в сфере управления.

Важным событием в разработке методов к выявлению параметров и способов оценки работы государственных чиновников было принятие Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 №79 ФЗ [7] и дальнейшая реализация административной реформы. Иными словами, благодаря осуществлённым действиям произошло повышение функционирования органов власти и самих государственных служащих. Но, к сожалению, на сегодняшний день сложно говорить о результативном функционировании аппарата управления государством. 

Значимой проблемой эффективности работы госслужащих является выбор параметров оценки, так как оценка результативности управления государством — это процесс, связанный с осуществлением сравнения итогов определённой деятельности государственных служащих с изложенными в государственных источниках критериями, которые отражают важные преимущества, задачи, принципы.

Стоит отметить, что на данный момент существует официально оформленная структура оценки функционирования государственных чиновников, в первую очередь, изложенная в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а именно в статьях, связанных с внесением критериев результативности функционирования госслужащих в должностной регламент, учреждением исключительного способа оплаты их деятельности с учётом результативности профессиональной служебной деятельности [7]. В данном Федеральном законе указано разделение критериев на обобщенные, осуществляемые Президентом РФ, Правительством РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, и специфические, одобряемые правовым документом государственного органа согласно исключительности его задач и функций.

Функционирование государственных чиновников служит одной из составляющих структуры управления государством, то есть результативность их деятельности необходимо исследовать с помощью определённых показателей оценки эффективности деятельности Российской Федерации. Стоит отметить критерии, выделенные Г.В. Атаманчуком [1, с. 34], которые позволяют дать более полную характеристику осуществлению и деятельности страны как субъекта управления общественными процессами. К таким показателям относятся:

1. Целеориентированность осуществления и деятельности системы государственного управления и её составных частей.

2. Временные расходы на урегулирование проблем, связанных с государственным управлением и реализацией управленческих действий.

3. Форма деятельности структуры государственного управления и её составных частей.

4. Трудности в формировании субъекта управления государством и её составных частей.

5. Расходы на содержание и осуществление деятельности управления государством и её составных частей.

Результативность функционирования госслужащих связана с определённой эффективностью деятельности каждого государственного органа и должностных лиц. В этой связи стоит выделить такие показатели эффективности [1, с. 36]:

  • Уровень соотношения ориентиров, содержания и итогов функционирования органов управления и государственных служащих их компетенциям и правовому статусу.
  • Легитимность постановлений и деятельности государственных органов и государственных чиновников.
  • Действительность управляющего влияния.
  • Подвластность функционирования государственных органов и их должностных лиц потребностям общества, возникновению предпосылок для общественного благоденствия.
  • Демократичность и стабильность при осуществлении связей между государственными органами и госслужащими с народом, их группировками.
  • Соотношение авторитета государственного органа власти и чиновников осуществлению определённых действий.
  • Открытость, достоверность и рациональность сведений со стороны государственных органов власти и государственных чиновников, связанных с управлением государством.
  • Влияние функционирования управления на создание в социуме устойчивых моральных принципов.

При этом не нужно забывать о детерминистско-менеджерском подходе [1, с. 38] к выявлению параметров при осуществлении эффективности деятельности госслужащих. Сущность этого метода состоит в следующем: оценка результативности государственного чиновника базируется на критериях профессионального и экономического характера, свойственных определённому государственному органу, в котором трудится госслужащий. В качестве таких параметров стоит отметить:

  • степень результативности труда, сопоставляемая с показателями мирового масштаба по определённым типам;
  • уровень увеличения национального богатства, рассчитываемого в соответствии с методикой ООН;
  • степень обеспеченности жизнедеятельности населения в расчете на человеческую душу и с разделением прибыли разных типов, а также при соотношении с нормами, установленными в развитых государствах;
  • урегулированность, устойчивость и стабильность связей между людьми, их воспроизводство с увеличивающимся положительным результатом.

На основе параметров результативности функционирования органов государственной власти, официально установленных, могут быть выработаны параметры эффективности деятельности госслужащих [3, с. 66]. В связи с этим отметим некоторые подходы.

Первый подход содержит следующие параметры [3, с. 67]:

1. Критерии окончательного результата, определяющие эффективность функционирования органа государственной власти. Данные показатели имеют возможность выявлять уровень некоторых задач государственного органа и способны с помощью показателей количественного характера провести оценку положения объекта, на который нацелена деятельность органа государственной власти, государственного чиновника, связанных с управлением государством.

2. Критерии непосредственного результата, определяющие качество принятия и исполнения управленческих и других действий. Данные показатели устанавливают объем, значимые показатели и качество исполнения событий, нацеленных на достижение некоторых задач органа государственной власти, а также отображают результативность выполнения необходимых действий государственного чиновника.

3. Критерии положения процедур, связанных с управлением, определяющие правовое, организационное и документационное осуществление выполнения определённых действий. Данные показатели устанавливают уровень исполнения государственным чиновником своих непосредственных обязанностей и должностного регламента.

Что касается второго подхода, он осуществляется на учреждении критерия эффективности функционирования государственного чиновника, поделённого на параметр результативности функционирования органа государственной власти и параметр эффективности функционирования госслужащего [4, с. 5]. С помощью данных критериев возможно выполнение государственным чиновником своих обязательств, но при этом к рассматриваемым параметрам «не должны относиться квалификационные требования по замещаемой им должности, личные качества, потенциал служащего». В итоге, важнейшим инструментом в определении параметров оценки функционирования в сфере управления возможна специфичность результатов, определяемая прямой количественной оценкой выполнения обязательств и регламентных положений и определённой должностной ситуацией государственного чиновника. Ещё одним значимым инструментом является этическая составляющая функционирования госслужащего. В данном случае оценка основывается исходя из общественных суждений, приобретённых на основе проведённых опросов, и оценки выполнения этических норм и свода законов, касающихся служебного поведения.

Третий подход выделяет следующие показатели [5, с. 118]:

  • входящие ресурсы — расходы на организацию предназначенных действий и набор профессиональных и личных качеств;
  • критерии процессов — сроки и нормы исполнения предназначенных действий;
  • критерии непосредственных результатов — масштаб выполненной деятельности;
  • критерии определённых результатов — уровень достижения задач государственных органов и перемены в положении адресного сообщества потребителей;
  • критерии воздействия — результат влияния на управляемую подсистему или конкретное адресное сообщество.

Эффективность функционирования государственных органов в большей степени находится в зависимости от осуществления самой процедуры оценки [5, с. 120]. При этом, в результате осуществления данного процесса необходимо обратить внимание на специфику объекта оценки и должностного регламента, функции органа государственной власти, использовать коэффициенты личного вклада государственного чиновника в достижение разных параметров функционирования государственного органа власти и составных частей.

Таким образом, осуществление деятельности государственной службы в России происходит не так давно, но при всех неоднозначных событиях её возникновения и развития именно функционирование государственных служащих помогает справиться с проблемами восстановления государства.

 

Список литературы:
1. Атаманчук Г.В. Основные положения концепции развития государственной службы в Российской Федерации // Вести государственной службы. - 2019. - №12. - С. 34-40.
2. Барашкова Н.А., Михайлова А.В. Оценка эффективности труда государственных служащих. - М.: Инфра-М, 2020. – 401 с.
3. Малахова О.В., Гарбузова Н.О. Основные подходы к оценке эффективности профессиональной служебной деятельности государственных служащих // Не властвовать, а управлять. - 2019. - № 3(14). - С. 65-72.
4. Савельева Л.П., Попко Я.В. Проблемы оценки эффективности профессиональной деятельности государственного гражданского служащего // Вестник Сибирской академии права, экономки и управления. - 2018. - № 1 (7). - С. 4-8.
5. Соколова Л.Г. Эффективность государственного и муниципального управления // Известия ИГЭА. - 2018. - №6 (80). - С. 117-120.
6. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7379/ (дата обращения: 12.03.2024).
7. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 15.03.2024).
8. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=60120 (дата обращения: 17.03.2024).