ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО БРЕНДА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(268)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(268)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО БРЕНДА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Существующие на сегодняшний день условия развития Российской Федерации стали мотивом формирования, разработки и продвижения территориального брендинга, благодаря которым субъекты в долгосрочной перспективе наращивают свой социально-экономический потенциал. Вследствие развития бренда Калужской области у региона существуют значительные возможности по формированию своих сильных конкурентных преимуществ по сравнению с другими регионами. Это, в свою очередь, становится основополагающим аспектом развития Калужской области, способствуя повышению не только её инвестиционной, но и туристской привлекательности.
Ключевые слова: территориальный бренд, Калужская область, туризм, инвестиции, маркетинг территории, брендинг.
В современных условиях развития Российской Федерации эффективное формирование и продвижение территориальных брендов становится основополагающим аспектом стратегического управления субъектов. Во всемирном информационном пространстве их идентификаторами являются бренды, создание которых основывается на территориальных особенностях регионов и учитывает их будущее долгосрочное планирование [1].
Брендинг неразрывно связан с процессом повышения конкурентоспособности территорий: обладая богатым историческим наследием, природными богатствами и современной инфраструктурой, субъекты Российской Федерации имеют все предпосылки для успешного развития и продвижения своего бренда. Совершенствование имиджа региона, выстраивание в сознании горожан и гостей позитивных представлений, формирование предрасположенности, эмоциональной привязанности и повышение уровня лояльности жителей способствует успешному решению большого количества важных задач со стороны региона, направленных на сокращение оттока населения, привлечение туристов, создание благоприятного климата для предпринимательства – повышение интереса инвесторов и бизнесменов, увеличение объемов финансовой поддержки со стороны государства [2].
На сегодняшний день Калужская область представляет собой стабильно развивающийся субъект Российской Федерации с продуманной экономической стратегией и сформированной политикой, направленной на создание благоприятных условий для инвестиций и поддержку кластерного развития как одного из ключевых направлений. В настоящее время на территории региона успешно функционируют ядерные кластеры, крупные предприятия фармацевтической отрасли, автомобильной промышленности, кластеры композитных материалов, сферы IT и активно развивается направление, связанное с образовательной деятельностью.
Однако, несмотря на реализацию программ, направленных на дальнейшее процветание региона, анализ социально-экономического развития Калужской области на основе статистических данных за 1 квартал 2023 года выявляет не только положительные факторы, но и некоторые проблемные зоны территории, представленные на рисунке 1 [3].
Рисунок 1. Проблемные зоны социально-экономического развития Калужской области
Основываясь на показателях объема привлечения инвестиций в основной капитал в 1 квартале 2022 и 2023 года, составивших 21,4 млрд. руб. и 17,7 млрд. руб. соответственно, можно сделать вывод, что потенциал привлечения инвестиций исчерпывается [4]. Сложившаяся на данный момент неблагоприятная ситуация для инвестиционной привлекательности региона в связи с уходом некоторых иностранных предприятий связана с нестабильной геополитической обстановкой в стране и введением санкций против Российской Федерации. Но, несмотря на отрицательные воздействия, затрагивающие инвестиционный климат Калужской области, закрытие иностранных компаний дало предпринимателям новую возможность для создания и развития различных видов деятельности, которые на сегодняшний день стремятся занять недавно освободившиеся ниши в экономике региона для улучшения своего финансового положения.
В настоящее время, опираясь на показатели социально-экономического развития Калужской области, территориальный маркетинг в качестве дополнительного варианта к промышленной деятельности рекомендует также совершенствовать сферу предоставления туристических услуг, формируя при этом единый региональный бренд.
Калужская область с многовековой историей, обычаями и традициями, а также живописной природой обладает значительным потенциалом успешного развития разнообразных видов туризма благодаря близкому расположению к Москве – столице Российской Федерации, способствующей формированию большого потока туристов, и существованию инновационных центров, обеспечивающих туристическому направлению данного субъекта конкурентные преимущества и активный рост.
На сегодняшний день в Стратегии развития туризма в Калужской области на период до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Калужской области от 07.11.2022 № 842, представлены данные на 2030 год по целевым показателям реализации стратегии [5]:
- общее число туристов и экскурсантов – 3 454 412 человек;
- численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения – 939 173 человека;
- число ночевок – 2 403 972 единицы;
- номерной фонд коллективных средств размещения – 8 857 единиц.
Оценивая возможность осуществления представленных прогнозных значений туристической отрасли Калужской области, следует воспользоваться статистическими данными за прошлый 2016-2021 год в таблице 1 [5].
Таблица 1.
Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Калужской области
Показатель |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2030 (прогноз) |
Общее число туристов и экскурсантов, тыс. чел. |
2 284,5 |
2 451,9 |
2 501,4 |
2 502,8 |
1 766,6 |
2 713,6 |
3 315,7 |
Численность размещенных лиц в КСР, тыс. чел. |
452,1 |
525,2 |
638,8 |
602,2 |
414,7 |
550,4 |
769,1 |
Число ночевок, тыс. ед. |
1 596,0 |
1 687,4 |
1 914,2 |
2 167,9 |
1 170,8 |
1 595,2 |
2 017,1 |
Номерной фонд КСР, тыс. ед. |
7,4 |
7,2 |
7,6 |
7,9 |
7,9 |
7,6 |
8,4 |
Таким образом, по данным, приведенным в таблице, и экстраполяции основных значений туристической сферы деятельности до 2030 года, можно сделать вывод, что стратегическое развитие туризма Калужской области отстает от целевых прогнозных показателей и развивается не в том темпе, который ожидался при формировании плана.
Исходя из анализа проблемных зон Калужской области, оказывающих влияние на формирование бренда региона и расширения туристических услуг, можно выделить следующие категории, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2. Категории проблем, оказывающих влияние на формирование бренда и расширения туристических услуг в Калужской области
Таким образом, в современных условиях развития Российской Федерации и выделенных групп проблем региона можно сделать вывод, что наиболее значимым и действенным инструментом дальнейшего совершенствования Калужской области с точки зрения брендинга территорий является улучшение сферы деятельности туристической отрасли и её дальнейшее продвижение.
В настоящее время Калужская область имеет достаточно низкую узнаваемость на рынке предоставляемых ею туристических услуг, а у целевой аудитории практически отсутствуют ассоциации, объединяющие между собой Калужскую область и такие ключевые точки притяжения региона, как Оптина пустынь, арт-парк «Никола-Ленивец», этнографический парк-музей «Этномир», фестивали «Архстояние» и «Сигнал».
В связи с этим известность туристического бренда региона является одной из значимых характеристик совершенствования субъекта в современных условиях Российской Федерации, представляющей собой предпочтение Калужской области как места потенциального отдыха для целевых групп туристов, а также региона для осуществления долгосрочной инвестиционной деятельности предпринимателями. Исходя из этого, формирование единого бренда Калужской области и его продвижения входит в число значимых факторов для повышения конкурентоспособности территории.
В Постановлении Правительства Калужской области от 07.11.2022 № 842 "Об утверждении Стратегии развития туризма в Калужской области на период до 2030 года" отмечаются следующие стратегические задачи, представленные на рисунке 3 [5]:
Рисунок 3. Стратегии развития туризма в Калужской области на период до 2030 года: задачи
Для реализации задач данной стратегии в рамках совершенствования территориального бренда Калужской области к основным направлениям, обладающим значительным потенциалом для развития туристического и рекреационного сектора региона благодаря живописному ландшафту, историческим достопримечательностям и разнообразному культурному наследию, можно отнести:
- Развитие инфраструктуры туризма: оказание государственной помощи и поддержки, привлечение инвестиций в строительство новых отелей, ресторанов, развлекательных комплексов и других объектов, связанных с данной сферой деятельности, и направленных на развитие региона;
- Развитие экологического туризма: составление маршрутов по таким уникальным природным объектам, как национальный парк "Угра", являющийся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, и заповедник "Калужские засеки";
- Развитие сотрудничества с другими регионами: возможность организации совместных проектов, связанных, например, с возможностью проведения спортивных мероприятий, а также направленных на привлечение туристов;
- Создание специальных маршрутов по историческим объектам Калужской области в рамках культурно-образовательного туризма: организация и совершенствование экскурсий по таким местам и памятникам истории и культуры, как Калужский Свято-Троицкий кафедральный собор, музей-усадьба "Полотняный завод", а также музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского и проведение культурных мероприятий, связанных с памятными датами для данных исторических мест;
- Развитие событийного туризма: организация и продвижение ярких, необычных и запоминающихся мероприятий, таких как фестивали «Сигнал» и «Архстояние», которые привлекут внимание туристов к Калужской области;
- Продвижение территориального бренда в социальных сетях: создание привлекательного имиджа региона как места для туристических поездок выходного дня; активное использование современных маркетинговых инструментов для увеличения узнаваемости Калужской области для туристов из других регионов, таких как правильно сфокусированная реклама, информационные туры лидеров мнений, среди которых блогеры, журналисты и эксперты, корректно выбранные информационные поводы, а также создание групп в социальных сетях с публикацией предстоящих мероприятий и освещением культурной жизни области.
В заключение следует отметить, что территориальный бренд Калужской области в современных условиях Российской Федерации характеризуется значительными потенциальными возможностями, которые на сегодняшний день не до конца реализованы. Таким образом, если в стратегию по созданию и развитию территориального бренда будут включены новые направления реализации, то Калужская область сможет достичь значительного прогресса в формировании своей региональной идентичности и стать более привлекательным местом для жизни и работы граждан, отдыха туристов и инвестиций предпринимателей.